Контраст композиция

Существуют сильный, средний и слабый контрасты. Они различаются по используемому охвату светлотного диапазона.

Например, сильный контраст охватывает полный светлотный диапазон для максимального противопоставления (черный-белый).

Также в зависимости от используемого участка светлотного диапазона зависит тон (светлота) контраста или нюанса. Различают светлый, средний и темный. контраст нюанс композиция светлота

Нюанс охватывает неполный светлотный диапазон и является слабым контрастом.

Виды контраста:

  • 1) По тону (светлоте)
  • 2) По цвету
  • 3) По размеру
  • 4) По форме
  • 5) По направлению
  • 6) Контраст-инверсия

Контраст по тону.

В этом виде контраста противопоставляются монохромные цвета. Они могут бать как ахроматические (черный-белый или оттенки серого), так и хроматические. То есть, сравниваются между собой различные оттенки одного цвета.

Контраст по цвету.

Это один из самых широко используемых видов контраста. Сравнивают различные цвета. Чтобы получить наиболее сильный контраст, нужно использовать цветовой круг. Диаметрально противоположные цвета будут образовывать самые контрастирующие пары.

Контраст по размеру.

Для этого вида контраста среди прочих однородных элементов один из них нужно выделить его размером — сделать больше либо меньше остальных.

Контраст по форме.

Вот один из простейших вариантов контраста по форме:

Использование контраста по форме в интерьере:

Контраст по направлению.

Здесь элемент будет отличаться от других направленностью. Этот прием можно использовать для выражения чужеродности и одиночества.

Контраст-инверсия.

Данный вид контраста достигается путем преобразования части цветов изображения в противоположные. При этом создается ощущение абсолютного противопоставления.

В композиции зачастую используется не один, а сразу несколько видов контрастов.

29 Июля 2015

Основная цель правил композиции — привлечь внимание зрителя и выделить смысловой элемент на фотографии. Человеческий глаз инстинктивно ищет на снимке самый яркий и резкий элемент.

Контраст — это, прежде всего, различие между участками изображения во всевозможных их характеристиках. Оно может быть выражено в большей или в меньшей степени и придает фотографии эмоциональное звучание. Различают несколько типов контраста в фотографии:

ТОНОВЫЙ (ИЛИ ТОНАЛЬНЫЙ) КОНТРАСТ

Он представляет собой разницу от наиболее светлого к наиболее темному. Тоновый контраст характерен для ахроматических цветов. Ахроматические цвета — это оттенки серого в диапазоне от белого к черному. Наиболее ярким (светлым) является белый цвет, а наиболее темным – черный.

Эмоциональная выразительность ахроматической композиции зависит от шкалы использованных тонов. Композиция, построенная в светло-серых тонах, будет выглядеть легкой, воздушной, умиротворенной.

Колорит композиции, решенной в темно-серых тонах, выглядит мрачноватым, суровым, даже трагичным. Наиболее сильный, динамичный и жесткий контраст – контраст черного и белого. Черный с белым – это классика, не требующая дополнений. Белый с серым, серый с серым, серый с черным – идеальный фон для ярких цветовых акцентов.

Под тональным контрастом понимается также намеренное затемнение переднего плана и высветление, подсвечивание заднего. Или наоборот. Таким образом светлые и темные участки изображения на фотографии сопоставляются между собой так, что картинка начинает передавать глубину пространства, его объем. На фотографии создается так называемая тональная перспектива. Тональная перспектива это изменение цвета и контраста объектов при их удалении вглубь пространства фотоснимка. Ощущение иллюзии пространства ещё больше усиливается, когда объекты переднего плана переданы в естественном цвете, а те, что на дальнем плане фотографии, переданы в оттенках синего.

При помощи тонального контраста принято изображать силуэты людей, которые расположены на переднем плане картинки. Основной объект в кадре изображается темным на ярком, хорошо освещенном фоне. Внимание зрителя всегда привлекает объект, освещенность которого заметно отличается от освещенности фона, или остальных объектов в кадре. Причем, как в одну, так и в другую сторону (светлее или темнее). Силуэт на фотографии получается, если есть достаточно большая разница в освещенности фона и снимаемого объекта. Например, съемка портрета на фоне ярко освещенного окна или против ярких источников света (съемка в контражуре).

В своих фотографиях Карлоса Готея из Пуэрто-Рико очень органично сочетает и интересный фон, и «силуэтно-сюжетную» линию.

ЦВЕТОВОЙ КОНТРАСТ

Он подразумевает наличие на фотографии противоположных (конкурирующих) цветов. Этот вид контраста использовать несколько сложнее, чем тот, который мы описали выше. Но если он применен грамотно и правильно, то снимок сразу бросается в глаза зрителю. Так уж устроен наш мозг, что человек сразу выделяет из множества других изображений изображение контрастное по цветам.

Конкурирующие цвета легко определить, используя цветовой круг. Если линейный спектр луча света, состоящий из 7 основных (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и 5 переходных цветов расположить по окружности, мы получим цветовой круг. Впервые это сделал Исаак Ньютон.

Первое сочетание – диаметрально удаленная пара.

Например, желтый и синий, красный и зеленый. Эти сочетающиеся цвета находятся на концах диаметра цветового круга. Но данное сочетание таит в себе много подводных камней. При использовании этих цветов рядом и в равном количестве они даже на небольшом расстоянии сольются в серое пятно. Чтобы смягчить контраст, нужно один из них использовать как отдельные вкрапления на фоне другого, так как цветовой контраст работает лучше с меньшими и большими цветовыми массами.

Классическая триада — цвета, которые расположены на вершинах треугольника с равными сторонами, вписанного в цветовой круг. Сочетание трех основных тонов (желтый, красный, синий) считается очень жестким. Три дополнительных цвета (оранжевый, сиреневый, зеленый) считаются более уравновешенными, а воздействие цветов третьего порядка ещё менее явно.

СОВЕТ: Краски, входящие в три основных цвета, не должны браться в равном количестве. Их насыщенность тоже должна быть различна. Тогда вы получите гармоничную картину, радующую глаз и не раздражающую.

Аналогичная триада. Цвета, которые размещены по соседству друг с другом в цветовом круге в пределах одной четверти, образуют аналогичную триаду. Они очень замечательно смотрятся вместе, потому что имеют общий главный цвет в своем составе (например, желтый), но не создают никакого контраста.

Если вы хотите, чтобы ваша работа вызвала у человека ощущение комфорта и умиротворения, используйте цвета, которые находятся по соседству друг с другом. Сама природа создала такую гармонию. Приятные глазу градиенты создают общую радужную картину.

Теплые и холодные цвета. Стоит помнить еще об одной особенности. Все цвета делятся на теплые и холодные. К теплым можно отнести оттенки красного, желтого, зеленого, а к холодным – оттенки фиолетового, синего, голубого.

Работа участника Ivan777 (Иван Седловский), занявшая призовое место в конкурсе на нашем сайте.

Вам, как фотографу, остается посмотреть на ситуацию и определить, какой из видов контраста в данной конкретной композиции более уместен. И проследить за тем, чтобы контрастные элементы изображения перекликались с его сюжетной составляющей.

Больше фотографируйте и экспериментируйте.

Удачи!

  • 03.10.2019
  • 1495
  • 5

Но цвет может стать и самым опасным средством дисгармонии объекта разработки при отсутствии соответствующих знаний в области теории композиции, цветоведения, знаний о многообразной роли цвета в композиции различных объектов и, безусловно, развитого эстетического и художественного вкуса (базирующегося на чувстве меры), таланта, умения, навыков решения разнообразных композиционных задач, в том числе в области колористики.

Основные понятия

Цвет — одна из основных закономерностей композиции наряду с объемно-пространственной структурой и тектоникой.

Цветовая композиция — составная часть общей композиции объекта дизайна (как и архитектуры, и прикладного искусства), сливающаяся в неразрывное целое с объемно-пластической и цвето-графической ее составляющими.

Цветовые композиции могут быть асимметричными и симметричными, динамичными и статичными, контрастными и нюансными. На цвет в композиции разнообразных двумерных и трехмерных объектов распространяются те же закономерности пропорционирования, ритмизации, масштабирования, создания контрастных или нюансных, симметричных или асимметричных, динамичных или статичных гармонических структур, что и на объемно-пространственные, пластические или линейно-графические виды композиций.

​Цветовое восприятие

Цветовое восприятие тесно связано с фактурой поверхностей фигур, тел, пространств, которая может иметь различные градации от глянцевой (полуглянцевой, полуматовой, матовой, шероховатой) до грубо шероховатой. Один и тот же цветовой тон (определенной длины волны) при той же насыщенности и светлоте может в зависимости от характера фактуры поверхности восприниматься более темным и (или) более светлым, однородным или неоднородным (при бликующей поверхности, отражающей какие-либо элементы фона). Поэтому точнее говорить не просто о цветовой композиции, а о цветофактурной композиции тех или иных объектов.

Главные принципы цветовой композиции

На цветофактурные композиции распространяются те же главные принципы, учет которых обеспечивает композиционную целостность объектов, что и на объемно-пространственные, объемно-пластические, линейно-графические, а именно:

1) единство целого и частей формы;

2) соподчиненность элементов формы;

3) уравновешенность элементов формы;

4) соразмерность элементов формы. Эти принципы тем более важно иметь в виду, что цветофактурные композиции нередко существуют не как самостоятельные гармонические построения, а в качестве составных частей объемно-пространственных, объемно-пластических и линейно-графических видов композиций, будучи с ними тесно связанными и взаимно опосредованными (о чем упоминалось выше).

Итак, проанализируем многообразие возможностей цвета в композиции объектов дизайна.

1. Цвет, как одно из самых активных средств композиции, в первую очередь влияет на эстетическое отношение к объекту до восприятия пространства, объема, пластики формы и ее деталей и остается в памяти дольше всех остальных признаков формы.

2. Цвет активно формирует образные ассоциации, связанные с сущностью объекта и его культурно-смысловым значением для разных социальных групп и индивидов. Свойства цветовых композиций как ассоциативно-композиционных средств формирования художественных образов издавна используются в разных видах искусств.

Это образы разных состояний, настроений, характеров, впечатлений, ощущений: например, величавости, солидности, замкнутости, строгости, холодности; или элегантности, изящества, скромности, кротости; или открытости, теплоты, веселости, игривости, задорности, забавности; декоративности или конструктивности, техничности; статичности, покоя или динамичности, активности, стремительности; мягкости, женственности, романтичности или резкости, мужественности, грубости, прозаичности и т. п.

Цветовые композиции могут создавать впечатления различных времен года, суток, разных состояний погоды, характерных климатических зон; вызывать ощущения радости и горя; тревоги и покоя, безмятежности; создавать впечатление о молодости, юности, зрелости и старости; о жизни и смерти; природе и космосе.

3. Цвет является одним из активных средств новизны, оригинальности композиции благодаря новаторскому подходу к использованию цвета, сочетаний цветов для уже известного объекта (изделия данного вида, типа, набора, ансамбля изделий, предметной среды) и тем более для в той или иной степени нового по функции, конструкции, форме объекта, создаваемого на основе новых материалов и технологий их обработки (переработки, отделки).

4. Цвет — одно из активных средств модных инноваций. Мода вводит нормативно (как регулятор массового поведения людей, ориентирующихся на модные ценности, воплощаемые в модных стандартах и объектах) те или иные цвета и цветосочетания в разряд современных («мода» и «современность» — понятия взаимосвязанные), эстетически и престижно ценных в определенный период цикла функционирования моды.

5. Цвет является средством интеграции, объединения, введения в определенный стилевой ряд различных предметов, составляющих функциональный, ситуативный, потребительский набор (комплект, гарнитур, сервиз, ансамбль). Это могут быть объединенные какими-либо цветами (их сочетаниями) ансамбли одежды, гарнитуры белья; мебели; сервизы посуды (столовой, чайной, винной, кухонной); наборы парфюмерно-косметических изделий; наборы (гарнитуры) украшений; комплектов светильников; наборы инструментов разного рода, спортивного инвентаря; игрушек.

Цветовое единство здесь может дополнять композиционно-стилевое единство формы как однохарактерных предметов, так и предметов, имеющих свои стилевые особенности, но объединенных в функциональный, средовой, ситуативный ансамбль.

6. Цвет в интерьере часто служит решению задачи соподчинения, объединения, уравновешивания разных по стилевому характеру, форме, величине, пространственной ориентации предметов в единой среде. Но он может, при необходимости, служить решению задачи выделения, акцентирования какого-либо объекта в общем ансамбле.

7. Цвет в интерьере служит средством объединения или расчленения плоскостей стен, потолка, пола, проемов окон и дверей. Цвет помогает создавать нужное впечатление от пространства: зрительно его увеличивать или уменьшать благодаря использованию как расчленяющих полос и плоскостей, так и свойств «выступающих» (теплых) и «отступающих» (холодных) цветов, а также тех или иных оптических иллюзий. Впечатление зрительного увеличения или уменьшения объема помещения или предмета создается применением «легких» и «тяжелых» цветов, ярких (чистых) насыщенных или ненасыщенных цветов (разбеленных или зачерненных). Цветографические композиции (орнаментальные узоры, надписи, знаки, символы, декоративные элементы таких композиций) способствуют расчленению плоскостей пространственных или объемнопластических объектов.

8. Цвет используется для выделения, подчеркивания тех или иных элементов конструкции изделий, самих конструктивных соединений, сочленений в самых разных объектах дизайна (как и архитектуры) — в одежде, обуви, мебели, утвари, приборах, машинах, инструментах, разного рода сооружениях, зданиях. В архитектуре давно и широко используется прием цветового выделения крыш, козырьков, башен, шпилей, дверей, ворот, балконов, лоджий, мансард, наличников дверей и окон; подчеркивания горизонтальных и вертикальных конструктивных и пластических членений зданий. В архитектуре эпох готики, барокко, рококо, классицизма, ампира, модерна, периода историзма (эклектики) лепной орнамент на зданиях также выделялся цветом.

9. Технология изготовления и отделки изделий также может отражаться в их цветовом решении. Например, изделия, изготовленные методом вакуумной формовки, прессования, экструзии из пластмасс, имеющих конструктивно нерасчлененную целостную форму, как правило, выполняются целиком одноцветными.

10. Естественные (природные) цветовые особенности различных конструкционных и отделочных материалов, проявляющиеся в их колорите, текстуре и фактуре, широко используются в цветовых композициях изделий, изготовленных из дерева, металла, камня, рога, кости, стекла, перламутра, жемчуга, кожи, шерсти, меха и т. п. с соответствующей обработкой этих природных материалов, выявляющей их декоративные (в том числе колористические) свойства.

11. Цветом можно привлекать внимание к функциональным и декоративным деталям объекта, выделяя их в общей цветовой композиции, акцентируя на них внимание. На многих бытовых производственных приборах, механизмах, машинах цветом (иногда светящимся цветом) выделяются рабочие органы, индикаторы, табло, знаки, индексы, надписи и другая информация. Цветом акцентируются нередко элементы орнамента на посуде, обоях, тканях, одежде, обуви, штучных текстильных изделиях, украшениях и т. д.

Акцентирование цветом необходимых элементов композиции давно и успешно используется в рекламе разных видов: цветом выделяются главные надписи, фирменные знаки, зоны, плоскости, участки графической рекламы, фоны для изображений. Подобные приемы широко используются и в плакатной графике, в уличной рекламе (в том числе светящейся и динамической), а также на упаковке изделий-товаров; в рекламе сопроводительной документации, на ярлыках, этикетках товаров; в рекламных каталогах, буклетах, проспектах.

12. И, наоборот, цветом при необходимости, в соответствии с композиционно-стилевым замыслом обобщают все детали формы того или иного объекта дизайна, строя композицию на эквитональных или даже тождественных цветовых отношениях. Здесь в отличие от акцентирования, основанного на контрасте, используются принципынюансных отношений. Во многих объектах дизайна для достижения целостности, выразительности и образности формы используются, взаимно дополняя друг друга, цветовые приемы контраста, тождества и нюанса.

Вам может понравиться:

Иногда, люди могут сказать «сделай что-нибудь большим, чтобы создать фокальную точку», но вашему объекту нет нужды быть большим, достаточно лишь разительной разницы с размерами окружающих его элементов, чтобы привлечь внимание.

Контраст в Положении
Отделив что-то от группы, вы также можете создать акцент…

Иногда это ещё называется «Акцент через изоляцию».
Контраст в Оттенке/Насыщенности.

Как и тон, разные цвета могут создавать контраст. Некоторые цвета выделяются больше других, а некоторые цвета рядом с другими цветами выделяются ещё сильнее. Используйте это чтобы, акцентировать внимание на конкретных элементах.

Если вы даёте элементу (или набору элементов поблизости) красный цвет, а остальные имеют зелёный цвет, то глаз будет склонен двигаться к красному элементу. Также заметьте, что красные объекты, даже несмотря на то, что они всего лишь 6 отдельных «I» , всё равно остаются визуально сгруппированными в один большой красный объект, благодаря феномену Группировки/Скученности о котором я говорил ранее.

Если у вас присутствует сверх насыщенный цвет в изображении, а остальные цвета приглушены, то это также привлечёт взгляд зрителя.

В основном, яркие насыщенные цвета, склонны к тому чтобы привлекать к себе взгляд. Тёмные ненасыщенные цвета обладают меньшей способностью к привлечению взгляда. Тёплые цвета (красный, жёлтый и т.д.) склонны к тому чтобы выходить вперёд для взгляда, а холодные цвета (синий, фиолетовый и т.д.) наоборот, для взгляда уходят в глубину.
Контраст в Форме

Если у вас в картине присутствует один тип формы, то всего лишь изменив тип формы одного объекта, вы тем самым создадите акцент на нём.

Известное среди художников правило: «Тёплые цвета выводят вперёд, холодные уводят в даль». Хотя на мой взгляд это больше касается пейзажей.

Здесь мы используем одну форму, которая составлена из линий одинакового размера. А вот вторая форма использует комбинации из толстых и тонких линий. Форма с контрастирующими толстыми и тонкими линиями, скорее всего, привлечёт ваше внимание первой.

Контраст в Качестве Края
В основном это размытые края против твёрдых краёв, взгляд в первую очередь склонен обращать внимание на твёрдые края. Поэтому одной из техник является создание мягкого фона и твёрдых краёв вашей фокальной точки, чтобы привлечь взгляд.

Особенно часто можно увидеть на фотографиях, когда предмет на переднем плане выглядит чётким, а фон позади него размытым.

Живые Примеры
В этом изображении техно пола, я использовал контрасты в форме, тоне, размере и положении, чтобы создать визуальный интерес и прекрасные области детализации и покоя. Но изображение не обязательно должно иметь сильную фокальную точку.

Это изображение использует те же техники, не только для того чтобы создать визуальный интерес, но и для того чтобы создать фокальную точку, которой будет являться круглое отверстие в верхнем левом угле картины.

Для нашей Фокальной Точки, я использовал «Контраст Формы» (что-то круглое в посреди большого количества прямых труб), «Контраст Тона» (круг ярче чем его окружение) и «Контраст Размера и Положения» (здесь много крошечных деталей рядом с фокальной точкой, но сама фокальная точка гораздо проще по форме и детализации). Я также использовал другие техники, чтобы создать фокальную точку, такую как линии направленные к ней (прим. пер.: фокальной точке) со всех сторон, но мы поговорим об этом в следующий раз, в теме посвящённой созданию фокальных точек.
И ещё одна заметка напоследок: Расположение круга конфликтует с глазом с точкой зрения того, чтобы быть фокальной точкой. Часто фокальные точки расположены рядом с центром вашего изображения, либо в других предопределённых местах (как на одной из линий в правиле 1/3). Так что если я хочу улучшить свою фокальную точку, то может стоит её немного сместить от центра.

Заключение
Пожалуйста, запомните эти правила контраста, когда в следующий раз будете делать свою работу. Это может помочь вам оживить скучный паттерн или направить взгляд зрителя к определённой точке вашей картины. Или если вы хотите спрятать какой-либо объект, потому что считаете его не слишком важным, то достаточно уменьшить его контрастность по сравнению с его окружением, что приблизит его к фону.
И да, есть много литературы об этих правилах, особенно хочу поблагодарить Sharon Calahan за её секцию о композиции в Advanced Renderman Companion , она прекрасно разбирается в этой теме.

Контраст

Контраст – элемент композиции, который позволяет сделать фотографию более выразительной и интересной. Он способен добавить снимку эмоционального звучания, сделать его более привлекательным и привлечь внимание зрителя. Прежде чем подробно рассмотреть этот нюанс композиционного решения снимка, стоит четко разделить понятия «контраст» и «контрастность».

by Jody Zulkarnaen

Контраст – это различие разных участков изображения и их характеристик, которое может быть выражено в большей или меньшей степени. Контрастность- это скорее способность фотоаппарата видеть и воспроизводить разницу между контрастными элементами.

Для того чтобы правильно использовать данный метод, необходимо посмотреть на снимок как на некую абстрактную композицию и определить какой вид контраста в ней наиболее уместен и уместен ли вообще. Важно чтобы контрастные элементы перекликались с основным сюжетом композиции. Кроме того, нужно заранее определить будет ли фотография цветной или черно-белой, от этого зависит резкость и яркость несовместимых элементов на снимке.

Контрастность элементов на фотографии может выражаться в разных формах и видах.

Тональный контраст

Передний план снимка специально затемняется, а задний подсвечивается, таким образом светлые и темные тона сопоставляются особым способом, передавая глубину картинки. Хорошо использовать этот прием на черно-белых фотографиях. На цветных снимках подобным способом в основном изображаются силуэты людей, выполняющих какое-либо действие, на переднем плане.

Цветовой контраст

Данный прием использовать сложнее, чем предыдущий. Снимок с применение цветового контраста бросается в глаза, когда подобранные цвета находятся на противоположенных сторонах цветового круга, то есть желтый и синий, например. При этом большое внимание стоит уделить насыщенности цветов, чем она выше, тем лучше. Данный прием преобладает в фотографиях цветов, пейзажах и натюрмортах. Например, очень выигрышно будет смотреться снимок хвойного леса, если где-то с краю в нем стоит одинокая яркая рябина.

Контраст фактур

Такой метод применяется, когда нужно подчеркнуть форму предметов одинакового цвета. Чем сильнее отличаются предметы по фактуре, тем более подчеркивается их форма. Кроме того, это отличная возможность высветить каждый элемент снимка, если их цвета схожи. Часто контраст фактур используется, когда нужно подчеркнуть определенную характеристику объекта. Гладкая кожа младенца рядом с колючей бородой старика или нежные крылья бабочки на фоне шершавой бетонной стены – вот яркие примеры фактурного различия.

Контраст динамичных и статичных объектов

Наглядный пример этого метода – незыблемая гладь земли и легкий воздушный шар, парящий в небе, или неподвижная фигура девушки на фоне громадных сугробов и ее развевающиеся волосы. Объединить статичное и подвижное на одной фотографии сложно, ведь, в принципе, это противоречит правилам композиции, но когда это удается, контраст ярко выражает смысловую нагрузку фото и приковывает внимание зрителя.

Смысловой контраст

Суть данного приема в объединении несовместимых объектов. Например, мужчина в строгом костюме, читающий книгу на жарком южном курорте. Такие фото должны быть особенно тщательно продуманы, иначе их вполне можно принять за больную фантазию фотографа. Основная область применения данного приема – жанровая фотография.

Домашнее задание:

сделать фото с применением выразительного средства»контраст»

Не забывайте, пост с домашним заданием называть не только по номеру, но и по названию урока)чтоб критикам было удобно, и понятно, по какому уроку они критикуют)

Ссылки на домашнее задание кладите сюда

Домашнее задание № 13 Контраст

урок был взять вот тут)