Колористика в ландшафтном дизайне

«Цвета действуют на душу, они могут вызывать чувства и возбуждать мысли, которые нас успокаивают или волнуют, печалят или радуют.»

Гете. Учение о цвете.

Ландшафтный дизайн №3-2010

Цвет, безусловно, одно из наиболее выразительных средств дизайна. Оказывая сильное эмоциональное воздействие, он углубляет впечатление, производимое композицией, рождает эмоции и влияет на наше настроение. Грамотно подобранное цветовое наполнение в ландшафте создает целостную картину сада, воздействует на зрительное восприятие пейзажа, визуально изменяя его пространство, гармонизируя все элементы, расставляя акценты.

Создание композиций в ландшафтном дизайне подразумевает использование как общих закономерностей цветовосприятия, так и основных принципов подбора цветов и растений в определенных сочетаниях. Колористика — наука, изучающая принципы цветовой гармонии, и её влияние на психику, основана на общих законах цветоведения и закономерностях цветового восприятия. Безусловно, в каждой сфере творческой деятельности колористические законы работают по-разному. Так, в изобразительном искусстве, дизайне интерьера, флористике и садовом оформлении эффект от их использования будет различным.

Рассматривая законы колористики применительно к ландшафтному дизайну, нужно заметить, что вопрос цветового решения пространства сада, конечно, очень комплексный, однако мы обратим внимание на его составляющие.

Цвет лишь одно из средств садового дизайна, он не может заменить собой отсутствие структурных элементов, но способен усилить или подчеркнуть эффект от правильной организации пространства. Он всегда воспринимается глазом в первую очередь, и может как «вытянуть» почти безнадежную композицию, так с легкостью испортить удачную.

Цветовая перспектива

Прежде всего рассмотрим общие закономерности цветового воздействия в ландшафте, в том числе особенности оптического и психоэмоционального восприятия цветов.

К ним можно отнести пространственные изменения, связанные с явлением воздушной перспективы, согласно которому яркость, освещение, цвета и четкость предметов изменяются по мере их удаления от точки наблюдения. При отдалении на цвета и элементы пейзажа накладывается синева воздуха, придавая им голубой оттенок, что создает эффект так называемой «голубой дали».

Увеличение глубины пространства, подчеркивающее планы пейзажа, или, напротив, их зрительное сокращение возможно за счет правильного выбора тонов листвы. В частности, использование теплых желто-зеленых оттенков позволяет визуально приближать объекты, а холодных сине-зеленых тонов — их отдалять. Поэтому прием расположения на дальнем плане растений и элементов с мягкими, размытыми контурами и голубоватой окраской нередко используется в ландшафте для усиления оптической глубины перспективы.

Так называемое психологическое воздействие цвета (например, известное возбуждающее действие красного или успокающее зеленого) к ландшафтам может быть применимо лишь отчасти. Оно в большей степени актуально для интерьерного дизайна, в котором на тот же красный цвет придется смотреть постоянно, в то время как садовое пространство более динамично и больше подвержено трансформациям, в том числе сезонным, и цвету в природе в первую очередь свойственна изменчивость. Поэтому зона входа далеко не всегда должна быть обязательно в тепло — красных, а зона отдыха исключительно в холодно — голубых тонах. Конечно, функциональность места может иметь значение при выборе цветовой гаммы, но для сада гораздо актуальнее экологическая зависимость, в частности влияние освещения. Так, на ярком солнце эффектны насыщенные теплые тона, а пастельные и холодные оттенки блекнут и теряются, белые краски вариегатной листвы будут наиболее свежи в полутени, а лилово-пурпурные оттенки наиболее выразительны в закатном солнце (этот подход использовал в частности Клод Моне в своем саду).

Колорит сада

На общий колорит сада в первую очередь влияют стабильные носители цвета, не подверженные сезонным изменениям, к которым относятся фасады зданий, стены и заборы, малые архитектурные формы (беседки, перголы, мостики), а также мобильные элементы садового декора: трельяжи, вазоны, цветные инертные засыпки. Поэтому выбор цветового решения для растительного наполнения сада напрямую связан с доминирующей цветовой гаммой и активностью фона окружения.

Вместе с тем, следует избегать излишне ярких открытых цветов в элементах внешнего декора (отдавая предпочтения натуральным и сложным оттенкам), которые будут неорганичны в нашем климате, особенно резко выделяясь на фоне зимнего пейзажа.

Поскольку одна из основных задач колористики сада заключена в стремлении избежать лишней пестроты, приведение элементов садового декора к единому цветовому знаменателю, способствует целостности садовой композиции.

Речь даже не идет о выборе одного единственного цвета, скорее важно общее соответствие, чтобы детали ограждений, построек, отделки, подыгрывали общей гамме, а не диссонировали с ней, вместе с тем поддерживая ее весь сезон, на фоне изменяющихся растений.

Растительная декорация

К растительным носителям цвета, наполняющим сад красками в течение всего вегетационного периода, можно отнести декоративнолиственные формы деревьев и кустарников. Это растения, окраска листвы и хвои которых отлична от зеленой. Современная дендрология предлагает огромный выбор таких форм, которые можно разделить на группы пестролистных, сизо-серебристых, желтолистных и пурпурных сортов. Используя их в декоре сада, главное — знать меру. Помня что «цветные» древесные формы очень активны, важно соблюсти баланс между насыщенной и спокойной цветовой гаммой. Во-первых, понимая, что декоративнолиственные композиции имеют типично садовый, не природный облик, использовать их в саду следует в качестве акцентов, а не фоновых и заполняющих посадок, выделяя и закрепляя ключевые точки сада. Ведь их появление подобно восклицательному знаку. И чем больше вариантов цветной листвы будет собрано вместе, тем более «громкое» звучание получится, и тем скорее вместо красивой мелодии будет «слышна» какофония. Во-вторых, важно помнить, что зеленый цвет всегда доминирует в саду, и в любой «цветной» композиции он служит и фоном, и объединяющим и смягчающим краски компонентом.

Чтобы избежать цветовой перегруженности при составлении композиций из растений с декоративной листвой, следует использовать не более трех вариантов окраски листвы и хвои одновременно, одним из которых всегда будет зеленый. Расширить колорит композиции можно за счет оттенков основных цветов (листвы и цветения), дополняя их контрастными и нюансными тонами.

Конечно, если речь не идет о «цветном» монохромном саде — белом, красном, желтом, сером, в котором окрашенные растения уже не акценты, а кулисы и декорации. Правда, следует понимать, что подобные «цветные» сады — это скорее экспозиционно-демонстрационный вариант, чем пространство для жизни. В саду допустимы больше «цветные» композиции и цветники. Но в любом случае, чем больше площадь цвета, тем мощнее будет его воздействие на пространство и настроение и тем сильнее, к примеру, белые и желтые тона будут расширять пространство, пурпурные — давить и угнетать, а серебристые — уравновешивать.

Цвета сезонов

Палитра времен года, сезонные эффекты также являются составляющей колористики сада. От них зависит как картина каждого сезона, так и краски внутри сезонов. Природа, как опытный художник, работает в любой технике и всеми красками, гармонизируя любые цветовые сочетания — от прозрачных весенних акварелей и калейдоскопа летних красок до сочной осенней живописи и изысканной зимней графики. Любые природные изменения всегда выглядят естественно.

В цветовых сезонах средней полосы в целом можно выделить хроматический — с преобладанием зеленых тонов — в качестве фона для растительных картин — и зимний ахроматический (черно-белый) периоды.

Задача дизайнера — подчеркнуть природную цветовую гамму подбором растений, по-разному декоративных в каждый сезон, например, дополняя луковичными весеннее цветение, а цветной корой побегов — зимнюю графику.

Осенняя палитра, безусловно, самый мощный цветовой аккорд. Для усиления сезонного эффекта добавляют растения с ярко выраженной в этот период окраской, в том числе представителей дальневосточной флоры, которые дополняющих желто-золотистые краски средней полосы красно-малиновыми тонами, контрастирующими с элементами пейзажа, цветом зданий и силуэтами хвойных деревьев.

Цветочная колористика

Цветники — самая яркая, многообразная запоминающаяся и динамичная составляющая сада. Они обеспечивают смену цветовых картин. Мимолетное и быстротечное цветение создает колористическое разнообразие, расставляет временные цветовые акценты, дарит неожиданные впечатления.

Проектирование цветников дает возможность реализовать все цветовые пристрастия, позволяя предусмотреть различные цветовые темы для каждой зоны сада, в зависимости от ее функционального использования и экологических условий.

Создание гармоничных цветочных композиций — задача наиболее сложная и интересная. Большой выбор растений, цветов и оттенков позволяет современному дизайнеру проявить творческую фантазию и реализовать самые причудливые замыслы, и без знания основ цветоведения здесь не обойтись.

Колористика цветников — отдельная большая тема. Пособия часто предлагают сложные таблицы, ставящие неискушенных садоводов в тупик. Можно подойти к этому вопросу чуть проще и сформулировать коротко. При создании колористической схемы цветника удобнее идти от понятия той или иной цветовой гаммы, сочетая растения на определенный момент цветения, по правилам цветовой гармонии: на основе либо контраста, либо нюансного сочетания оттенков одной гаммы или одного цвета.


Продолжу тему ландшафтного дизайна цветочной колористикой.
Цвет передает настроение и эмоции. Можно нарисовать картинку или сделать «перечисление». При этом цветовосприятие субъективно и в первую очередь при создании сада стоит отталкиваться от личных предпочтений.
Картина:

Перечисление:


Цвет в цветочных композициях
Цветник воспринимается по-разному вблизи и издали. Поэтому при создании сада нужно помнить о перспективе, с каких точек мы будем «видеть картинку».

Один кусочек композиции вблизи:

Издали:

Само цветение скоротечное и яркое.
Желто-синюю гамму легко создать в июне, но сложно в сентябре.
На солнечных участках лучше читаются теплые композиции.
Найти красное, растущее в тени, очень сложно.

Цветоведение
Не про цветы, а про цвета.
Цветовой круг.
Не буду углубляться в теорию. Остановлюсь на основах. В дружественном сообществе недавно разбирались цветовые комбинации для гардероба более, чем подробно. Для цветника точность подбора менее важна, особенно учитывая то, как сложно подобрать оттенки цветов (а иногда вырастает не то, что было изображено на упаковке).
Ссылки для интересующихся:
Теория цвета
Цветовые схемы
Цветовые контрасты

Цвета бывают ахроматические (черный, белый и серые) и хроматические (наша цветовая палитра).
Основные цветовые комбинации:
монохроматическая (один цвет используется)
В данном случае монохроматической гаммой можно назвать и оттенки зеленого:
комплементарная (цвета, расположенные напротив друг друга на цветовом круге)
синий и оранжевый
или, если зеленый учитывать — зеленый и фуксия/розовый
аналогичная (рядом)
триада (равнобедренный треугольник)
сплит-комплементарная (два цвета рядом, один напротив)
Цветовые контрасты
От градаций цвета (светло-голубой — ярко-голубой), дополнительных (комплементарных цветов), которые усиливают друг друга, до контраста цветовых сопоставлений (чистые цвета — красный, синий, желтый).
Пастельные цвета будут давать одно настроение, яркие насыщенные — другое.
Насыщенность цветов важна для сложных сочетаний.
Сиреневый и оранжевый — контраст 1-го порядка.
Одинаковая насыщенность смягчает сочетания, примиряет цвета.
Светлота — близость к белому или черному.
Светлый — желтый, розовый, голубой.
Темный — синий, фиолетовый, коричневый
Темное теряется на темном, светлое на светлом. Мы рассматриваем не только сочетания цветов, но и фон — стены, забор, конструкции.
Светлотный контраст — насколько один цвет темнее или светлее другого.
Чем контрастнее сочетание, тем оно выглядит современнее.
Самый сложный цвет — белый.
В разноцветных цветниках он дает «выбитые пиксели». Он переводит картину в ахроматический ряд.
Лучше всего белый смотрится в монохроматических цветниках.
Или используется не чисто-белый (кремовый, голубоватый).
Про цветовые сценарии цветника будет еще один пост. Предыдущие посты по тегу «ландшафтный дизайн».