Что такое фокусы

Фотограф с длиннофокусным объективом

Длиннофокусный объектив в фотографии — объектив с фокусным расстоянием, превышающим диагональ используемого кадра в 1,5 и более раз. В прикладных сферах иногда используется термин узкоугольный объектив. В кинематографе длиннофокусными считаются объективы, фокусное расстояние которых более чем вдвое превышает диагональ кадра киноплёнки. Объективы с угловым полем зрения 8° и менее (в малоформатной фотографии более 300 миллиметров), подразделяются в класс «cверхдлиннофокусных» (в англоязычной литературе — англ. Supertelephoto Lens). Телеобъективами, в русскоязычной литературе, называются длиннофокусные объективы, длина оправы которых меньше их фокусного расстояния. Это достигается использованием в схеме сильного отрицательного компонента в хвостовой части объектива по принципу телескопа Галилея, или зеркально-линзовой конструкции на основе телескопа-рефлектора Кассегрена.

Большое фокусное расстояние обеспечивает небольшой угол поля зрения, позволяя снимать удалённые объекты в крупном масштабе. Эффект при использовании длиннофокусного объектива тем больше, чем сильнее фокусное расстояние отличается от нормального объектива. Кроме возможности съёмки крупным планом, ещё одной особенностью длиннофокусных объективов является небольшая глубина резкости. Это используется при портретной съёмке, позволяя выделить лицо и размыть фон. Перспективное сокращение при использовании длиннофокусной оптики преуменьшено, что также может использоваться как художественный приём. Небольшие углы поля зрения позволяют обеспечивать равномерные характеристики по всему полю изображения, благодаря относительной лёгкости коррекции полевых аберраций и астигматизма. В то же время, у длиннофокусных объективов в наибольшей степени проявляется хроматическая аберрация, прямо пропорциональная фокусному расстоянию. Для её уменьшения применяется апохроматическая коррекция, используются оптические материалы с низким коэффициентом дисперсии, например различные сорта низкодисперсионных стёкол и флюорит.

Длиннофокусная оптика в большей мере, чем любая другая, чувствительна к тряске. В фотографии это приводит к шевеленке даже при коротких выдержках, а при кино- и видеосъёмке вынуждает использовать штативы с панорамными головками, оснащёнными дорогостоящими демпферами. По этой причине в длиннофокусных объективах особенно востребовано применение оптической стабилизации. В фотографии понятие длиннофокусного объектива применимо как к оптике с постоянным фокусным расстоянием, так и к зумам соответствующего диапазона.

Отечественные длиннофокусные объективы выпускались под марками «Вега», «ЗМ», «Калейнар», «МТО», «ОБ», «ОКС», «РефлексРуссар», «Рубинар», «Таир», «Телеар», «Телезенитар», «Телемар», «ТОЗ», «Уран», «Фодис», «Юпитер», и др..

Энциклопедичный YouTube

Фокусное расстояние — оптическое свойство любого объектива, от значения которого зависит возможность увеличения/уменьшения расстояния до объекта съемки и угол его обзора в кадре. Расстояние между оптическим центром объектива (т.е. местом, где сходятся все световые лучи, попадающие на него) и датчиком камеры (или плоскостью пленки) измеряется в миллиметрах.

Кроп-фактор / Фото: B&H Foto and Electronics Corp.
Фокусное расстояние не зависит от типа камеры за исключением камер с crop-фактором, обозначающим разницу в пропорции между диагональю кадра 35 мм пленки и матрицей цифровой камеры меньшего размера. Например, фокусное расстояние объектива 50 мм на неполнокадровой камере Nikon или Sony составляет 1.5, а на Canon — 1.6. Соответственно, подбирая к такой камере объектив, следует умножить 50 мм на 1.5 (1.6) и высчитать эквивалентное фокусное расстояние 75 (80) мм.

На что влияет фокусное расстояние

Значение фокусного расстояния, указанное на объективе, влияет на несколько параметров, учитывая которые можно приблизить/отдалить объект в кадре без искажения перспективы, добиться четкости и естественных пропорций.
Во-первых, фокусное расстояние определяет угол обзора, то есть тот объем пространства, который попадет в кадр. Чем длиннее фокусное расстояние, тем уже угол его обзора, чем короче — тем угол обзора шире.
Во-вторых, фокусное расстояние влияет на пропорции объектов в кадре. Они выглядят крупнее при использовании объективов с большим фокусным расстоянием, а при съемке с коротким фокусным расстоянием становятся визуально меньше, хотя в реальности человеческий глаз может видеть их равноудаленными.

Фокусное расстояние / Фото: B&H Foto and Electronics Corp.
В-третьих, фокусное расстояние наряду с диафрагмой, размером светочувствительного материала (ISO) и расстоянием до объекта съемки влияет на ГРИП. Глубина резко-изображаемого пространства или ГРИП — это расстояние, при котором объекты в кадре будут в фокусе.
Для минимальной ГРИП следует использовать длиннофокусный объектив (а также открыть диафрагму и уменьшить расстояние до объекта съемки), для максимальной — подходят широкоугольные объективы (плюс закрытая диафрагма, съемка с большого расстояния).
Кроме того, с помощью объективов с различным фокусным расстоянием можно добиваться построения различной перспективы. Для усиления (линейная перспектива) лучше использовать короткий фокус, для ослабления (тональная) — длинный.

Работа фотографа Надава Кандера «Dust» / Фото: Nadav Kander

Работа фотографа Франко Фонтаны «PUGLIA» / Фото: Franco Fontana

Выбор оптимального фокусного расстояния зависит от жанра съемки и тех задач, которые выходят на первый план. Например, снимая классический портрет крупным планом, стоит выбрать объектив с фокусным расстоянием 80 мм, для поясного портрета подойдет 50 мм, а камера с уровня глаз сместится на солнечное сплетение. Для создания портрета в полный рост лучше ориентироваться на фокусное расстояние 30 мм. Интересное применение можно найти и широкоугольным объективам (например, 12—24 мм): они могут оказаться удачным решением для портрета в интерьере, так как позволят захватить больше пространства в кадр и передать состояние модели за счет окружающей обстановки, будь то рабочий кабинет, городской пейзаж или студия.

Сцена из фильма «Близость» (2004)
В кино главным становится решение драматургических задач, и выбор фокусного расстояния здесь играет не последнюю роль. С помощью верно подобранного значения режиссерам и операторам удается передать различные чувства, погрузить зрителя в атмосферу места и раскрыть главную тему сюжета. Причем во многом это зависит от личных предпочтений: одним нравится исключительно 50 мм, другие выбирают 25 мм, третьи меняют фокусное расстояние практически в каждом кадре. Вряд ли есть правильный и неправильный выбор, зато есть удачный — тот, благодаря которому снимок/сцена максимально полно выражают основную идею.

Какое бывает фокусное расстояние

Объективы делятся на два основных вида: с фиксированным фокусным расстоянием (prime) и переменным (zoom). Фиксированное, как правило, сочетается с другой важной характеристикой объективов: они имеют более широкую диафрагму, что идеально для любых условий освещенности. Тогда как диафрагма зум-объективов переменна. Например, на самом простом объективе 18—55 мм значение диафрагмы колеблется от 3.5 до 5.6.

Фото: Hunter Moranville
Это значит, что при съемке на 18 мм диафрагму можно открыть максимально на 3.5, а на 55 мм — всего лишь на 5.6, что не обеспечит достаточно эффектного размытия заднего плана и не спасет снимок в условиях слабого освещения.
При этом многие профессиональные зум-объективы могут иметь постоянное значение диафрагмы. Например, 24—70 мм сохраняет открытую диафрагму 2.8 при любых фокусных расстояниях. Кроме того, фиксированное фокусное расстояние требует постоянного перемещения фотографа относительно объекта, тогда как зум-объектив без перемены положения позволяет охватить различный диапазон пространства — от крупного до среднего и дальнего планов.
Существует деление фокусных расстояний в зависимости от угла обзора.
110–35 мм. Широкоугольные объективы (угол обзора в среднем 60 градусов)
С помощью этих линз можно охватить большое пространство в кадре. Такие значения фокусного расстояния подходят для съемки событий, архитектуры, групповых портретов. Объективы 12—24 мм успешно используют и фотографы-пейзажисты. Зачастую они являются единственным выбором при попытке заснять пейзаж целиком или добиться интересного эффекта, например, при съемке неба на 12 мм создается ощущение, что облака движутся.
24 мм — оптимальное значение из данного промежутка, при котором пропорции выглядят естественно. Широкоугольный объектив незаменим для разного рода репортажных жанров, так как позволяет включить большую часть происходящего в один кадр и при этом избежать риска искажения в пропорциях.

Кадр из фильма «Печать зла» (1958) / Фото: Universal International Pictures
Считается, что широкоугольные объективы не подходят для портретов, поскольку они настолько изменяют перспективу, что черты лица могут выглядеть неестественно, однако и здесь возможны исключения. К примеру, именно этот недостаток широкоугольной оптики позволили Орсону Уэллсу добиваться передачи состояния безумия, темной атмосферы помешательства, окутавшей маленький городок и его жителей в фильме «Печать зла». Того же эффекта приближения и искажения в восприятии образов главных героев позволяло ему добиваться фокусное расстояние 25 мм, используемое при съемках «Гражданина Кейна».


Кадр из фильма «Гражданин Кейн» (1941) / Фото: RKO Radio Pictures
Недалеко от него в любимых объективах ушли Роман Полански, Тим Бертон, братья Коэны, предпочитая широкий угол обзора для того, чтобы захватить больше пространства и одновременно использовать незначительные искажения для передачи внутренних состояний главных героев.

Кадр из фильма «Ребенок Розмари» (1968) / Фото: Paramount Pictures

Кадр из фильма «Эдвард Руки-ножницы» (1990) / Фото: 20th Century Fox

Кадр из фильма «Фарго» (1996) / Фото: Gramercy Pictures

Отдельно в этой категории следует упомянуть о сверхширокоугольном объективе — «рыбьем глазе» (fish-eye), фокусное расстояние у которого колеблется между 8 и 15 мм. За счет сильного искажения пропорций такие снимки «втягивают» зрителя в изображение, делая его участником событий, а фотографу (оператору) дают возможность уместить в кадр больше пространства при ограниченном движении.
Однако о реалистичности происходящего тут говорить не приходится. Довольно много кадров снято с помощью сверхширокоугольной оптики в фильме Терри Гиллиама «Бразилия». Подобное решение острее подчеркивает фантазийную сущность всего происходящего и одновременно умело нагнетает атмосферу легкого безумия.

Трейлер фильма «Бразилия»
235–70–105 мм. Стандартные объективы (угол обзора приблизительно 40–50 градусов)
Диапазон фокусных расстояний 35—70 мм подходит абсолютно для любых жанров. В промежутке 45—50 мм достигается наиболее естественная перспектива, близкая к тому, что видят наши глаза (исключая периферическое зрение). Не зря 50 мм предпочитал такой классик, как Картье-Брессон, объясняя свой выбор чрезвычайным удобством этого расстояния: «50 мм соответствует определенному видению и в то же время обладает достаточной глубиной фокусировки, чего нет у длинных объективов. Я работал с 90 мм. Это сильно срезает передний план, если вы снимаете пейзаж, а если люди бегут на вас, нет глубины фокуса. 35 мм великолепен при необходимости, но чрезвычайно сложен, если вам нужна точность в композиции. Слишком много элементов и что-то всегда не в том месте».
Фотограф Анри Картье-Брессон / Фото: Fondation HCB
Именно в этом диапазоне находится лучшее значение для портретной съемки. Использовать конкретное фокусное расстояние требуется не так часто, но портретная фотография — как раз тот случай. Большинство профессиональных фотографов используют короткофокусные объективы, среди которых наиболее популярен диапазон 85—100. Их часто называют «портретными», поскольку они позволяют фотографировать с удобного расстояния (3—3,5 м, что оставляет достаточно пространства объекту съемки и в то же время удерживает модель в кадре).
В диапазоне 85—100 мм устраняются нежелательные искажения, которыми известны широкоугольные объективы, и одновременно минимизируется сжатие, характерное для длиннофокусных объективов. Один из самых знаменитых снимков фотожурналиста Стива Маккари — «Афганская девочка» сделан на объектив с фокусным расстоянием 105 мм. Такое же фокусное расстояние предпочитает фотограф Герб Ритц, известный своими портретами актеров, рок-звезд и моделей.
Портрет Дэвида Боуи / Фото: Герб Ритц. «Афганская девочка» / Фото: Стив Маккари
В этот промежуток попадают и идеальные макрообъективы 40–60 мм. Такое фокусное расстояние позволяет почти вплотную приближаться к объекту съемки, что необходимо в случае выделения в кадре мельчайших деталей — например, деталей живой природы или элементов одежды. Глубина резкости подобных объективов столь мала, что при съемке цветка лепестки на заднем плане могут оказаться размытыми.
В работе с макрообъективом стоит всегда пользоваться штативом, ведь при такой высокой степени приближения даже незначительное колебания может свести на нет все усилия. Не стоит забывать, что макрообъективы, также имеют широкий диапазон значений (то есть могут быть длиннофокусными). В данном случае важно учитывать рабочее расстояние от объекта в момент съемки: чем длиннее фокусное расстояние, тем дальше вы сможете находиться от того, что снимаете.
Работа фотографа Эдварда Уэстона «Cabbage Leaf» / Фото: edward-weston.com
В кинематографе акценты на деталях порой важнее, чем общие панорамы, ведь за счет максимально крупного плана какого-то незначительного элемента, операторам удается и поддерживать интригу, не договаривая зрителю контекст, и раскрывать тайну, которая еще неизвестна герою. Так, пользуясь своим любимым фокусным расстоянием 50 мм, Альфред Хичкок удалялся и приближался к героям, сочетая общие и детальные планы для нагнетания саспенса.

Сцена из фильма «Психо» (1960)
3105–600 мм. Длиннофокусные и сверхдлиннофокусные (телескопические объективы с углом обзора 30 и менее градусов)
Выбор таких значений фокусного расстояния обусловлен задачей съемки объектов, которые достаточно удалены от камеры. Считается, что они не слишком подходят для пейзажа, так как сглаживают перспективу композиции. При этом профессиональные фотографы-анималисты всегда используют огромные телеобъективы с фокусным расстоянием 400 мм и больше, поскольку при съемке дикой природы требуется максимальное приближение. Например, такие объективы использует известный фотограф дикой природы Франц Лантинг, добиваясь погружения в среду обитания животных за счет приближения и терпеливого ожидания идеального момента.
Работа фотографа Франца Лантинга / Фото: Frans Lanting / DPA / TASS
То же относится и к спортивным репортерам, которые задействуют в съемке и широкоугольные и длиннофокусные объективы, меняя не линзы на одной камере, а сами камеры, чтобы не упустить важный момент и за считанные секунды перейти от 35 мм к 400 мм. Полезно также использование телеконвертеров (их еще называют удлинителями фокуса), которые увеличивают «дальнобойкость» теле- и объективов с переменным фокусным расстоянием. За счет такой насадки можно превратить 200 мм в 450 и даже 600 мм.
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
Обложка: кадр из фильма «Мастер» (2012) / The Weinstein Company

Задачи

  • Трансляции и запись роликов для YouTube;
  • Видеозвонки;
  • Организация конференций и семинаров;
  • Видеонаблюдение за охраняемыми объектами.

В зависимости от типа задач и качества видео, которое потребуется на выходе, веб-камеры подразделяются на два типа: бытовые и профессиональные.

Бытовые обладают ограниченным числом настроек и относительно небольшим разрешением, которого вполне хватит для совершения видеозвонков.

Профессиональные веб-камеры обладают лучшими характеристиками. Они предназначены для трансляций в разрешении не ниже Ultra HD, снимают видео с 60fps, поддерживают расширенный динамический диапазон HDR, а также обладают высокой светочувствительностью.

Кроме того, в профессиональных моделях более широкие настройки, встроен автофокус, режим замедленной съемки и другие полезные функции.

Само-собой, стоимость таких устройств в несколько раз превышает цену обычных бытовых веб-камер. Они предназначены для видеоблогеров и использования в различных профессиональных отраслях.

Разрешение матрицы

Число мегапикселей определяет физическое разрешение матрицы. Чтобы определить количество Мп или физическое разрешение матрицы, достаточно знать велечину одного из этих параметров. Для этого можно руководствоваться следующей «шпаргалкой»:

Мегапиксели Разрешение
0,3 640х480
0,8 1024х768 (HD)
1,2 1280х960 (Full HD)
1,9 1600х1200
3 2016х1512
3,8 2400х1600
5 2592х1944
6 2816х2112
8 3264х2448

Если в описании веб-камеры разрешение, превышающее указанные в таблице соотношения, значит производитель схитрил. Скорее всего, указаны данные, полученные после интерполяции (программного масштабирования изображения).

Подобным образом иногда поступают малоизвестные бренды, чтобы привлечь покупателя большим разрешением при относительно низкой стоимости устройства.

Максимальное качество изображения будет достигаться именно в том разрешении, которое допускает число Мп матрицы. При дальнейшем программном увеличении картинка станет размытой, будут видны отдельные пиксели.

Тип фокусировки

Эта опция отвечает за то, чтобы ваше лицо или ближайший объект отображались четко, а фон не отвлекал внимания.

У современных устройств есть три вида фокусировки:

  • Ручная;
  • Автоматическая;
  • Фиксированный фокус.

Автоматическая фокусировка

Профессиональные веб-камеры и устройства hi-end сегмента оснащаются режимом автофокуса. Это удобно и функционально — владельцу не придется что-либо подкручивать и настраивать, чтобы добиться четкости расположенных близко к камере предметов.

При этом устройство с автофокусировкой будет обладать большей светосилой, что также влияет на качество изображения. Оно останется хорошим даже при низком уровне освещенности в месте съемки. Веб-камера будет подстраивать фокусное расстояние в зависимости от положения объекта съемки. Часто у этих моделей предусмотрена опция слежения за лицом.

Ручная и фиксированная фокусировка

Модели с автоматической фокусировкой имеют довольно высокую цену, поэтому если хотите сэкономить — лучшим выбором станет веб-камера с фиксированным фокусом или ручной настройкой. Для связи с родными Возможностей недорогих камер достаточно для видеосвязи с друзьями и родными, однако если вам важно выглядеть презентабельно даже при слабом освещении — выбирайте среди устройств, оснащенных автофокусом.
Для записи в высоком качестве Если вы используете камеру для создания роликов или ведения трансляций, выбирайте среди камер с большим числом мегапикселей и высоким разрешением видео.
Встроенный микрофон Если установка дополнительного микрофона не входит в ваши планы, выбирайте камеру со встроенным. Перед покупкой лучше проверить качество звука — у недорогих моделей звук может быть тихим.
Для профессиональных блогеров Если вы используете веб-камеру в профессиональной деятельности, и вам нужна идеальная «картинка» в высоком разрешении, выбирайте среди профессиональных камер.

В первом случае вам не придется ничего настраивать. При слабом освещении изображение серьезно потеряет в качестве, увеличится зернистость, и могут исказиться оттенки. Камеры с ручной настройкой фокуса обладают лучшей светочувствительностью, но требуют долгой самостоятельной настройки. С помощью вращения фокусировочного кольца можно установить нужную резкость, но при изменении расстояния эти манипуляции придется проводить заново.

Способ крепления и подключения

Есть камеры, которые используют провода для передачи изображения, а есть те, которые делают это через WiFi или Bluetooth. Второй вариант особенно удобен при проведении видеоконференций.

Для более простых задач подойдет подключение через USB 2.0. Такая камера будет меньше стоить, но передать запись со скоростью 30 кадров в секунду и разрешением 1280х1024 уже не сможет. Для подобных высококачественных видео нужно устройство, снабженное USB 3.0 или 3.1.

Крепление с помощью специальных фиксаторов может осуществляться на монитор стационарного компьютера, стол или штатив.

Для простых видеозвонков самым удобным будет крепление на мониторе, а для конференций подойдет штативное. Есть камеры с универсальными фиксаторами, что позволяет использовать их для различных целей.

Встроенный микрофон

При выборе веб-камеры нижнего ценового сегмента помните о риске получить бракованное устройство. Малоизвестные производители нередко позволяют себе критические конструктивные недоработки, либо используют некорректно работающую прошивку. И то и другое может привести к помехам во взаимодействии камеры и встроенного микрофона.

Подсветка

Эта опция нужна камерам с фиксированным фокусным расстоянием. Она не компенсирует слабую светочувствительность полностью, однако значительно улучшает качество изображения, если вы говорите по скайпу в помещении с приглушенным светом.

Главное фокусное расстояние

Если направить на собирательную (например, двояковыпуклую) линзу пучок лучей света, параллельных главной оптической оси линзы, как показано на рис. 7, в левом верхнем углу, то после преломления в линзе эти лучи соберутся в главном фокусе. Расстояние от линзы до главного фокуса и есть главное фокусное расстояние линзы.

Рис. 7. Таким способом можно приблизительно определить главное фокусное расстояние линзы

С достаточным приближением его можно определить, если поместить линзу или объектив на пути солнечных лучей, которые практически параллельны, и получить на бумаге резкое изображение солнца. Расстояние между линзой и бумагой и будет главным фокусным расстоянием линзы. Его можно измерить линейкой.

Почему же это расстояние называется главным?

Пользуясь линзой, можно заметить, что с изменением расстояния между предметом и линзой расстояние от линзы до изображения предмета также изменяется.

Проделаем следующий опыт. Возьмем двояковыпуклую линзу и лист белой бумаги и, поместив линзу на небольшом расстоянии от горящей лампы, получим на бумаге резкое изображение лампы. Измерив расстояние между линзой и бумагой, начнем отходить от лампы все дальше, поддерживая резкость изображения. Легко заметить, что расстояние между линзой и бумагой сначала будет сокращаться довольно быстро, а затем все медленнее, как бы затухая, и наконец наступит момент, когда оно перестанет сокращаться. И как бы далеко мы не отошли от лампы, расстояние от линзы до бумаги практически сокращаться уже не будет. Оно останется таким же и в том случае, если мы попробуем получить на бумаге резкое изображение удаленных домов, далеких гор, облаков или даже солнца. Иными словами, это расстояние является самым коротким из всех, при которых возможно получить резкое изображение предметов. Для линз с разной оптической силой это расстояние будет разным, но для каждой линзы оно постоянное, что позволяет пользоваться им как основной оптической характеристикой данной линзы. Поэтому оно и называется главным.

Сказанное относится и к любому фотографическому объективу. Независимо от числа линз, из которых он состоит, каждый фотообъектив представляет собой собирательную оптическую систему, т. е. действует подобно одиночной линзе. Поэтому объектив прежде всего характеризуется величиной его главного фокусного расстояния. Это расстояние обозначается буквой f или F и выражается в сантиметрах (иногда в миллиметрах). Итак, обозначение «F = 5 см» показывает, что главное фокусное расстояние данного объектива равно 5 см.

Для упрощения главное фокусное расстояние обычно называют просто фокусным расстоянием.

Рис. 8. Масштаб изображения прямо пропорционален величине главного фокусного расстояния

Каково же практическое значение фокусного расстояния объектива? Прежде всего от него зависит масштаб получаемого изображения. Он прямо пропорционален величине фокусного расстояния объектива. Сравните два снимка, помещенных на рис. 8. Оба они были сделаны одним и тем же аппаратом с одного и того же расстояния, но в первом случае фокусное расстояние объектива было вдвое меньше, чем во втором. Как видите, линейный масштаб изображения на первом снимке получился вдвое меньше. На этом явлении основано применение в одних и тех же фотоаппаратах так называемых сменных объективов с разными фокусными расстояниями, что позволяет, не сходя с места, т. е. с одной и той же точки, вести съемку в разных масштабах. Позже мы познакомимся с такими объективами более подробно.

Каждый фотоаппарат выпускается в продажу только с одним объективом, но у фотоаппаратов разных форматов объективы имеют разные фокусные расстояния. У фотоаппаратов марки «Смена» объективы имеют фокусное расстояние 4 см, у других малоформатных фотоаппаратов — 5 см. У фотоаппарата «Любитель» и почти у всех других фотоаппаратов формата 6 х 6 см объективы имеют фокусное расстояние 7,5-8 см, а фотоаппараты формата 6 х 9 см снабжены объективами с фокусным расстоянием 10,5 см.

Как видите, между форматом фотоаппарата и величиной фокусного расстояния объектива имеется связь: чем больше формат фотоаппарата, тем больше и фокусное расстояние установленного на нем объектива. Можно также обнаружить, что связь эта закономерна и что фокусное расстояние объектива обычно равно или близко к диагонали того кадра, для которого объектив предназначен. И в самом деле диагональ кадра фотоаппарата формата 24 x 36 мм (малоформатные аппараты) равна 43,3 мм и фокусное расстояние объективов таких фотоаппаратов обычно находится в пределах от 4 до 5 см. Диагональ кадра 6 x 9 см равна 10,8 см и объективы у таких фотоаппаратов имеют почти такое же фокусное расстояние. Чем же это объясняется?

Площадь, на которой объектив дает изображение, ограничена размерами кадра, т. е. форматом фотоаппарата.

Фотографический кадр всегда представляет собой прямоугольник или квадрат, а наибольшей линейной величиной в таких геометрических фигурах служит диагональ. Зная диагональ кадра и величину фокусного расстояния объектива, можно с помощью простого графического построения определить одно очень важное свойство объектива: под каким углом он охватывает снимаемое пространство. Для этого достаточно начертить на листе бумаги в натуральную величину прямоугольник размером с кадр, как это показано на рис. 9, и провести диагональ этого прямоугольника AB, опустить к середине диагонали перпендикуляр и, отложив на нем отрезок OC, равный фокусному расстоянию объектива, соединить точку C с концами диагонали АВ. Угол АСВ и есть искомый угол, называемый углом поля изображения.

Рис. 9. Таким построением легко определить угол поля изображения объектива

Проделав такое построение для объективов, установленных на фотоаппаратах разных форматов, можно увидеть, что угол поля изображения у всех объективов примерно одинаков и находится в пределах 40-55°. В величине этого угла и кроется секрет закономерности, о которой было сказано выше.

Опыт показал, что наиболее удобны для подавляющего большинства фотосъемок объективы, угол поля изображения которых находится в указанных выше пределах. Разница между величинами фокусных расстояний объективов различных по формату фотоаппаратов объясняется не чем иным, как стремлением конструкторов сохранить у всех фотоаппаратов один и тот же наиболее удобный угол поля изображения. Объективы с таким углом поля изображения называются нормальными. Их часто называют универсальными. Именно с такими объективами, как основными, фотоаппараты и выпускаются в свет.

Один из начинающих фотолюбителей пытался уверить другого в том, что чем больше формат фотоаппарата, тем большее пространство можно им охватить при съемке. Мне хочется предостеречь вас от такого заблуждения. Все фотоаппараты с нормальными объективами охватывают почти одинаковое пространство. Два снимка, показанных на рис. 10, это убедительно подтверждают. Один из них был сделан фотоаппаратом формата 24 x 36 мм, другой — с той же точки фотоаппаратом формата 6 x 9 см. Хотя размеры снимков и масштабы изображения на них различны, границы сфотографированного пространства у них одинаковы.

Рис. 10. Все фотоаппараты с нормальными объективами охватывают при съемке одинаковое пространство

От фокусного расстояния зависит также не менее важная техническая характеристика объектива — его светосила.

Как видите, с фокусным расстоянием связаны очень важные свойства объектива. Не случайно величину его всегда обозначают на оправе объектива. Но, выбирая фотоаппарат, менее всего следует руководствоваться величиной фокусного расстояния его объектива. Вы уже знаете, что фокусное расстояние основного объектива наилучшим образом согласовано с форматом кадра и подобрано в соответствии с наиболее удобным углом поля изображения. Выбирать аппарат по величине фокусного расстояния объектива было бы бесполезным занятием, но знать это расстояние и его практическое значение важно.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Полную версию «Энциклопедии карточных фокусов» и статьи автора, можно заказать по e-mail: vasilevsky37@mail.ru. Заслуженный артист России, Лауреат международного конкурса иллюзионистов в Карловых Варах 1968 года, А. Н. Василевский.

Что такое фокус?

Иллюзионист может обойтись без «волшебной палочки», но без зрителя — никак (иллюстрация с сайта arts4u.org).

Илюзионное искусство — один из видов деятельности человека. В основном развлекательного характера, и поэтому оно широко представлено на эстраде, в цирке, в варьете, реже в силу своей специфичности — в кино и на ТВ. В основном — это выступления артистов в виде концертных номеров, аттракционов и больших иллюзионов-автоматов, иллюзионных спектаклей, шоу.

Иллюзионное искусство привлекает зрителей своей фантастичностью происходящего на сцене. Зритель, присутствуя во время трюка, сам может убедиться в том, что на сцене происходит невероятное, невозможное действие.

Показывая и наблюдая фокусы, люди развлекаются. Но не только. Один человек создал фокус, другие удивляются ему, пытаются разобраться в фокусе, понять его и добраться до истины.

В конце концов, поняв, что такое фокус, добравшись до его сути, человек узнает ещё чуть-чуть о самом себе.

Изучая фокусы, мы в конечном итоге, изучаем самого человека, самих себя. Развитие иллюзионного искусства невозможно без изучения основной его составляющей — иллюзионного трюка. Только зная, что такое трюк, можно двигаться вперед, создавая новые фокусы. Схематично Иллюзионное искусство можно представить так:

Лауреат Международного конкурса иллюзионистов Карловы Вары-1968 Александр Николаевич Василевский, автор статьи.

Иллюзионы — крупномасштабные трюки, в которых используются крупная аппаратура, люди, звери.

Иллюзионы-автоматы — трюки с большой аппаратурой, работающие сами, без участия человека. (Большой водопроводный кран, висящий в воздухе, из которого в бочку без конца льётся вода, шахматный автомат «Турок» Кемпелена и тому подобное).

Манипуляция — трюки с предметами, соотносимыми по размерам с ладонью человека. Ручная работа.

Микромагия — трюки с мелкими предметами за столом в клубах, салонах.

Вентрология — жанр иллюзионного искусства, умение артиста разговаривать за себя и партнёра, куклу, собаку.

Трансформация — мгновенное переодевание.

Мнемотехника — жанр иллюзионного искусства, «передача мысли» на расстояние. Участвуют два партнёра. Один партнёр, шифруя в произносимых фразах информацию, передаёт её другому партнёру. Для зрителей эти фразы предстают, как обычный, ничего не значащий разговор.

Психологические опыты , Ментальные трюки — жанр иллюзионного искусства, где артист демонстрирует свои способности в быстром счёте, экстрасенсорике, предвидении и тому подобном, используя общие приёмы иллюзионного искусства.

Факирские трюки — прокалывание тела ножами и кинжалами, проглатывание шпаги, хождение босиком по горячим углям и тому подобное.

Научно-технические новинки — использование кино, ультразвука, микроволн, магнитов и тому подобного.

Что такое фокус?

Основой Иллюзионного искусства является иллюзионный трюк — фокус. Что заложено в этом понятии? Что происходит, когда один человек в манеже или на эстраде показывает фокусы, а тысячи людей сидящих в зрительном зале только разводят руками?

Чтобы ответить на этот вопрос заглянем в справочную литературу, полистаем энциклопедии, книги. Начнём с нашего метра Э. Т. Кио.

Э. Т. Кио. Иллюзион «Превращение девушки во льва».

«Что обычно отвечали на расспросы зрителей старые фокусники? Это — чудеса белой и чёрной магии, тайна, открытая мне прадедом-факиром, индийское волшебство, ловкость рук и никакого мошенства, обман зрения и тому подобное», — находим мы у Кио, в его книге «Фокусы и фокусники»,

Сказано, скорее, для того, что бы подчеркнуть таинственность происходящего, скрыть и ничего не сказать по существу.

В Уставе Международной Ассоциации магов записано: «Умение показывать фокусы отнюдь не детская забава. Это, прежде всего, искусство для взрослых, искусство утонченное и захватывающее настоящих ценителей, искусство, оттачивающее ум и дающее наслаждение».

Красиво сказано, но тоже не раскрывает сути. Заглянем в словари, энциклопедии. И в этих солидных изданиях мы не находим ответа. «Искусный трюк, ловкая шутка основанные на проворстве и ловкости рук, обмане зрения», — не проясняют вопроса.

Трюк «Размножение шариков».

И, наконец. Иллюзионизм, вид циркового и эстрадного искусства. Основывается на использовании специальных аппаратов — ящиков с двойным дном, оптических приборов и других, а также на манипуляции, то есть — ловкости рук (прежде всего, кистей и пальцев). Артист-иллюзионист добивается появления и исчезновения предметов, людей, «чудесных превращений». В Иллюзионизме широко используются явления, построенные в основном на обмане зрения. (Ю. А. Дмитриев, БСЭ).

Оказывается, «вид циркового и эстрадного искусства» основывается на использовании специальных аппаратов и тому подобном. По аналогии, балетное искусство тогда основывается не на танце, а на пуантах и пачках? И ещё: «широко используются явления, построенные в основном на обмане зрения». Дадим слово Я. И. Перельману.

Он пишет: «Мы часто говорим об «обмане зрения», «обмане слуха», но выражения эти неправильны. Обманов Чувств нет. Философ Кант метко сказал по этому поводу: «Чувства не обманывают нас — не потому, что они всегда правильно судят, а потому, что вовсе не судят».

Что же тогда обманывает нас при так называемых «обманах» чувств? Разумеется, то, что в данном случае Судит , то есть — наш собственный мозг. Действительно, большая часть обманов зрения зависит исключительно оттого, что мы не только видим, но и бессознательно Рассуждаем , причём невольно вводим себя в заблуждение. Это — обманы Суждения , а не чувств.

Ещё два тысячелетия назад древний поэт Лукреций писал: «Наши глаза познавать не умеют природу предметов. А потому не навязывай им заблуждений рассудка».

Иероним Босх (Hieronymus Bosch), «Фокусник» (изображение с сайта keptar.demasz.hu).

Я. И. Перельман: очень интересное замечание я нашел у старейшего русского конферансье А. Г. Алексеева в его книге «Серьёзное и смешное». Году в двенадцатом-тринадцатом в Киеве появился какой-то человек с иностранной фамилией и русским произношением. Афиша его гласила:

«Строго научный сеанс гипноза! Отгадыватель чужих мыслей! Непостижимо! Научные профессора в загадочности».

Я посмотрел его два раза и подметил приём , (выделено мною А. В.) с помощью которого он, задавая вопрос, сообщал партнёру слова, нужные для ответа, и составил свой код. Уже через несколько дней мы с Милотиной выступали у себя в театре с «ненаучными и непсихологическими сеансами».

А. Г. Алексеев подметил приём !

Как и в любом виде деятельности человека, в иллюзионном искусстве есть свои приёмы . Они основаны на психологии, способах мышления зрителя, его физиологических особенностях. Есть приёмы технические.

Действия фокусника, на самом деле, не представляют собой чего-то необыкновенного, сверхъестественного. Они просты, естественны и логичны, но зрителю они представляются невероятными потому, что фокусник применил приём, в результате чего зритель сам сделал ошибочный вывод и поверил в него.

В известном фокусе с картами из перетасованной колоды зрителю предлагают взять любую карту и показать её остальным зрителям. Зритель сам выбирает карту, показывает её всем и по просьбе фокусника кладёт карту в левый карман пиджака фокусника. Фокусник тут же достает эту карту из правого кармана своего пиджака!

В этом фокусе зрители видели, как один из них сам выбрал карту. Все это видели, и в этом убеждён сам зритель, выбиравший карту. На самом деле фокусник так дал выбрать карту, что у зрителя не было возможности взять другую карту.

Тут фокусник мог использовать колоду, состоящую из одинаковых карт или применить какой-либо манипуляционный способ форсировки карты. В любом случае у зрителя не было выбора, как только взять такую же карту, как ту, что фокусник заранее положил в свой правый карман.

Фокусник применил приём «Форсировка», используя колоду для форсирования (форсировочную). Зритель рассуждает примерно так: Как могла карта попасть из левого кармана в правый карман фокусника? Ну, допустим, карта лежала там заранее.

Но как тогда фокусник мог узнать, какую я выберу карту? Зритель уверен, что взял карту сам. В этом и заключается приём «Форсировка». Исполнить трюк ему помог реквизит – форсировочная колода карт.

Учитывая ход рассуждения зрителя, его направляют по заранее предопределённому пути. В этом и состоит приём иллюзиониста. Исполняются приёмы с помощью приспособлений. Иногда простых, а иногда — довольно хитроумных, сложных. Чем проще приспособления, которыми осуществляется приём, тем легче, изящнее проведение фокуса, и тем больший эффект фокус производит на зрителя.

С чем работает иллюзионист? С шариками, платками, коробками? Нет, он «работает» с человеком, со зрителями. Коробки, трости, цилиндры — это только вспомогательный реквизит, как инструмент у каменщика.

Не всё, что летает — самолёт. Так и в фокусах. Не всё, что непонятно — обязательно фокус. Фокус обязательно должен иметь в себе приём. На нём основывается фокус.

ПРИЕМ — способ для достижения иллюзионного эффекта в фокусе.

Приемы подразделяются на:

Манипуляционные — Вольт, Пассировка, Двойной лифт, в трюках с шариками, платками, монетами и т.п.

Психологического свойства — Форсировка, Подсадка и пр.

Физиологического свойства — предметы, расположенные на расстоянии когда угол зрения менее 0.1 градуса не видны простым глазом (тонкая нить, леска на расстоянии более метра), изображение на отдельных кадрах в кино, сменяющихся со скоростью более 8 кадров в секунду, воспринимается как слитное движение.

Технические — Конусная колода, препарированные карты и т.п.

Основные Приемы, используемые в Иллюзионном искусстве

1. ПОДМЕНА — использование второго предмета, похожего внешне и имеющего одинаковые свойства с предметом (реквизитом) применяемом в трюке. Используется в трюках: с близнецами, картами, деньгами; глотание лезвий, разрывание нитки, завязывающиеся платки и др.

2. ПОДСАДКА — использование помощника, играющего роль неосведомленного зрителя.

3. САНЖИРОВАНИЕ – подмена в манипуляции

4. ПАЛЬМИРОВКА — удерживание предмета мышцами ладони так, что он невидим для зрителей.

5. ПАССИРОВКА — мнимая передача предмета из одной руки в другую. Предмет как бы передается в другую руку, на самом деле его оставляют (обычно пальмируя) в той же руке.

6. ВОЛЬТ — смена местами верхней и нижней частей колоды.

7. ДВОЙНОЙ ЛИФТ — две карты берут и держат как одну.

8. ФОРСИРОВКА — предполагая свободу выбора у зрителей, трюк проводят так, что у зрителей практически нет выбора. Они «выбирают» то, что хочет исполнитель.

9. МУЛЯЖ — использование дубликата, муляжа, похожего на реквизит, но отличающегося от него по своим свойствам. Применяется в трюках: Исчезающая трость, Распиливание и других, в которых используются муляжи частей тела: пальцы, наперстки в виде пальца, кисти рук, головы, проволочные каркасы туловища, предметов накрытых платками.

10. ПЕРЕВЕРТЫШИ (хамелеон, оборотень) — вначале зрителя заставляют поверить в то, чего нет на самом деле. Затем он видит истинное, что и ставит его в тупик. (Переворачивающийся ножик, кубик, лопаточка, манипуляционный переворот карты, спичечной коробки, появление вазы с рыбками из-под платка)

11. ЛИШНИЙ — участие в фокусе «лишнего» предмета, о котором не знают и не догадываются зрители.

12. СМОТРИ В КОРЕНЬ — человек всегда стремится схватить главное и не отвлекаться на мелочи. В трюке Сжигание — Превращение девушки во льва, зритель внимательно следит за клеткой со львом — она большая, яркая. Зритель старается не отвлекаться на детали. В частности на небольшую, скромно покрашенную подставку-лестницу, в которой как раз и помещается девушка.

13. ЧЕРНЫЙ КАБИНЕТ — черное не видно на черном.

14. ШВЕДСКАЯ СТЕНКА — предмет, просматривающийся насквозь, закрывается с задней стороны материалом такого же цвета, что и задник. Что дает возможность что-то скрыть за ним и сделать невидимым.

15. БЕРИ, КЛАДЯ — если в карман или коробку, что-то положено, человек считает, что рука положившая — пуста. Кладя что-либо в карман, из него можно достать «незаметно» другой предмет. Этот предмет, затем может появиться неожиданным образом.

Например: закурив, артист кладет спички в карман и этим же движением достает пальмируя шарик, который затем «появляется» из дыма сигареты.

16. ПО ЧАСТЯМ — человек судит о целом предмете по его частям. В шкафу с 4-мя секциями поочередно открываются дверки. Ассистент, находящийся в нем переместившись из 3 и 4 секций в 1 и 2, появляется затем в шкафу «непостижимым» образом.

17. КИНО — 24 кадра в секунду сменяя один другого, создают в мозгу смотрящего слитное движение.

18. КОД — в мнемотехнике. Система передачи информации от партнера к партнеру.

Так, что же такое Фокус

Чтобы понять, как обыкновенные по сути своей действия фокусника становятся трюком, рассмотрим известный иллюзионный трюк «Распиливание». Существует много вариантов исполнения этого трюка. Возьмём один из них.

В манеж выкатывают прямоугольный ящик на ножках. Открывают верхнюю крышку, и в ящик ложится ассистентка. Она пропускает руки, ноги и голову в отверстия ящика наружу. Крышку закрывают и двуручной пилой распиливают ящик на две половины.

Видимо, усложнённая версия фокуса «Распиливание»
(иллюстрация с сайта allampkin.com).

Половины разводят в стороны, но ассистентка свободно двигает руками и ногами, улыбается. Половинки ящика соединяют вместе, открывают крышку и живая, невредимая ассистентка выходит из ящика.

Так видят зрители эффект этого фокуса.

На самом деле всё происходит несколько иначе. Когда ассистентка ложится в ящик, она выдвигает в отверстия вместо своих ног — муляж, бутафорские ноги, и сама ложится в ящик, складываясь, подтянув колени к подбородку, что даёт возможность распилить ящик пополам.

В этом трюке используется приём — Подмена. Вместо ног ассистентки видны бутафорские ноги, муляж. Подменив настоящие ноги ассистентки, зрителя убеждают в том, что девушка занимает весь ящик, и если его распилили, вероятно, распилили и девушку.

Но девушка жива и здорова! Зритель удивлён, восхищён, он в недоумении. Трюк получился. Так приём Подмена произвёл эффект фокуса.

Если все те же действия в трюке «Распиливание» произвести без зрителей в пустом зале, трюка не будет, хотя все действия проделаны от начала до конца. Для того чтобы получился трюк, обязательно нужен зритель, внимательно смотрящий на происходящее действие. Фокус происходит не на сцене или в манеже, а в сознании зрителя, в его восприятии происходящего действия.

Без чего не может быть фокуса? В первую очередь — без зрителя.

Искусство танца, пение может существовать без зрителя. Можно танцевать и петь для себя, получая при этом эстетическое удовольствие. А вот показывать фокусы самому себе нельзя. Фокуснику обязательно нужен зритель. Причём внимательный и трезвый.

Да, фокус, как и все другие виды искусств, существует для зрителя, но Иллюзионное искусство отличается от всех других видов тем, что не может существовать без зрителя, без его непосредственного присутствия. Фокусу сродни театр, искусство актёра, воспринимаемое зрителем в момент действия.

ФОКУС — иллюзионный трюк. Самостоятельное, законченное, сюжетное действие, реально происходящее в присутствии зрителя. Производит на зрителя необычный, фантастический, противоречащий здравому смыслу эффект.

Этот эффект достигается применением иллюзионного приёма, в котором используются психофизиологические особенности человека. В результате воздействия приёма реально происходящее действие представляется зрителю иллюзорным, то есть — в искажённом виде и оценивается им как невозможное, необъяснимое (моё определение — А.В.).

В фокусе мы различаем:

• Эффект — внешняя сторона фокуса — то, что видит зритель, впечатление от него.

• Метод – проведение, исполнение фокуса. Описание действий фокусника. В методе неявно присутствует используемый приём.

• Приём – способ для достижения иллюзионного эффекта в фокусе. С помощью приёма реальные действия иллюзиониста становятся для зрителя необыкновенными, иллюзорными, превращаются в иллюзионный эффект.

Иллюзионные темы

Рассмотрим три фокуса. Три эффекта:

• Шар из правой руки передаётся в левую руку и зажимается в кулаке. Правая рука достаёт из кармана платок и проводит им по кулаку левой руки. Кулак раскрывается. Ладонь пуста. Шар исчез!

• Игральная карта в правой руке. Левой рукой проводят по карте, и раскрываются обе ладони. Карта исчезла!

• Большую деревянную трость заворачивают в бумагу и разрывают бумагу на мелкие части. Трость исчезла!

Три разных трюка, три разных эффекта. Они совершенно не похожи, но объединяет их одно: общая тема — Исчезновение.

Эффекты классифицируются по темам :

Литература:

• Э. Т. Кио, Фокусы и фокусники, изд. «Искусство», 1958 г., стр. 17.

• Журнал Техника Молодежи, 11, 1969 г.

• Ю. А. Дмитриев, БСЭ, т. 10, изд. 3, 1972 г.

• Я. И. Перельман, Занимательная физика, кн. 2., стр. 236.

• А. Г. Алексеев, Серьёзное и смешное. 1972 г., стр.28.

• А. Н. Василевский. Энциклопедия карточных фокусов. 1996 г.