Кракелюр, что это?

Трещины часто связывают с видимым дыханием времени. Стараясь придать древность внешности стен, их покрывают узором с искусственно образованными трещинками. Такая отделка достаточно декоративна и встречается во многих дизайнерских стилях. Особо приветствуется кракелюр в интерьере в стилях кантри и классика. Для образования кракле (узора из трещинок) применяется штукатурка кракелюр. Это название относится к технике выполнения штукатурных работ и к используемым декоративным штукатурным составам.

Содержание

Достоинства и недостатки

Если говорить отдельно о плюсах или о минусах такого покрытия, то достаточно выделить следующие преимущества:

  • ярко выраженная декоративность;
  • неповторимость (невозможно предвидеть, какие именно очертания примут искусственные трещинки);
  • универсальность применения (составы хорошо ложатся на поверхности любого рода – бетонные, кирпичные, гипсокартонные);
  • уместность в интерьере (кракле можно украшать потолок, колонны, стены, цоколи);
  • влагоустойчивость покрытия;
  • возможность усиления эффекта или его устранения путём покраски;
  • экологичность трещинообразующего состава;
  • может скрыть изъяны стен небольшого размера;
  • долговечность.

Недостатки:

  • определённая сложность выполнения штукатурки кракелюр своими руками;
  • высокая стоимость материалов.

Необходимые материалы

Эффект трещин в штукатурке под старину основывается на временной разнице высыхания материалов «для кракелюра» и его покрытия, которое трескается. Недосушенный кракелюрный состав интенсивно «выкачивает» воду из лакокрасочного материала и штукатурного состава на водной основе, являясь для покрытия «скользким» основанием. С учётом этого подбираются рабочие материалы.

Чтобы создать отделку с эффектом кракелюра понадобится приобрести следующие составы:

  • одно- или двухкомпонентный кракелюрный лак (расход на 1м2 в один слой – 50г);
  • акриловую краску, имеющую нужный цвет, для «подложки»;
  • специальную затирку (если вы хотите сделать трещинки хорошо видимыми, затирки нужно приобретать контрастных цветов);
  • фактурную штукатурную смесь (можно венецианку);
  • грунтовку;
  • защитный лаковый состав.

Инструменты для работы

От вида инструмента, которым наносится лак, зависит форма трещин. При нанесении кракелюрного лака мягкой кистью, трещинки получаются в виде параллельных глубоких бороздок. При нанесении лака губкой получается узор в виде мелкой сетки с тонкими трещинками. С учётом этого следует подбирать инструмент для нанесения лака.

В работе потребуются:

  • узкий и широкий шпатели;
  • валик, чтобы нанести грунтовку и краску;
  • большая кисть с мягкой щетиной;
  • губка;
  • мелкозернистая наждачная бумага;
  • краскопульт;
  • малярный скотч;
  • фен;
  • чистая ветошь.

Подготовка поверхности стен

В случае, если отделка с эффектом кракелюр наносится на новые стены, их зашпаклёвывают, создавая ровное основание. Если под покрытие подготавливаются стены со старой отделкой, то штукатурку следует отремонтировать и выровнять, обои и старую краску – удалить. Если красочное покрытие ещё прочное и положено на ровное основание, краску можно не удалять. После удаления старого покрытия стены нужно очистить от пыли, зашпаклевать и загрунтовать.

Техника нанесения

Условия, при которых производится изготовление кракелюрного покрытия своими руками, сказываются на конечном результате. Поэтому нужно создать в помещении постоянный температурный (18-25оС) и влажностный режим, не допуская сквозняков до полного высыхания готового покрытия с кракелюром. Отделываемые поверхности не должны быть холодными или излишне горячими. На них не должны попадать прямые лучи солнца. В комнате должно быть сухо (влажность до 70%). Поэтому желательно приурочить выполнение работы к весеннему или осеннему сезону.

Техника выполнения кракелюра требует сноровки и определённых навыков. Логика вещей подсказывает, что предварительно следует потренироваться на куске ДВП или фанеры, предварительно зашпаклёванном и покрытым грунтовкой. Понаблюдать как, где, какие образуются трещинки.

Нанесение акриловой краскиНанесение кракелюрного лакаНанесение слоя штукатуркиРезультат нанесения кракелюрного покрытия

Основа

Базовой основой для кракелюра служит гипсовая шпаклёвка или штукатурка. Её следует наносить слоем не толще 2 мм, иначе возможно его отслоение под воздействием деформирующегося кракелюрного лака. Шпаклёвку просушивают и очищают от комочков наждачкой. После этого стена подсушивается. Основу покрывают слоем акриловой краски, имеющей цвет, выбранный для трещинок, или колер добавляется в шпаклёвку.

Другой базой для кракелюра может быть акриловая краска. Её наносят валиком без допускания подтёков. После покраски стену оставляют для высыхания не менее, чем на 5-6 часов.

Слой лака

Различают одно и двухкомпонентнтное лакирование. При однокомпонентном лаковый слой всего один, при двухкомпонентном их два (наносятся они с перерывом на подсушивание). Далее описан процесс однокомпонентного лакирования.

На просушенную основу выбранным инструментом наносят лак кракелюр, не допуская подтёков или сгустковых скоплений. Если их оставить, то условия образования кракелюра будут неравномерными. В местах подтёков «правильных» трещин не получится, вышележащий штуктурный слой будет при обработке подрываться, а это – неисправимый дефект.

Техника нанесения лакового состава определяет направление образующихся трещин. Если состав наносится строго вертикально, по диагонали или горизонтально, то основное направление готовых трещин будет соответствующим. Поэтому для большей декоративности валиком проводят разнонаправлено.

От толщины лакировки зависит глубина и ширина будущих трещинок.

Лаковому покрытию дают время на высыхание не менее 4 часов (лучше дать сутки). После окончания лакировки инструменты (краскопульт и кисти) отмывают сразу, потому что если лак высохнет, удалить его будет трудно. Остаток лака хранят в заводской ёмкости.

Иногда, чтобы получить кракелюр не на всей поверхности стены, а в нужных её местах, лак наносят локально. Тогда трещины образуются в предназначенных местах. Рисунок и величина трещинок также определяются направлением нанесения лаковой массы и толщиной лаковой плёнки.

Перерыв между высыханием лака и последующим нанесением финишного покрытия не должен превышать 1 недели, потому что свойства лака образовывать кракелюр на стенах утрачивается.

Такой важный параметр как время работы кракелюрного лака уточняйте у продавца при покупке.

Финишное покрытие

Как финишное покрытие применяют гладкую акриловую (венецианскую, марокканскую) или рельефную декоративную штукатурку, а также фактурную краску. Если штукатурный состав имеет консистенцию сливок, слой получается тоньше, трещинки узкие и сеть их погуще. При более густом составе трещины образуются реже, зато они шире и глубже.

При одинаковых материалах и условиях работы площадь трещин, образующихся на стене, примерно одинакова: мелких трещинок образуется больше, их сеть гуще, крупных трещин – меньше.

Существуют определённые правила выполнения эффекта кракелюр на стенах:

  • поскольку основной декоративный элемент кракелюра – трещины, то рельефные узоры не должны быть помехой их восприятия (рельеф делается неглубоким, узор – не слишком выразительным);
  • финишный слой должен иметь толщину не более 2-3 мм для штукатурного состава, 1 мм – для слоя краски.
  • На то, чтобы нанести и выровнять штукатурный состав, затрачивают не более 10 минут на задел (следует работать быстро);
  • Участки стыкуются «по сырому»;
  • Если стену не штукатурят, а окрашивают, между проходами не должно быть более 1 минуты;
  • Наносить защитный лак не ранее того, как финишное покрытие просохнет;
  • финишному покрытию из штукатурки дают просохнуть не менее 2 суток, краске – не менее суток.

Защитный лак и воск

Недостаток кракелюрного покрытия – лёгкое отщёлкивание участков финишного материала при ударах. Чтобы защитить полученное покрытие и придать дополнительный эффект, слой кракелюра покрывают воском или лаком. Для нанесения применяют губку из поролона или кисть. Перед лакированием поверхность слоя с трещинами выглаживается наждачной бумагой. Штукатурную пыль удаляют мягкой щёткой или сначала сухой, затем влажной тканью.

Слой лакового покрытия не делают слишком толстым.

Каким именно лаковым составом вскрывать кракелюровое покрытие, решают, исходя из соображений дизайна. Покрывают прозрачным составом или имеющим золотой, перламутровый, серебряный или металлический эффект. Финишное покрытие выполненное из акриловой краски можно вскрыть воском.

Если базовая основа не подкрашена и имеет белый цвет, то трещины можно выделить цветом, используя подкрашенный лаковый состав или тонированный воск. Их втирают в трещины, удаляя с поверхности излишки лессировки. Трещины становятся виднее. Однако контраст не столь велик, как при окрашивании подлаковой основы.

Нанесение двухкомпонентного лака

Технология создания кракелюра при наложении двухкомпонентного лака посложнее. Этап кракелюрового лакирования состоит из нанесения двух слоёв с перерывом между ними для подсушки. Применяют два типа лака: кракелюровый и обычный или патинированный. Обычный лак, будучи нанесённым поверх кракелюрового, трескается, как и штукатурка, а будучи наложен под кракелюровый, ограничивает глубину образования трещин, не допуская их до основания. В третьем варианте используют только кракелюровый лак, налагая его двуслойно.

Лак первого слоя подсушивают примерно час. Лак за это время приобретает прозрачность. На него наносят второй слой, который высушивают 4 часа (до полного высыхания).

Ознакомиться с этой техникой можно на следующем примере.

  1. На подготовленную стену наносится декоративная эмаль золотого цвета (можно применить также состав бронзового или серебряного цветов). Перед нанесением эмаль перемешивают. Наносят валиком, с которого прокатыванием на крышке ведёрка сняты излишки. После нанесения первого слоя эмали его подсушивают 30 минут, затем налагают второй слой. Основу просушивают.
  2. Наносят первый лаковый слой. Кракелюровый лаковый состав имеет довольно жидкую консистенцию, поэтому легко образует потёки на поверхности при нанесении. Наносить его следует быстро и аккуратно, не оставляя потёков и сгущений.
  3. Второй слой лакового состава наносят через час, дав подсохнуть предыдущему. Допускается нанесение также третьего и четвёртого слоя. В результате этого увеличиваются размеры трещин.
  4. Для данной техники используются марокканка или венецианка, которые хорошо ложатся, легко лопаются и дают красивые трещины. Штукатурку наносят слоем 2 мм. Здесь не требуется соблюдение ровности покрытия, наоборот, мазки накладываются с образованием невысоких гребешков по краям. Нанесение мазков разнонаправленное. При высыхании штукатурной массы первоначальные трещины появляются там, где оставлены гребешки. Эти трещины крупнее и глубже, чем трещинки, появляющиеся на ровных участках мазков. Декоративную штукатурку с трещинами нужно просушить, иначе на следующих этапах могут возникнуть дефекты.
  5. Высохшую треснувшую штукатурку выравнивают с помощью шкурки № 320, которая почти не царапает, но хорошо снимает выступы. Тканью или кистью удаляют пыль.
  6. Штукатурку железнят. Лезвие инструмента обтирают влажной тканью. Перед железнением проверить подушечкой пальца качество гладкости лезвия, где не должно быть заусениц и других дефектов. При железнении появляется блеск.
  7. Для отделки декоративной штукатурки с эффектом трещин используется густой воск. Его наносят в два слоя с перерывом 20-30 минут. Каждый полируют. Эффектнее смотрится воск, колерованный под золото (или серебро соответственно цвету основы). Его наносят шпателем, полностью удаляя излишки на сдир. Воск сушат сутки.

Механизированное нанесение

Лаковый состав можно наносить на поверхность стен краскопультом. В таком случае возникает наиболее естественная картина кракле. Для работы подходит пульверизатор, имеющий сопло (дюзу) 1.4 мм. Для работы с краскопультом водорастворимый лак разводят, добавляя воду (до 10%).

При распылении на стену нужно учесть некоторые особенности:

  1. В самом начале работы из сопла поступают сгустки лаковой смеси. Поэтому в начале немного лаковой смеси распыляют на пробник (при вертикальном, а затем при горизонтальном положении форсунок).
  2. Начав распыление на стену, перерывов не делают, останавливаясь только тогда, когда вся стена будет обработана. В противном случае возникнут пятна и неровности.
  3. Чтобы завершить работу, распылитель отводят от стены и только затем выключают краскопульт.
  4. При работе стараются поддерживать одинаковое расстояние от форсунок до стены.

Видео с примером механизированного нанесения штукатурки кракелюр.

Эффект кракелюр на поверхности стен

Производители выпускают в линейках венецианских и фактурных штукатурок составы с эффектом кракелюр. Такие составы не требуют перед нанесением их на стену тщательного выравнивания основания. Стены грунтуют, чтобы увеличить адгезию и закрыть поры основания, и стена не вытягивала влагу из штукатурки.

Работают с этими составами на высокой скорости, поэтому, как правило, трудятся вдвоём: один наносит материал на стену, другой – затирает штукатурную массу шпателем.

Максимальная толщина наносимого слоя, позволяющая образование крупных трещин, – 3 мм. Обработку ведут без образования стыков. После наложения штукатурный состав разглаживают. Перед стеной устанавливают вентилятор для ускорения сушки. Поток воздуха направляют к стене под углом 45о. Через некоторое время на декоративной штукатурке кракелюр начинают появляться трещины. Кракелюр на стенах формируется примерно в течение часа, после этого обдув прекращают. Отделка сохнет ещё сутки. После чего на неё наносят воск или лак для защиты и декорирования. Трещины колеруют.

Уход за покрытием

Кракелюр – покрытие «нежное». Его легко поцарапать и повредить. Потому ухаживать за ним нужно без жёстких щёток и применения абразивов. Также нельзя мыть большим количеством воды и использовать химические средства. Стены протирают намоченной губкой или влажной чистой тканью (не чаще раза в неделю).

Зная основы техники создания штукатурки кракелюр, попрактиковавшись в исполнении приёмов, соблюдая рекомендации, можно освоить столь искусную имитацию действия времени и заменить его в созданном декоре.

Кракле

КРАКЛЕ – (от французского – craguele), сеть тонких морщин, трещин на поверхности.

Техника кракле относится к декорированию предметов. Кракле — это узор тонких трещинок на поверхности, создается для декоративного эффекта старины, с помощью специальных средств.

Если смять рисунок, выполненный восковыми карандашами на тонкой бумаге, например для пишущих машинок, то на ней появятся трещины. Если трещины залить краской, а после промыть рисунок с обеих сторон под краном, дать стечь и высушить его утюгом, положив между двумя газетными листами, то создастся эффект старинного произведения – кракле. Способ кракле применяется для более эффективного завершения отделки в классическом горячем батике, в мозаике, керамике.

Из истории кракле. Еще китайские и вьетнамские мастера лаковой живописи с древнейших времен применяли в своих работах хрупкую, легко образующую многочисленные трещины яичную скорлупу. Эти трещины называются кракелюрами. Мозаичными миниатюрами из скорлупы в стиле «кракле» можно украсить многие предметы. Яичная скорлупа с трудом царапается ножом и по твердости приближается к мрамору. Она прекрасно шлифуется и полируется, приобретая приятный мягкий блеск.

В восточной лаковой живописи яичную скорлупу наклеивали там, где нужно было изобразить покрытую трещинами каменную стену или скалу. Россыпью мелких скорлупок имитировали цветение весенних садов. Выразительность мозаике «кракле» придают так называемые кракелюры — трещины, образующие на поверхности различных материалов причудливый сетчатый рисунок.

При распрямлении яичная скорлупа разламывается на множество мельчайших кусочков, которые не распадаются благодаря находящейся с внутренней стороны тонкой пленке. Многие образовавшиеся между скорлупками трещины почти незаметны. Но стоит их проявить с помощью какого-нибудь красителя, сетчатый рисунок трещин становится зримым, превращая обычную яичную скорлупу в привлекательный декоративный материал.

Со временем декораторы отошли от старинного выполнения техники, теперь вместо яичной скорлупы можно было использовать лак, предающий эффект старения. В современном искусстве приветствуются оба вида декорирования, поэтому не стоит считать, что кракле – это лишь изделия из скорлупы.

Виды кракле

  1. Работа со скорлупой.

Собранную скорлупу опускают на две-три минуты в пятипроцентный раствор пищевой соды, а затем тщательно промывают в проточной воде. Скорлупа настолько непрочна, что стала своеобразным символом хрупкости. При выполнении мозаичного набора хрупкость яичной скорлупы доставляет много хлопот, вынуждает мастера принимать специальные меры и быть предельно осторожным.

Но если скорлупу покрыть с двух сторон тонким слоем какого-либо эластичного клея, то ее можно резать ножницами. Правда, края разрезаемой скорлупы будут слегка крошиться. Если же на скорлупу наклеить тонкую бумагу, можно избежать и этой неприятности.

Можно заготавливать скорлупу, имеющую различные естественные цветовые оттенки. Эти цвета могут быть использованы, например, в работе над мозаичным панно по мотивам древней архитектуры. Скажем, в распоряжении мастера имеется белая, коричневая и кремовая скорлупа. Белая скорлупа подойдет для имитации снега, белокаменных стен, коричневая для крепостных стен и башен, а кремовая для строений, находящихся внутри крепости. Это, конечно, примерная раскладка.

На цветном или темном фоне силуэты наклеенной скорлупы хорошо видны даже сквозь папиросную бумагу. Это дает возможность правильно ориентироваться при раскрое заготовок, на которых нарисованы контуры мозаичных элементов. Силуэт наклеенной скорлупы неповторим, он может дать толчок воображению художника. В него можно вписать контуры различных животных, человеческие фигуры, строения, машины, растения, и многое другое.

2. Работа с лаками для кракле.

Существует два вида покрывных лаков для кракле.

Первый, так называемый, двухкомпонентный лак кракле от одного производителя наносится в несколько слоев. Начальный слой необходимо накладывать синтетической кистью или сделанной из натуральной щетины ровным, тонким слоем. Первый слой должен сохнуть до состояния «липкой нелипкости» примерно 35-40 минут.

Второй слой лака используемого для техники старения кракле накладывается по той же технологии, что и первый. Следите за равномерностью покрытия. Чем толще второй слой, тем сильнее будут выражаться трещинки. По мере высыхания на поверхности будут появляться трещинки характерные для техники кракле. Поверхность можно подсушить феном. После полного высыхания трещинки затирают специальными затирками: это может быть золотой порошок, темная масляная краска, битум — средство для патинирования или порошок сухой пастели различных цветов. Затирают трещинки с помощью обычных тряпочек свернутых тампоном или простой губкой для мытья посуды. Излишки затирки удаляются материалом, пропитанным льняным или подсолнечным маслом, затем следует насухо вытереть поверхность полотном или тряпкой. В виду хрупкости полученных трещинок следует закрепить и защитить поверхность с помощью специального фиксатора. Можно использовать прозрачный лак для акриловых красок.

Второй способ — это использование однофазного кракелюрного лака. Для получения эффекта кракле используются контрастные цвета краски. Для использования однофазного лака для кракле на поверхность наносится одна из красок, затем после высыхания слоя наносится лак для кракле, как и в первом способе он должен высохнуть до состояния «липкой нелипкости», затем наносится второй слой краски контрастного цвета. В данном случае трещинки проявляются сразу, поэтому необходимо проводить окраску быстро, не заползая на предыдущий мазок.

Некоторые советы по кракле:

  1. Лак перед применением ни в коем случае нельзя взбалтывать, иначе воздушные пузырьки, образуемые после встряски испортят покрытие.
  2. Лак не должен тянуться, если лак тянется он либо испорчен, либо не очень хорошего качества. Лак должен быть прозрачным и жидким.
  3. Перед процессом нанесения лака необходимо проветрить, пропылесосить, а лучше всего провести влажную уборку, дабы частички пыли не оседали на окрашиваемой поверхности.

Техника состаривания и декорирования предметов мебели и интерьера множество. Чтобы разобраться и научиться производить украшения для своего дома или делать подарки друзьям и близкими своими руками, а как мы все знаем, ручная работа ценится больше всего, нужно просто научиться декорированию.

Данная техника дает новые знания о способе освоения изобразительного и декоративно – прикладного искусства кракле, большой простор для фантазии, воплотить которую становится,возможно, не только на бумаге. Есть возможность поэкспериментировать с цветом и способом изображения, опять же не только восковыми мелками и красками, а и другими материалами, например, на ткани, на керамике, на камне. Главное, чтобы у каждого ребенка родился свой замысел – один из самых важных моментов творческого процесса. Знания и приобретенный опыт работы в новой технике позволят ребенку «думать прямо в материале», держа в уме поэтапные возможности превращения бумаги и другого материала в творческий шедевр.Соблюдение технологической последовательности развивает у детей внимание, память, аккуратность, самостоятельность.

Кракелюр хорошо знаком художникам. Это трещинки на старом слое краски. Они придают неповторимый вид произведению живописи, подтверждают ее старину и часто увеличивают стоимость. Поэтому в наше время многие пытаются искусственно состарить картину. Такой процесс тоже называется кракелюр — используют кракелюрный лак.

При помощи специального лака для кракелюра на поверхности можно получить сеть трещин, в которые для контраста втирают тушь или масляную краску. Эта техника применяется при декорировании предметов в быту.

Используют кракелюр в декупаже. На стеклянные, деревянные, керамические, металлические изделия наносят рисунок и покрывают его лаком. Затем происходит интенсивная сушка, в результате которой образуются трещины. Необязательно использовать дорогостоящие материалы, можно пользоваться подручными средствами. Это клей ПВА, белок сырого яйца, желатин, уксус, некоторые вещества в виде геля, применяемые для стирки.

Читайте у нас на сайте Патина по дереву своими руками
Натуральная патина – изменение цвета деревянной поверхности в результате длительного периода времени, окисления и…

Одношаговый кракелюр в декупаже

Нанесение на различные поверхности происходит разными методами. Самый популярный способ – кракелюр одношаговый. Он используется для получения эффективных трещин контрастного цвета на предметах. Для этого понадобятся:

  • изделие для декупажа;
  • краска водоэмульсионная или акриловая двух цветов;
  • клей ПВА;
  • рисунки;
  • акриловый и финишный лак;
  • фен;
  • синтетическая кисть;
  • грунтовка.

Декупаж изделия выполняется поэтапно:

  1. Поверхность очищается от грязи и пыли, затем обезжиривается спиртом.
  2. На чистую поверхность наносят кистью слой грунтовки. Она должна полностью просохнуть.
  3. На грунтовку наносят краску, которая в дальнейшем будет просвечивать через трещины.
  4. Поверхность покрывается кракелюрным составом.
  5. На предмет наносится контрастная краска.
  6. Последний слой высушивается феном. При сушке краска начинает трескаться. Сквозь трещины проступает предыдущий слой.

Если на изделии нет рисунков, их нужно вырезать из бумаги и приклеить после очистки и обезжиривания предмета. Закрепляется рисунок клеем ПВА. Выполненный по данной инструкции одношаговый декупаж с кракелюром хорошо выглядит на вазах и горшках с цветами, на подносах и тарелках. Отделка заканчивается нанесением финишного покрытия. Этим способом можно оформить рамки для фотографий, шкатулки из дерева, фарфоровые изделия.

Двухшаговый кракелюр в декупаже

Двухшаговым методом пользоваться сложнее. Для работы необходимо приготовить:

  • предмет для украшения;
  • акриловый лак;
  • художественные кисти;
  • гуммиарабик;
  • шеллак;
  • битум;
  • пудру серебряную или золотую.

Гуммиарабик похож на вязкую жидкость. На открытом воздухе он быстро твердеет. Шеллак – это природная смола.

Читайте у нас на сайте Декупаж комода своими руками
Покупка мебели не всегда входит в статью семейного бюджета. Декупаж комода своими руками – это не только придание…

Двухшаговый кракелюр наносится в такой последовательности:

  1. Предмет очищают, обезжиривают и покрывают акриловым лаком в 2 слоя. Дают просохнуть.
  2. Обильно наносят шеллак. Чем толще слой, тем крупнее будут трещины. Нельзя допускать подтеков.
  3. На еще липкий слой шеллака наносится гуммиарабик и растирается.
  4. Гуммиарабик твердеет и трескается. В трещины можно втереть битум и пудру.
  5. Покрыть изделие финишным слоем.

Описание и техника нанесения кракелюрных лаков для декупажа

Лак с эффектом кракелюра бывает одношаговый и двухшаговый. Одношаговый (или однокомпонентный) наносится между контрастными слоями краски. Двухшаговый (двухкомпонентный) – на слой шеллака. Состав нужно наносить на поверхность украшаемых предметов правильно. Делается это по возможности синтетической кисточкой. Перед нанесением шеллак нельзя взбалтывать, чтобы в нем не образовались воздушные пузырьки.

В помещении не должно быть никакой пыли. Перед работой его нужно хорошо проветрить. Полученные трещинки на предмете можно затереть краской темного цвета и пудрой серебряного или золотого оттенка. Излишки удаляются тампоном, смоченным растительным маслом. В конце работы поверхность изделия тщательно протирается и покрывается финишным защитным акриловым лаком.

Трещинки образуются по направлению движения кисти. Для получения кракелюрной сеточки пользоваться лаком нужно с помощью мелких мазков.

Читайте у нас на сайте Декупаж табуретки своими руками
Декупаж табуретки может придать ей вторую жизнь, сделать устаревший предмет вновь востребованным. Дизайн стула может…

Какие могут быть ошибки при нанесении

Наносить лак следует широкой кистью ровными мазками. Нельзя проводить кистью 2 раза по одному месту. В нормальных температурных условиях размер трещин зависит от толщины лакового слоя. Лак сохнет около 30 минут. Пересушивать его нельзя. Плохо наложенный слой необходимо смыть и наложить его заново. Сделать это просто, если лак на водной основе. Чтобы получить мелкие трещинки на поверхности, случае лучше применить губку. Просушивать лак нужно до момента, когда палец прилипает к нему, но не пачкается. На полностью просохшем слое трещины не всегда получаются.

При пользовании феном не рекомендуется направлять на изделие сильный поток горячего воздуха. При тонком слое трещины получаются более мелкие, при толстом – крупные.

Акриловая краска выбирается с матовой поверхностью. Однокомпонентный лак должен располагаться между двумя ее слоями. Кисти после работы моются скипидаром, затем водой с использованием хозяйственного мыла.

Как сделать кракелюрный лак своими руками

Существует много видов кракелюрного лака. Есть и мастер-классы, как сделать его в домашних условиях. Заменить лак можно самодельным на основе желатина, пшеничного декстрина и других материалов. В состав обязательно добавляется уксус и яичный белок.

Для создания лака собственными руками нужно приготовить:

  • краски на акриловой основе;
  • кисть;
  • губку;
  • фен;
  • лак ПФ-283;
  • клей ПВА;
  • декстрин пшеничный.

Изготовление состава для кракелюра из желатина

Лак состоит из:

  • 1 ст. л. желатина;
  • 1 стакана воды.

Желатин засыпают в воду для набухания, подогревают и полностью растворяют его. После остывания состав готов к работе. Его наносят на поверхность и сушат. На высохший слой можно наносить любые другие слои в зависимости от задумки. Чаще всего пользуются слоем защитного лака. Такой состав хорош тем, что при необходимости его легко смыть простой водой и нанести свежий слой для получения эффекта растрескивания.

Изготовление смеси для кракелюра из пшеничного декстрина

Лак можно сделать из пшеничного декстрина. Это клеящее вещество, полученное из пшеничного крахмала путем термической обработки. Его достаточно взять 40 граммов, добавить кипящую воду и выдержать. В результате должна получиться смесь, имеющая консистенцию жидкого йогурта. На обработанную методом декупажа поверхность наносится слой блестящего лака и высушивается. После этого широкой кистью наносится толстый слой декстрина. Сохнет он около 30 минут без фена.

Читайте у нас на сайте Декупаж полки своими руками
Декупаж полки своими руками отличный способ вдохнуть вторую жизнь в

Изготовление состава из жидкого геля

Для декупажа мебели используется состав на основе геля для стирки. На поверхность предмета наносят базовый цвет и просушивают его. После просушки кистью накладывают толстый слой геля. Можно делать это морской губкой. Данный способ применяется на тканевых поверхностях.

Яичный белок в технике кракелюра

Для использования кракелюра на стенах помещения используется яичный белок. Сначала участок стены покрывается латексной краской на основе акрила. Можно сделать это дважды. После просыхания крупными мазками накладывается белок. Сушить его нужно без фена. На высохший слой можно укладывать остальные слои.

Уксус в приготовлении смеси

При кракелюрной обработке предметов мебели часто применяется уксус, который наносится губкой. Делается это после нанесения краски. Губкой нужно совершать легкие удары по поверхности. В результате будут появляться трещинки. В них втирается краска контрастного цвета.

кракелюр техника (кракле)

Освоил технику имитации старения лакокрасочных поверхностей — у нас ее называют «кракле» — создание «кракелюров», т.е. трещин (от французского craquelure — трещина) на покрытиях вроде краски или лака. Такие трещины или «кракелюры» образуются в нормальных природных условиях со временем при повреждении поверхностного слоя такого покрытия от ультрафиолета, перепадов температур и влажности или же при ошибках в технологии нанесения ЛКМ. Верхний слой частично отделяется от основы и начинает усыхать, образуя видимые трещины.

Далее рассмотрим:

— три основных техники создания этого эффекта;

— на чем основана современная техника создания «кракелюров»;

— где и что покупал;

— 10 «секретов» технологии.

Есть более традиционные техники и составы для создания кракелюров, но в данной статье они не рассматриваются.

«На слуху» есть две основных техники создания эффекта кракелюров:

— одношаговый кракелюр;

— двухшаговый кракелюр.

Названия, в общем-то, неправильные. Потому что шагов как минимум на один больше. А если принять одношаговую технику как таковую, третий вид будет «нулешаговым» кракелюром.

Эти техники обусловлены применяемыми лаками, составами и красками (и названия выше с них перевраны):

— однокомпонентными прозрачными (обычно называют лаком);

— двухкомпонентными прозрачными (обычно называют лаком);

— однокомпонентными красками или составами разных цветов.

Техника одношагового кракелюра, когда применяется один прозрачный состав, предполагает как минимум 2 шага:

— на подготовленную поверхность наносится краска основа или используется естественный цвет поверхности, например, натуральная текстура дерева, покрытая грунтом или лаком, которая будет просматриваться сквозь трещины;

— наносим кракелюрный состав и ждем пока высохнет;

— сверху наносим краску, которая будет трескаться, т.е. покрываться «кракелюрами» по мере высыхания.

Двухкомпонентная технология с применением прозрачных состава №1 и состава №2 — двухшаговый кракелюр (предполагает как минимум 3 шага):

— на готовую/подготовленную поверхность (возможно с рисунком) наносим состав №1 и ждем пока высохнет;

— наносим лак №2, который покрывается «кракелюрами»;

— втираем в трещины цветные красители или пигменты на водной, масляной, восковой основе…

— после подсыхания заполнения трещин можно смыть состав №2 для получения эффекта воздушных кракелюров.

Еще одна простая техника с применением специальных однокомпонентных красок требует просто нанести состав на подготовленную поверхность. В зависимости от состава может потребоваться нанести толстый слой (около 2 мм для фасетного состава) или просто разбрызгать из аэрозоля для красок в баллончике. Вот для этой техники вполне можно применять название одношаговый кракелюр.

После обработки, сверху можно покрыть лаком, чтобы защитить потрескавшуюся поверхность от отшелушивания.

На чем основана современная техника создания «кракелюров»

Современный эффект «трещин» основан на разнице во времени высыхания состава и покрытия, которое трескается. Некоторые составы для «кракелюров» окончательно высыхают за несколько дней. Такой недосушенный состав обычно интенсивно вытягивает воду из ЛКМ на водной основе и обеспечивает достаточно «скользкую» поверхность, по которой ссыхается, трескаясь, краска или лак.

Большинство составов предназначены для акриловых красок. Однокомпонентный фасет, который наносится толстым слоем, обеспечивает себе такой эффект элементарным свойством более быстрого высыхания верхних слоев по сравнению с нижними (ну и состав непластичный). Кракелюрные однокомпонентные краски, как вариант, могут быть сильно усыхающими по объему, поэтому даже тонкий слой трескается.

Где и что покупал.

Чтобы разобраться с «кракелюрами» у меня был вечер и пару дней. Еще во время поиска информации я обратил внимание на разнообразие форм и толщин трещин. Интуитивно понятно, что на это влияет состав средства. Кроме того в инструкциях к некоторым средствам пишут что наносить средство надо в одном направлении широкой кисточкой, а краску наносить перпендикулярно за один раз, тоже широкой кисточкой. Т.е. для правильного эффекта еще важна техника нанесения. Ээээ… еще заметил что «кракелюрами» увлекается, в основном, женский пол (хотя, может просто не попалась статья или сообщение, написанное мужскими мозгами, вернее статья попалась, но только одна).

Чтобы по максимуму обеспечить естественность трещин решил исключить ручное нанесение красок и купить акриловые краски в аэрозоле — быстро и удобно думал я (надо было купить серебро, черный и лак). В трещины я ничего втирать не собирался, поэтому нацелился на однокомпонентный состав. Составов — куча, и остановить свой выбор на одном при минимуме информации было трудно, но выбрал лак кракелюрный «Krakelee-Medium» банка стекло 50 мл за 128 руб.

Выбор за малым: где все это вместе купить? В ближайшем ко мне магазине товаров для художников на ул. Донской, 32 (artservice.ru м. Шаболовская) нужных позиций не оказалось. Самый большой выбор (по сайту и по телефону) из доступных магазинов оказался у Передвижника (peredvizhnik.ru) на ул.Фадеева, 6, м. Маяковская, м. Новослободская. Туда я и направился. Ассортимент действительно большой, но многие позиции, которые есть на сайте в одном (странно) экземпляре, вживую отсутствуют уже давно. По телефону есть почти все, а если кончится, то говорят, подберут замену. Как оказалось, последнюю черную аэрозоль забрали неделю назад, и в сети их магазинов ее нет. И кракелюрного лака, который я выбрал — тоже нет.

Пришлось выбирать из тех, что есть.

На вид есть пару разновидностей однокомпонентных составов (большинство на водной основе):

— белые, молочные (при высыхании абсолютно прозрачные) похожие на синтетику и дорогие;

— желтоватые недорогие (похожие на что-то натуральное).

Так как многие девушки пишут, что у них плохо получаются «кракелюры», решил попробовать и такой и такой. Желтый недорогой нашел сразу (Cracking Varnish). Белый нашел маленький и очень дорогой. Хорошо, что облазил весь отдел и в материалах для декупажа нашел более оптимальный вариант: IDEA decoupage для кракелюра. Тот факт что это именно для декупажа меня сначала смущал.

Недостающий черный аэрозоль купил в Артишоке (kraski-kisti.ru) ул.Пятницкая, 5 на Новокузнецкой. По звонку сказали, что остался один баллон — приезжайте быстрее, а то заберут. На деле оказалось, что их намного больше.

Итак:

1. Лак кракелюрный для художественных и декоративных работ Cracking Varnish 100 мл.

Делает ООО «ПК Таир».

Описание: Лак на водной основе, предназначен для эффекта старения с помощью акриловых красок на таких поверхностях как холст, картон, стекло, дерево итп.

Перед употреблением перемешать.

Нанести на поверхность акриловую краску выбранного цвета и дать просохнуть не менее часа. Лак нанести плоской кистью в одном направлении. Через 30-40 минут нанести поверх высохшего лака второй слой краски. Практически сразу поверхность краски покрывается трещинами, сквозь которые виден первый слой. Чем толще слой кракелюрного лака, тем крупнее и реже будут трещины. Для ускорения процесса слой второй краски можно высушить с помощью фена.

Состав: декстрин, гуммиарабик, консервант.

Гарантийный срок — 24 месяца.

Купил за 117 руб.

2. IDEA water-based craquele varnish for decoupage — декоративный кракелюрный лак для декупажа 125 мл.

Делает MAIMERI S.p.A.

Описание: На водной основе. Наносить плоской кистью непосредственно на краску основы. Абсолютно прозрачен. Нанести на основу равномерным слоем. По истечению 30 минут, поверх кракелюрного лака нанести контрастную с нижележащим слоем акриловую краску. В процессе высыхания в верхнем слое краски образуются трещины, открывающие нижний слой краски.

Состава нет — хитрюги итальянцы.

Гарантия: скорее всего 2 года. Пишут до какого числа использовать.

Купил за 224 руб.

3. Краски IDEA spray в аэрозоле: серебро, бесцветный, черный 200 мл. На каждом баллоне написано, что это матовая акриловая краска для декорации. Черная и серебро действительно матовые, бесцветная – на порядок вонючее и… глянцевая.

Частями интересен перевод «Each aerosol covers approx. 1 sqm.» — «Расход: 200 мл х 2м2». Сомневаюсь что это опечатка. Серебра хватило примерно на 0,5 м2. Огнеопасно. Думаю, что они на основе растворителя.

Цена разная: от 246 до 284 руб.

10 «секретов» кракелюр техники «кракле».

На эксперименты осталось мало времени. Первый опыт с двумя разными кракелюрными лаками и акриловыми аэрозольными красками оказался неудачным. «То ли лаки дерь*о, то ли с краской что-то не так» подумал я. Была у меня мысль, что эти водные кракелюрные лаки должны сочетаться с водными красками. Так что упор в акриловые краски сбил меня с толку. Проверил свою догадку с черной колеровочной краской на водной основе DUFA, которую я периодически пользую. Эксперимент прошел на ура. Так что эти аэрозольные краски, можно сказать, не трескаются и пригодны разве что для основы и защитного лака.

Впечатления от желтоватого кракелюрного лака:

— «маслянистый» — при нанесении собирается участками-«каплями», обнажая основу;

— за ним надо следить и растирать пока он подсыхает и это напрягает;

— расход маленький: одну каплю растягивать можно долго;

— подсыхает в сравнительно глянцевую поверхность (нижняя часть на фото 1 напротив);

— при одинаковых условиях трещины размытые и бесформенные (фото 2… возможно с другими красками или другими условиями результат будет лучше).

Впечатления от бело-молочного кракелюрного лака:

— «цепкий» — укрывает поверхность с первого раза;

— что-то в нем есть активное — маленько разъедает основу;

— расход больше и высыхает быстрее;

— подсыхает в матовую поверхность (верхняя часть на фото 1 выше);

— при правильном подходе трещины четкие и довольно симпатичные (фото 3 и остальные).

Секрет №1

Ждать 30-40 минут пока кракелюрный лак высохнет необязательно. Быстро высушить можно бытовым феном. Белый сушить до исчезновения «мокрых» глянцевых участков. Желтоватый + до некоторой шелковистости, он не должен прилипать к пальцам.

Секрет №2

При прочих равных, площадь трещин примерно одинакова. Чем мельче трещины, тем их больше. Чем толще трещины, тем их меньше.

Регулировать толщину и количество трещин можно толщиной верхнего слоя краски.

Регулировать толщину вододисперсионной краски можно ее вязкостью. Разбавляя водой, получим более тонкий слой.

Регулировать можно и толщиной слоя кракелюрного лака. Есть подозрение, что продолжительность сушки тоже влияет. Желательно чтобы слой был однородным.

Секрет №3

Толщину и количество трещин можно регулировать количеством/временем повторной обработки одного и того же участка поверхности:

— толстый слой краски и один-два прохода — мало и широкие кракелюры;

— толстый слой и от 5 проходов — мало и мелкие кракелюры;

— итд.

Секрет №4

На форму и толщину трещин влияет качество подготовки поверхности и ее гладкость/шершавость. На гладких глянцевых поверхностях кракелюры разлезаются намного охотнее, чем на шершавых и матовых поверхностях.

Секрет №5

Рисунком (направлением) трещин можно управлять:

— естественные и однородные «кракелюры» получаются при нанесении краски куском поролона, валиком или краскопультом;

— большинство трещин в одном направлении (вертикальном или горизонтальном) получают проходом широкой (удобнее и быстрее просто) кисточки* в нужном вам направлении;

— квадратная сетка-решетка — проходом кисточкой горизонтально и вертикально;

— заданный рисунок из трещин можно нарисовать соответствующими движениями кисточкой.

*кисточка должна быть с выраженной волосистостью (щетина например)… но можно пробовать и плоской синтетической как и советуют для более редких кракелюров

И совет: учитывайте время между нанесением краски и действиями с направлением трещин в нужном направлении кисточкой. Чем быстрее — тем лучше.

Секрет №6

На маленькие поверхности удобно наносить пальцем. Расход лака намного меньше. Если тщательно не разглаживать состав, то можно добиться эффекта неоднородности сетки трещин (как на фотографиях в конце статьи справа). Если наносить лак пальцем на плоские поверхности от 2 дм2, то равномерно перераспределить можно сухим поролоновым валиком.

Секрет №7

Помогать в образовании трещин можно тем же феном, только без фанатизма. А то можно перегреть краску и она «свернется».

Экспериментировать с феном обязательно. Особенно если используете неспециальные материалы (секрет №9).

Секрет №8

По сути двухкомпонентные кракелюрные лаки это набор из однокомпонентного кракелюрного лака №1 и обычного лака под номером 2 (который заменяет краску в данном случае). Т.е. по идее можно брать лак №1 из набора в качестве однокомпонентного кракелюрного лака. Если бы я это знал, взял бы наверно Creall Crackle №1 для своих целей.

Секрет №9

При желании эффекта «кракелюров» можно достичь и без специальных лаков и составов. В качестве кракелюрного может сойти обычный вододисперсионный лак или клей ПВА (пробовать разный). Как вариант нанести средним или достаточно толстым слоем и подсушить на отлип. Дальше как описано выше. Сравнительно нормальный эффект достигается экспериментами с конкретными материалами. Например, можно подсушивать феном только что нанесенные толстым слоем ЛКМ.

Секрет №10

Получив приличный результат, сделайте минимум пару контрольных образцов, чтобы поймать «физику» процесса и достичь повторяемости результата.

В итоге у меня получились такие обложки из фанеры для альбома (формат примерно А4):


Оказывается есть вид хобби под названием скрапбукинг, которое заключается в изготовлении и оформлении фотоальбомов.

Вообще техника это конкретный метод выполнения одного этапа технологии, поэтому создание кракелюров это по правильному технология. В этой статье старался придерживаться более распространенного названия этой технологии :).

Вот такие пирожки.

стабилизация древесины в начало >>>слeдующая>>> холлофайбер

Andrew (01:15 06.07.2017)
dimcon, у меня только 2 варианта если все делалось по инструкции:
— несовместимость ЛКМ
— может масло попало из компрессора или от рук?

dimcon (20:17 28.06.2017)
Нанес на загрунтованный пластик акриловую краску, затем кракелюровый лак и сверху опять акрил. рисунок получился что надо, но местами появились пузыри( вспучилась краска). Наносилось все аэрографом, время выдерживалось по инструкции. Вопрос: с чем может быть связана вспучка? Заранее благодарю за возможные варианты!

Andrew (20:27 20.06.2017)
Наталья, в большинстве случаев краски и лаки на масляной и водной основе друг с другом не конфликтуют. Как поведут себя конкретные ЛКМ надо проверять экспериментально..

Наталья (02:56 10.06.2017)
Огромная благодарность за такой содержательный обзор для экспериментаторов 🙂
Можете ли подсказать — как поведёт себя однокомпонентный кракелюр по масляной краске?
Есть ли варианты подобного нанесения?

Andrew (19:00 19.10.2016)
to Елена
Работать с вертикальными поверхностями можно. Плюс есть специальные составы для покрытия стен, мебели и др. в больших объемах.

Елена (16:17 19.10.2016)
Спасибо, раздавали и в рот положили. Но, есть вопрос. Пообсуждению пробежалась, не нашла ( может не внимательно) Можно ли работать с вертикальной поверхностью? Или не получиться?

Andrew (17:39 05.01.2014)
В начале статьи несколько раз упоминается количество компонентов для тех или иных техник кракелюра.

kzero (13:41 05.01.2014)
За статью не могу поблагодарить, т.к. она вносит путаницу в умы начинающих декораторов.
Одношаговый=однокомпонентный (одна баночка), двухшаговый=двухкомпонентный (две баночки)!!!
В свое время, когда данные составы появились в России в переводной наклейке на двухкомпонентных лаках писали «шаг 1» на первой баночке и «шаг 2» на второй баночке. Именно оттуда и повелось двоякое название составов, которое не имеет никакого отношения к количеству действий при получении трещин.

Addvokat (11:59 09.12.2013)
присоединюсь к благодарящим 🙂
Спасибо огромное за подробную статью, да еще и с личными комментариями и опытом! Очень помогло лучше разобраться в этой теме и понять, что к чему 🙂

Ольга (09:32 26.11.2013)
Огромное спасибо за то, что поделились своим опытом! Начала осваивать технику кракелюра, вопросов море, а ответы — где взять? тоже накупила разных материалов, пробую. Благодаря вашей статье много вопросов оказалось снято с повестки, еще раз спасибо, что не поленились выложить результаты, да еще с фото! в сеть.

Andrew (22:02 17.10.2013)
to Владимир
Вполне реально. Вопрос только в том, насколько устойчивым будет такое покрытие. Я правильно понял что трубы будут красные с белыми трещинами?

Владимир (14:09 17.10.2013)
Очень хочу сделать техникой кракелюр трубы отопления в квартире. Красная основа и белый кракелюр. Подскажите реально ли? Тем более что тепло уже по тихонечку дают))

Andrew (12:57 02.08.2013)
to Юля
чтобы трещины сделать тоньше можно сильнее сушить кракелюрный лак, наносить более тонкий слой краски, делать больше проходов кисточкой/валиком
по вашей ситуации можно сделать все с начала… нанести фон, кракелюрный лак, краску
или использовать то, что получилось как фон… тогда наносить кракелюрный лак и контрастную краску

юля (12:48 15.07.2013)
Помогите пожалуйста!сделала трещины,но они вышли большими.Можно ли сверху еще нанести слой и получить мелкие трещины или как достичь этого???

Alina (13:53 18.01.2013)
Огромное спасибо!Очень полезная информация!

shafran (16:36 30.09.2012)
Статья супер!Спасибо!Все понятно!Все по делу!

Andrew (22:33 28.09.2012)
alegrinyuk
Возможно дело в «лишней» гуаши так как она на клею… возможно 20 мин это слишком долго. Экспериментировать надо. Феном подсушить и лак и краску… поиграть с толщиной их слоев.

alegrinyuk (12:54 28.09.2012)
У меня вопрос: Я развожу акриловую краску с гуашью чтобы добиться нужного оттенка. Основа белая, однокомпонентный лак MAIMERI и через примерно 20 минут (когда лак высох, отлипа нет) другой тон уже разведенной краской. Никаких трещин нет. Что не так?

Andrew (16:13 27.09.2012)
MaryBrand
Может трещинки и есть уже. Просто прозрачное на прозрачном не видно. Попробуйте втереть какой то «цвет».

MaryBrand (11:11 27.09.2012)
Здравствуйте! Вчера первый раз купила кракелюрный лак Decola. Заранее задекупажировала вазу (акриловая краска плюс наклеенная салфетка). Нанесла на нее кракелюрный лак и стала ждать трещинок. А нету))) Прочитала на баночке, что нужно наносить краску поверх кракелюра, вместо нее нанесла обычный акриловый лак, подсушила, а трещинок все нет…. Сегодня еще раз попробую нанести кракелюр, а сверху акриловый лак, может получится..))))) И спасибо автору за подробное описание))

Надежда (16:14 19.09.2012)
Спасибо, ОГРОМНОЕ!!!!!

letniy (00:30 07.07.2012)
Спасибо огромное!Сам я маляр по дереву с 11 летним стажем.Просто в нашем небольшом городе-не то-что кракелюр! В сети строительных магазинов никто не знает-что такое скотч-брайт!

Велена (11:03 23.05.2012)
Спасибо большое за статью. Я уже давно все купила, но почему-то опасалась, теперь точно трещинками займусь! Спасибо!!!

Andrew (18:20 30.04.2012)
Если экспериментировать, то я бы взял ПЕРВУЮ базовую краску, по которой расползается вторая. Со второй, по идее, можно экспериментировать. Краска для ВТОРОГО слоя, думаю, это почти обычная краска.
Можно попробовать задуть обычной краской фон, потом нанести состав для кракелюра, потом задуть из ВТОРОГО баллончика.

Делл (06:25 30.04.2012)
Добрый день! У меня такой вопрос — купили второй слой american accents эффект трещин, думали, на первый слой покрыть какой-нибудь другой краской подешевле. Но теперь в сомнениях — а будет ли эффект? В красках, предполагающих два шага, обязательно брать оба, другая фирма на первый слой не подойдет?

Ирина (11:04 12.04.2012)
Вчера делала первые опыты с кракелюрным лаком Медиум (Германия). Фон покрыла аэрозольной акриловой краской, дождалась пока высохнет. Покрыла кракелюрным лаком, а когда подсохло, одну часть покрыла простой акриловой краской, кистью, а вторую часть акриловой аэрозольной эмалью. На той части, где работала кисточкой, результат изумительный, трещинки — красота! А там где покрыла аэрозолью — ровнейшая поверхность, без единой трещинки… Поэтому работу покрывала обычным акрилом, кистью. Когда все просохло, покрыла акриловым аэрозольным лаком на 2 слоя с просушкой. Результатом очень довольна!!! На черном фоне — золотые трещинки ))))) Красиво!
Большое спасибо за информацию! Очень помогли мне )))

Алексей (17:39 07.04.2012)
Спасибо. По «двухшаговой» технологии лаками «Creall» . Буду пробовать

Andrew (15:27 07.04.2012)
to Светлана
какие затирки проще использовать не в курсе… исхожу из того что есть у меня и после экспериментирования обычно все получается
to Алексей
слишком мало исходной информации
если делаете по «двухшаговой» технологии то может получится, а если по «одношаговой» то можете поменять цвет фона трещин, счистить и по новой или поверх трещин все стадии повторить включая новый фоновый слой
вот в моих примерах фон был серебристый, по которому наносился черный цвет и если повторить черным цветом, то трещин не будет видно, а если покрыть сверху светлым цветом, то черные с серебристыми прожилками трещины будут хорошо видны
можно и полупрозрачной краской сверху покрыть, тогда сетка больших трещин будет просвещаться сквозь нее и более ярко проглядывать в новых трещинах

Алексей (11:31 07.04.2012)
Здравствуйте. Нанёс слишком много лака и трещины получились огромные и некрасивые. Думаю по верх этих трещин попробовать ещё раз сделать. Получится или нет??? Ответьте кто нибудь, спасибо! Я в первый раз, делаю подарок!

Светлана (10:53 29.03.2012)
отличная информация. Доходчиво и по-существу. Спасибо, Андрей. Есть вопрос — чем лучше затирать двушаговый кракелюр? Что бы хлопот меньше и для новичка попроще
Спасибо еще раз!

Andrew (01:52 14.02.2012)
Людмила.
На сколько я понял — то идете неверным путем. Потому что в результате получите светлый потресканный фон, а в трещинах навряд ли угадаете картинку.
Вам надо по «двухкомпонентной» технологии делать:
1. Картинка
2. Лак для кракелюра
3. Акриловый лак на водной основе (он и потрескается)
4. Потом в трещины втирать тот цвет, которым хотите их иметь
5. Лак защитный (можно тот же акриловый)
И ОБЯЗАТЕЛЬНО потренируйтесь, тогда будете чувствовать материал и появится уверенность.
Если картинка просвещается, то ее можно наклеить сверху на готовый фон с трещинами (например светлый фон, темные трещины):
1. Грунтовка дерева
2. Темная краска (цвет трещин)
3. Кракелюрный лак
4. Светлая краска (она потрескается)
5. Картинка, если через нее будет хорошо видно фон с трещинами (учитывайте что исходные цвета картинки, смешиваясь с цветом фона, отличного от белого, дадут другие цвета)
6. Лак защитный
Может есть еще какие приемы, но я в этом направлении не копал. Было бы идеально если бы сама картинка потрескалась.
Спасибо за отзывы 🙂

Людмила (23:43 13.02.2012)
Добрый день! Я из начинающих…Очень прошу Вас помочь! В наличии Декоративный кракелюрный лак для декупажа (однокомп) IDEA №743 (от итальянцев)). Задача-мечта: на куске дерева сделать иконку. Простите, верные ли мои шаги…на дерево наношу картинку, (прием декупажа), затем покрываю лаком…затем акриловой краской светлых тонов, т.к.исходная картинка темная…и жду заветных трещинок… В правильном ли я иду направлении? Понимаю, что только методом проб и ошибок возможно добиться результатов. Я много прочитала материалов, но только запуталась…от чего страх перед неудачей. Заранее благодарю Вас за совет!

TADMISTRA (14:18 06.02.2012)
Спасибо Вам за ценную (для меня по крайней мере) информацию. Увлеклась декупажем недавно, пробую то так, то эдак, окружающим нравится. Вот подошла очередь кракелюра. Но проблема в том, что я живу в провинции и магазинов, с товарами для художников и т.д. у нас нет. Бегаю по строительным магазинам в попытке что-то в них найти. В общем головная боль. Поделиться пока не чем, к сожалению. Знаний и опыта маловато. Еще раз спасибо.

AnnListk (10:22 25.12.2011)
Спасибо! Очень много ценной информации!

Рано или поздно старые двери теряют былую привлекательность и нуждаются в обновлении. Многие просто меняют их на новые, но далеко не всегда такой шаг оправдан. В некоторых случаях достаточно перекрасить или задекорировать поверхность, чтобы дать дверям вторую жизнь.

Обновить старые двери совсем не сложно — достаточно покраски или легкой отделки.

Подготовительные работы, покраска, эффект кракле

Понадобятся:

  • шуруповерт (отвертка);
  • шпатель;
  • шпаклевка;
  • цикля (для снятия лака);
  • наждачная бумага;
  • грунтовка;
  • клей ПВА;
  • акриловая краска;
  • валик и кисти;
  • строительный фен или средство для снятия краски.

Инструменты для покраски дверей.

Обновление старой двери своими руками начинают с подготовительных работ. Первым делом конструкцию снимают с петель, откручивают всю фурнитуру, убирают штапики и вынимают стекло. Затем удаляют пришедшее в негодность покрытие. Краску легко снять при помощи строительного фена и шпателя. Можно обойтись и специальным раствором, который наносят на поверхность, накрывают пленкой, оставляют на время, указанное на упаковке. Затем шпателем снимают размягченный слой краски.

С деревянной двери необходимо снять старый лак. Для этой цели желательно приобрести в строительном магазине циклю. Если в хозяйстве имеется шлифовальная машинка, то это значительно упростит задачу. Важно снимать лак осторожно, чтобы не повредить поверхность. Остатки можно удалить при помощи наждачной бумаги.

После того как старое покрытие удалено, необходимо осмотреть дверь. Все сколы, ямки, царапины надо зашпаклевать. После просыхания шпаклевки по поверхности проходятся наждачной бумагой с мелким зерном. На следующем этапе двери грунтуют: это уменьшит расход краски и улучшит сцепление. Для металлической входной двери грунтовку подбирают согласно материалу.

Далее следует этап покраски. Для этой цели лучше всего использовать акриловую или алкидную краску, которая достаточно быстро сохнет и обладает хорошей стойкостью. Для покраски металлических дверей можно взять акриловую радиаторную эмаль. На широкую поверхность краску удобно наносить при помощи валика, а узкие места прокрашивают тонкими кисточками.

Чтобы добиться эффекта кракле, понадобится лак для кракелюра или обычный клей ПВА.

Для работы необходимо использовать только качественные кисти с плотным ворсом, в противном случае волоски прилипнут к поверхности и испортят внешний вид двери. Краску наносят тонким слоем, дают ей просохнуть, затем шкурят дверь тонкой наждачной бумагой. Такой прием повторяют 2-3 раза.

Оригинальную поверхность с трещинами получают при помощи специальных лаков для кракелюра, но далеко не всегда возможно их приобрести, да и стоят они недешево. Поэтому можно попытаться сделать одношаговый кракелюр с использованием обычного клея ПВА. Сначала необходимо покрасить дверь в серо-зеленый оттенок, после высыхания нанести клей ПВА толстым слоем, подождать 2-3 минуты.

Клей должен покрыться тонкой пленочкой, после этого наносят светлую краску молочного оттенка. Двигаться нужно в одном направлении, не возвращаясь к прокрашенному месту. Высушивают краску при помощи фена. В результате образуются интересные трещины. Такая цветовая гамма дана для примера, вы можете использовать любое сочетание оттенков на свой вкус. Важно помнить, что одношаговый кракелюр не получается на акриле цвета металлик. Старая дверь, декорированная подобным образом, хорошо смотрится в помещении, оформленном в прованском или средиземноморском стиле.

Имитация витража

Понадобятся:

  • витражные краски;
  • художественная кисточка с мягким ворсом;
  • витражная лента на клеевой основе;
  • ватман;
  • маркер.

Для имитации витража на двери потребуется специальная клеящаяся пленка.

Декорирование межкомнатной двери со стеклами можно выполнить при помощи имитации витража. Для этого необходимо приобрести витражные краски и специальную ленту на клеевой основе. Вместо ленты можно использовать контур по стеклу, но надо учесть, что с ним намного сложнее работать. Первым делом нужно сделать рисунок на листе ватмана. Если вы не умеете рисовать, то возьмите какой-нибудь геометрический или абстрактный узор. Количество мелких деталей старайтесь свести к минимуму.

Положите дверное стекло на ватман с рисунком, по контурным линиям приклейте витражную ленту на клеевой основе. Если вместо ленты вы решили использовать контур, то важно ознакомиться с правилами его нанесения. Носик тюбика необходимо держать под углом в 45º, при этом старайтесь надавливать на него равномерно, иначе линия получится кривой. После того как контур просохнет, вы сможете откорректировать линию лезвием или скальпелем.

Осталось только заполнить ячейки витражными красками. Делать это лучше всего при помощи круглой акварельной кисти. Второй слой краски наносят после полного просыхания первого. Витражные краски можно смешивать между собой, делать лессировку, плавные переходы от темного цвета к светлому и наоборот. После высыхания краски стекло вставляют в дверь, закрепляют штапиками. Такая отделка подойдет практически для любого интерьера. Все зависит от выбранного рисунка, покраски и фурнитуры.

Декорирование старой двери

Для выполнения декупажа двери понадобиться клей и декупажная карта с подходящим рисунком.

Вам понадобятся:

  • декупажная карта;
  • клей ПВА;
  • шпаклевка;
  • наждачная бумага;
  • мастихин;
  • акриловые краски и лак.

Дизайн двери, выполненный в технике декупаж, внесет в интерьер изюминку и разнообразие. Необходимо приобрести декупажную карту с подходящим рисунком. Дверь окрашивают в цвет фона выбранного мотива. Затем аккуратно вырезают рисунок маникюрными ножницами, замачивают его в теплой воде примерно на 10-15 минут. После чего декупажную карту вынимают и удаляют с нее лишнюю воду бумажным полотенцем. Обратную сторону рисунка промазывают клеем ПВА, приклеивают мотив к двери, при помощи тряпочки или резинового валика убирают пузырьки воздуха.

Декупажную карту на рисовой бумаге не вырезают, а вырывают, отступив от края рисунка около 5-8 мм; замачивать в воде ее не нужно.

Декор закрепляют акриловым лаком, чтобы не повредить ее при дальнейшей работе. Далее необходимо скрыть границы мотива и сделать переход плавным. Возьмите акриловую шпаклевку, при помощи мастихина нанесите ее по контуру декупажной карты, заходя за линию рисунка на 1-2 мм. После ее высыхания отшлифуйте края отделки мелкой наждачной бумагой. Затем подрисуйте акриловыми красками фон, покройте дверь лаком.

Дополнить декупаж можно различными декоративными элементами из гипса, дерева или полиуретана. Для окантовки изображения хорошо подойдут деревянные планки или потолочный плинтус. Декор приклеивают при помощи жидких гвоздей или специального клея (сразу после грунтовки двери). Затем при помощи шпаклевки заделываются все швы, после чего следуют покраска и декорирование.

Оформить в технике декупаж можно не только дверное полотно, но и стекла. Для этого понадобится акриловая краска цвета металлик (золото, медь, серебро). Лучше всего использовать аэрозольные красители. Стекло выкладывают на ровную поверхность и тонируют его золотой или серебряной краской. Затем берут репродукцию картины Гюстава Климта или Альфонса Мухи. Можно использовать как готовый плакат, так и распечатку на лазерном принтере (в этом случае репродукцию разделяют на части в фотошопе). Далее необходимо покрыть стекло толстым слоем акрилового лака, приложить изображение лицом вниз, после чего с нажимом провести резиновым шпателем или валиком. Главная задача — «вживить» рисунок в лак.

Через сутки необходимо удалить бумагу. Для этого поверхность увлажняют, затем при помощи губки для посуды (шершавой стороной) начинают скатывать бумагу до тех пор, пока не проявится изображение. По краю рисунка можно пройтись наждачной бумагой с мелким зерном, тогда картина сольется с фоном. Декор закрепляют аэрозольным автомобильным лаком. Оформление дверей своими руками — интересный творческий процесс, благодаря которому вы сможете превратить пришедшую в негодность вещь в произведение дизайнерского искусства.