Красящая трава 6

Слово из 6 букв, первая буква — «А», вторая буква — «Л», третья буква — «К», четвертая буква — «А», пятая буква — «Н», шестая буква — «А», слово на букву «А», последняя «А». Если Вы не знаете слово из кроссворда или сканворда, то наш сайт поможет Вам найти самые сложные и незнакомые слова.

Отгадайте загадку:

Зубастый крокодил Всё поле взбороздил. Показать ответ>>

Зубов много, а ничего не ест. Показать ответ>>

Другие значения этого слова:

Случайная загадка:

Гномик жил на 6-ом этаже. Он проезжал на лифте 3 этажа, а остальные 3 шёл пешком по лестнице. Почему?

Случайный анекдот:

Муж:
— Любимая, ты согласна, что в семье надо делить поровну всю работу между супругами?
Жена:
— Согласна.
Муж:
— Так вот, один свой носок я уже постирал.

Знаете ли Вы?

Муравьи никогда не спят.

Сканворды, кроссворды, судоку, кейворды онлайн

Трава, из корней которой добывают краситель для шерсти и шелка

• азиатское растение, поставляющее краску для шерсти

• многолетнее травянистое растение, распространенное в Средиземноморье и на Ближнем Востоке, из корней которого добывают красители для шерсти и шелка

• род многолетних травянистых растений, семейства бурачниковых

• растение семейства бурачниковых

• растение из бурачниковых

• Род растений семейства бурачниковых

• Травянистое растение семейства бурачниковых

Слово из 6 букв (первая буква м, вторая буква а, третья буква р, четвертая буква е, пятая буква н, последняя буква а), определения в сканвордах:

растение, из корней которого добываются яркие красящие вещества (см. растение 8 букв)

в славянской мифологии персонификация смерти и зимы (мифическое) (см. персонификация 14 букв)

в славянской мифологии богиня, связанная с воплощением смерти (см. богиня 6 букв)

трава, из которой изготавливается красная краска — крапп (см. крапп 5 букв)

Крапп (нем. Krappe — марена) — устаревшее название для одного из красящих веществ, прежде имевшего большое значение; а также для соответствующего оттенка ализаринового красного (ярко-красного) цвета. Представляет собой толчёный корень красильной марены — Rubia tinctorum, а также сходных видов Rubia peregrina и Rubia mungista. Марена — многолетнее растение; корень её длиной от 10 до 25 см и толщиной около 0.5 см, внутри оранжевого (жёлто-красного) цвета, снаружи бурого.

История

Ещё в конце XIX века марена культивировалась в очень значительных размерах во Франции, Эльзасе, Голландии, Баварии, Бельгии, Кавказе и Леванте. Годовая стоимость производительности маренного корня в одной только Франции оценивалась не менее 100 млн. франков. На Кавказе существовали тоже очень значительные маренные плантации около Дербента и Шуши. Лучшими сортами считались левантский и авиньонский крапп: левантский крапп поступал в продажу в виде корня, под названием «лизари» или «ализари»; европейские сорта большей частью в молотом состоянии.

Марена упоминается Плинием и другими античными авторами. Была обнаружена, например, в качестве розового красителя на гипсе в египетской росписи усыпальницы греко-римского периода. В Голландию попала в XVI в. через Испанию, получившую марену от мавров. Кольбер внедрил марену в Авиньоне в 1666 году, Францен — в Эльзасе 1729 году, но заметное место этот краситель стал занимать только к 1760-1790 гг.

Для приготовления художественного пигмента к экстракту корня марены добавлялись квасцы, и производилось осаждение с помощью щёлочи.

Культивирование марены прекратилось в последней четверти XIX в. после того, как немецкие химики Гребе и Либерман предложили способ получения ализарина в 1868 г.

Выращивание марены (по энциклопедии Брокгауз)

Марена разводится черенками или семенами и собирается обыкновенно не ранее 4-5 лет после посева. На благоприятной для её произрастания почве и в подходящих климатических условиях десятина дает до 200 пд. промытого корня. Выкопанные из земли корни просушиваются на солнце и в таком виде поступают в продажу.

Применение краппа

Употребление краппа как красильного вещества основывалось на содержании в нём пигментов: ализарина и пурпурина. Ализарин в краппе находится, однако, не в свободном состоянии, а в виде гликозида рубэритриновой кислоты, который при брожении или под влиянием кислот распадается на сахар и ализарин, по уравнению: C26H28O14 + 2H2O = C14H8O4 + 2C6H12O6.

Классические работы Грэбе и Либермана показали, что как ализарин, так и пурпурин представляют производные углеводорода антрацена: первый — диоксиантрахинон C14H6O2(HO)2, второй — триоксиантрахинон C14H5O2(HO)3. Эти работы послужили основанием обширной отрасли химической промышленности, производству искусственного ализарина, быстро вытеснившего из красильной практики крапп и крапповые препараты, крапп-экстракты. По исследованиям Розенштиля пурпурин — другой пигмента марены — в краппе находится не в виде глюкозида, а в виде карбоновой кислоты, псевдопурпурина, которая при нагревании с водой распадается на пурпурин и углекислоту, по уравнению:

Кроме ализарина и пурпурина из краппа было выделено ещё два других вещества, стоящих в генетическом отношении очень близко к ализарину: ксантопурпурин, изомер ализарина и мунжистин, по составу карбоновая кислота, стоящая к ализарину в том же отношении, как псевдопурпурин к пурпурину. Применение краппа в красильной практике основывалось именно на способности ализарина давать стойкие и яркие цветные лаки с различными металлическими окислами; так, с железом — фиолетового или чёрного цвета, с глиноземом — яркого красного и розового цвета, с оловянной протравой — огненно-красного цвета и т. п.

В особенности значительные количества краппа употреблялись в пурпуровом крашении для получения красного цвета, а также получения чёрного и коричневого цветов. С целью, по возможности, усилить красящую способность марены, её толченый корень, очень часто предварительно подвергался различной обработке, при чём получался уже препарированный крапп или так называемый крапп-экстракт. Такого рода предварительная обработка более или менее полно удаляла вредные для окрашивания примеси: смолы, кислоты, сахаристые и пектиновые вещества, и при окрашивании крапп-экстрактом всегда получался более живой и яркий оттенок цвета. Одним из наиболее распространенных крапповых препаратов был гарансин; в довольно значительных количествах употреблялось и гарансе. Крапповый цвет (fleur de garance) приготовлялся брожением промытого и молотого краппа; пинкоффин обработкой краппа в автоклаве перегретым паром; азаль представлял сырой ализарин, извлеченный из краппа древесным спиртом.

Уже в начале XX века крапп был практически полностью вытеснен из производства анилиновыми красителями, прежде всего ализарином. В настоящее время крапп в красильной промышленности не употребляется.

Примечания

Литература

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Данные в этой статье приведены по состоянию на конец XIX века
(статья о неиспользуемом в настоящее время красителе, частично основана на материалах ЭСБЕ). Вы можете помочь, обновив информацию в статье.

Вещества с определенными физическими, химическими и технологическими свойствами называются пигментами. Они не растворяются ни в воде, ни в органических веществах, ряд из них имеет способность передачи своего окраса. В совокупности все характеристики пигментов позволяют получать декоративные или защитные покрытия, причем независимо от назначения. В основном их применяют, изготавливая эмаль, краску, шпатлевку, грунтовку и иные пигментированные материалы.

Выделяют два вида этого вещества:

  1. неорганические
  2. органические

Рассмотрим подробнее особенности каждой группы.

Использование неорганических пигментов

Основное их применение – это лакокрасочная промышленность. Кроме указанной выше способности придания лакокрасочным материалам оптических и декоративных свойств, неорганические пигменты регулируют изоляционные, противокоррозионные и ряд других показателей.

С их помощью возможно получение различных специальных покрытий:

  • теплостойких,
  • противообрастающих,
  • электроизолирующих,
  • антифрикционных,
  • огнеупорных,
  • светящихся в темное время.

Все лакокрасочные материалы, использующие пигменты, непосредственно зависят от присутствия в них пигментированного вещества. Различия в структурах легко объясняются тем, как взаимодействуют между собой пигментные частицы и полимерная фаза лакокрасочных материалов. Введением пигментных частиц можно влиять на различные качества покрытий, к примеру:

  • скорость отверждения
  • упругость, износостойкость и прочность
  • водопоглощение
  • водопроницаемость

Для сведения – при использовании пигментов защитные свойства покрытия повышаются, так же происходит увеличение адгезионной прочности, а анодные процессы, напротив, уменьшаются.

Все это обусловлено различными характеристиками пигментов. Исходя из них, проведена классификация по следующим показателям:

  • цвет
  • назначение
  • способ производства
  • химический состав.

Однако довольна распространена ситуация, когда одна группа содержит пигменты, обладающие разными характеристиками, поэтому следует учитывать, что деление весьма условное, и обычно разделяют данные вещества, исходя из следующих характеристик:

  • химический состав, в нем анализируется количество солей, элементов и оксидов.
  • цветовой окрас: существуют хроматические или цветные и ахроматические пигменты, только с серыми, белыми и черными оттенками.

Особенности пигментных веществ неорганического происхождения

В результате исследований выявлено, что основной характеристикой таких пигментов, влияющей на другие показатели, является ее структурная особенность. Кроме структуры пигменты отличаются следующими свойствами:

Химическими

Они непосредственно зависят от состава, который в свою очередь практически не является чистым и содержит, как правило, несколько элементов. К примеру, у свинцовых белил есть особенность быстро разрушаться, если даже на нее воздействовать довольно слабыми кислотами, а белый диоксид титана наоборот очень устойчив и для его разрушения потребуется сильноконцентрированная серная кислота. Для изменений различных характеристик и придания им специфики состав неорганических пигментов изменяют, добавляя разные примеси – это могут быть магний, кальций, кремний, а так же ряд других поверхностно-активных веществ.

Кристаллическими

Данные свойства обусловлены тем, что частички пигментов являются кристаллами, которые имеют свою геометрическую форму и характерные особенности. Например, анизотропные качества пигментов вызваны оптическими, магнитными, тепловыми и электрическими свойствами таких кристаллов, а также их прочностью и скоростью, с которой они растут. От кристаллического состояния зависит и изоморфизм и полиморфизм. При синтезе возможно добавление специальных веществ, обеспечивающих определенную кристаллизацию пигментных частиц.

Оптическими

Прямая зависимость от цветового окраса пигментного вещества, влияет на окрас и защитные свойства лакокрасочных материалов. К примеру, если у покрытия белый окрас, то оно не нагревается, отражая падающие лучи.

Показателями плотности

Напрямую зависят от кристаллизации частиц и могут иметь существенные различия. Так, у свинцового сурика, одного из «наитяжелейших» пигментов, она составляет 8 600кг/м3, а у «легкой» лазури -1 920кг/м3.
От плотности пигмента зависит массовая доля изготовляемого материала. Существует еще насыпная плотность, она показывает занимаемую массу пигмента, и насыпной объем, соответственно, характеризующий занимаемый объем.

Показателями твердости

При высоких показателях твердости требуется больше усилий для размельчения. Данное свойство влияет так же на физико-механические показатели лакокрасочных материалов. Так при применении железооксидного пигмента лакокрасочные материалы отличаются повышенной абразивностью.

Особенностями вида

Бывает кубическая, игольчатая, сферическая, зернистая, чешуйчатая, пластинчатая формы, смотря каким образом получен пигмент и какая проводилась обработка. Воздействует на характеристики атмосферостойкости, укрывистости и маслоемкости пигментных веществ. У чешуйчатых и игольчатых пигментов наиболее оптимальный набор характеристик.

Дисперсностью

Характеризует насколько раздроблены частицы, данное свойство растет пропорционально их измельчению, при этом увеличивается удельная поверхность. Существуют монодисперсные порошки, в которых частицы только одного размера, и полидисперсный вариант порошка – в нем присутствуют разные частицы. Дисперсность характеризует оптические и защитные свойства лакокрасочного покрытия. При максимальном измельчении, которое проводится обычно с применением струйных мельниц, пигмент называется микронизированный или микроизмельченный.

Органические пигментные вещества

Это менее распространенная группа, если сравнить с неорганическими пигментами, а объясняется их меньшее применение тем, что они обладают не столь высокими качествами. Зато органические пигменты имеют высокую интенсивность – эмаль или краска с ними более насыщены и ярко окрашены. Однако другие показатели не на высоте, к тому же на них могут воздействовать химические реагенты.

У пигментов органического происхождения нет ограничений в цвете, тогда как неорганические вещества, способные придать яркий окрас, практически недоступны либо имеют высокую стоимость.

Что касается химических свойств, то они такие же как и в органических красителях, разве только не растворяются в жидкости.

Лакокрасочная промышленность использует такие пигменты, чтобы придать цвет краскам и эмалям. Не редко практикуется и добавление органических пигментов к пигментам неорганического происхождения.

Разновидности органических пигментных веществ

По техническим характеристикам выделяется два вида пигментов органического происхождения:

  1. пигментные лаки, которые в свою очередь делятся на те, которые получают из основных, протравных и кислотных красителей.
  2. непосредственно сами пигменты.

Если рассматривать с химической стороны, то органические пигменты бывают:

  • арилметановыми
  • азо-соединениями
  • фталоцианиновыми
  • антрахиновыми
  • полициклическими
  • нитрозо-соединениями
  • нитро-соединениями

В процессе изготовления лакокрасочных материалов чаще всего пользуются следующими лаками:

антрахиноновыми.

Например, использование пигмента синего антрахинонового не ограничивается только лакокрасочной промышленностью, его применяют и в полиграфическом деле, а так же некоторых других областях.

фталоцианиновыми.

Самый популярный — фталоцианин меди обладает отличной светостойкостью, устойчивостью к щелочам и кислотам, а так же к воздействию высоких температур. У данного вещества могут варьироваться как свойства, так и цвет в зависимости от способов, которыми он был получен.

азопигментными.

Наиболее популярная группа, так как имеет большую цветовую гамму, отличную насыщенность и яркость. Широкий цветовой диапазон – от желтого до темно-фиолетового. Распространены не только в лакокрасочной промышленности, но и в других отраслях, например, при изготовлении карандашей.

пигментными.

Как было сказано выше, возможно три способа их получения. Практическое получение получили краплаки, основанные на ализарине – это оксиантрахиноновые красители. На их основе производят нитроэмали, масляные краски, используют их и в полиграфической отрасли.

Таблица. Основные технологические типы органических пигментов и способы их приготовления из природных красителей.

Тип пигмента Характеристика способа приготовления
Тип 1

Характерен для красителей, химически инертных и не растворимых в связующих живописи, например индиго. Краситель извлекают из первичного красильного сырья** в нейтральной форме, очищают от примесей и высушивают. Сухой краситель без дополнительной модификации использовали в живописи как обычный пигмент, смешивая его со связующим.

Тип 2

Применяется для красителей, хорошо растворимых в жидких связующих. Гидрофобные красители, такие, как кроцетин из шафрана, биксин из орлеана, алканнин из алканны, шиконин из токиофиолета, растворяются в слабополярных и гидрофобных связующих (маслах, лаках, смолах), а красители содержащие много полярных групп -ОН и -СООН (карминовая кислота из кошенили, кер-месовая кислота из кермеса, орсеин из орсейля, бразилеин из красного дерева, гематеин из кампеша, таниды из галлов), хорошо растворяются в воде и водных растворах белковых и полисахарид-ных связующих. Иногда использовали смолы, окрашенные красителем в самом растении (гуммигут, драконова кровь, лаккаевые кислоты из гумми-лака.)

Краситель извлекают из первичного или вторичного сырья в соответствующих растворителях. Раствор красителя со связующим равномерно перемешивается и в таком виде используется как цветной лак в живописи или прикладном искусстве. При высыхании лак дает прозрачную, однородную, равномерно окрашенную пленку. В таком лаке фактически нет пигмента, так как его окраска получается так же, как при крашении текстильных волокон прямым красителем, за счет межмолекулярных взаимодействий красителя со связующим. Лаки такого типа просты в приготовлении и сравнительно дешевы, но их окраска малоинтенсивна, а светостойкость довольно низкая.

Тип З

Пригоден только для красителей, содержащих много полярных групп -ОН и -СООН (см. табл. 3) и поэтому хорошо растворимых в воде. Краситель экстрагируют только из первичного красильного сырья в нейтральной форме в виде концентрированных растворов. В экстракт добавляют соли комплексообразующих катионов Аl3+(обычно квасцы) или Sn2+ (обычно SnCl2), а иногда также РЬ2+, Са2+, Zn2+, Cu2+.

В растворе при взаимодействии красителя и катиона образуются «лаки»*** — нерастворимые, интенсивно окрашенные и светопрочные комплексные соединения «краситель-катион металла». Осадок пигмента отделяют фильтрованием, тщательно промывают чистой водой, не содержащей катионов жесткости (Са2+, Mg2+, Fe2+, Fe3+), способных изменить цвет лака, а затем сушат и используют как обычные пигменты. Данный технологический тип — наиболее дорогой, облагает наиболее интенсивной окраской и светостойкостью среди органических пигментов.

Тип 4

Пигменты этого типа в большинстве случаев — продукты утилизации малоконцентрированных водных растворов красителей — отходов красильного производства текстиля, остатков красильных растворов после получения пигментов по типу 3, а также экстрактов из вторичного сырья. В раствор красителя добавляют бесцветные, мелкодисперсные минералы, содержащие комплексообра-зующие катионы — мел, гипс, гиббсит, глинистые минералы (каолинит, галлуазит). Суспензию тщательно перемешивают и кипятят до полного осаждения красителя из раствора. При взаимодействии красителя с комплексообразующнми катионами на поверхности минеральных частиц осаждается тонкая, прочная и однородная пленка «лака» (как это описано для типа 3). После полного осаждения красителя суспензию пигмента промывают, осадок отделяют, высушивают и используют как обычный пигмент. Пигменты этого типа — прочные, светостойкие и дешевые, но малоинтенсивные.

Тип 5

Если первичное или вторичное сырье обрабатывать в горячем водном растворе слабых щелочей (соды или поташа), то все природные красители переходят в анионы за счет ионизации групп -ОН и -СООН. Такие анионы очень хорошо растворяются в воде, поэтому все красители, в том числе гидрофобные, обычно в воде не растворимые, легко экстрагируются из красильного сырья в водный раствор в присутствии щелочей.

К такому экстракту добавляют раствор комплексообразующих солей. Красители дают с их катионами нерастворимые лаки, интенсивно окрашенные, которые по своей природе могут отличаться от лаков типа 3. Комплексообразующие катионы дают с щелочами нерастворимые гидрооксиды этих катионов: гиббсит Аl(ОН)3 или Sn(OH)2. В результате совместного и практически одновременного образования лаков и гидрооксидов на поверхности частиц гидрооксидов осаждается толстая, рыхлая, часто неоднородная пленка лака что отличает данный тип от типа 4. Осадок тщательно промывают чистой водой, не содержащей катионов жесткости (см. тип 3) до нейтральных рН, сушат и используют как обычный пигмент.

Если в процессе экстракции краситель длительно контактирует с щелочью, а готовый пигмент недостаточно отмыт от нес, то красители могут разрушаться, и поэтому пигменты данного типа отличаются низкой устойчивостью и светопрочностью. Тем не менее этот способ наиболее часто упоминается в рецептуре, так как он довольно прост и позволяет получать интенсивно окрашенные пигменты из любых красителей — как из водорастворимых, так и из гидрофобных.

Тип 5а

Этот вариант отличается от предыдущего тем, что вначале краситель экстрагируется из первичного сырья в растворе солей Аl, а затем к экстракту добавляют вышеупомянутые щелочи. Этот способ, очевидно, годится только для красителей, дающих с Аl3+хорошо растворимые комплексы, например для ализарина из марены, карминовой кислоты из кошенили, кермесовой кислоты из кермеса, лаккаевых кислот из гумми-лака.

При взаимодействии растворимых комплексов красителей, свободных красителей (экстрагированных из сырья наряду с комплексами красителей) и щелочей в растворе протекают приблизительно те же процессы и образуются те же продукты, что и для типа 5. Однако, возможно, что природа лака для типов 5 и 5а будет отличаться.

Пигменты типа 5а более стойки, чем пигменты типа 5, так как в первом случае краситель не контактирует с щелочью в процессе экстракции, а в процессе осаждения щелочь взаимодействует не со свободным красителем, а с его более прочным алюминиевым комплексом.

Тип 6

Если в концентрированный водный раствор красителя после его экстракции из первичного сырья добавить белковое связующее (рыбий клей или желатину), а затем прибавить раствор соли комплексообразующих катионов Аl или Sn, то вместо нерастворимого двойного комплекса «краситель-катион», как и для типа 3, образуются интенсивно окрашенные и растворимые тройные комплексные соединения «краситель- комплексообразующий катион-связующее».

В этом случае связующее окрашивается так же, как текстильные волокна при протравном крашении. Такой способ применим только для водорастворимых красителей, а в качестве протравного комплексообразующего катиона используется только Аl3+, так как только этот катион дает растворимые тройные комплексы с красителем и связующим. При точном соблюдении рецептуры практически не образуются нерастворимые продукты, поэтому данный технологический тип широко применялся для приготовления высококачественных, интенсивно окрашенных, химически стойких и светопрочных цветных лаков.

Тип 7

Если в процессе получения пигмента типа 5 к щелочному экстракту вместо водного раствора солей комплексообразующих катионов добавить водный раствор желатины или рыбьего клея с этими же солями, то при взаимодействии ионизированных красителей (А), щелочей (Б), комплексообразующих катионов (В) и связующего (Г) одновременно образуются несколько продуктов:

1. Лак красителя с комплексообразующими катионами, как для типа З или 5 (при избытке А и В)

2. Тройной комплекс «краситель-комплексообразующий катион-связующее» (при избытке А и Г).

3. Нерастворимые гидрооксиды комплексообразующих катионов (при избытке Б и В).

4. Нерастворимое денатурированное связующее (при избытке Б и Г).

Окрашенные продукты 1, 2 и денатурированное связующее осаждаются на поверхности частиц гидрооксидов в виде рыхлых, толстых, неоднородных пленок с неопределенным составом. Осадок тщательно промывается чистой водой до нейтральных рН, высушивается и используется как обычный пигмент. Пигменты данного типа окрашены довольно интенсивно и сравнительно дешевы, но обладают низкой химической стойкостью и светопрочностью. Они часто использовались для фальсификации высококачественных органических пигментов типа 3.

Тип 7а

Если в процессе получения пигмента по типу 5а к экстракту красителя добавить желатину или рыбий клей, а затем раствор щелочи, то образуется приблизительно такой же набор продуктов, как и в предыдущем типе. Однако поскольку краситель в этом случае меньше контактирует с щелочью, то пигмент получается более стойким и светопрочным, чем для типа 7. Данный способ применим только для красителей, дающих с катионом Аl хорошо растворимые комплексы.

Занятие исторической реконструкцией заставляет откапывать самую разную, порой неожиданную информацию, и чем больше её собирается, тем больше проникаешься осознанием единства человека и природы, осознаёшь, насколько все гармонично и красиво в сотрудничестве, в симбиозе.

Взято вот тут:

Красители из растений. Желтые краски

Восковник, невысокий кустарник с большими листьями, распространен на севере России, имеет несколько разновидностей, известных под именем восковой ягоды, воскового вереска и т.д.; на плодах имеется восковой слой. Восковник имеет много красящего вещества, дающего ярко-желтый цвет, толокнянка — медвежий виноград, по виду напоминает бруснику, ягоды мучнистые, растет на песчаных местах и в сосновых лесах, собирать нужно после появления ягод. Дает желтый цвет.
Крушина — волчьи ягоды, красящее вещество находится в коре; произрастает на всей территории России, имеет много местных названий: корушатник, медвежина, крушина колючая, слабительная, окостер, проскурина и др. Кора некоторых видов крушины в свежем виде дает желтую окраску, а в сухом — коричневую.
Береза — красящее вещество содержится в листьях и молодой коре; листья и кора собираются в начале лета; из листьев получается ярко-желтая краска, из коры — желтоватая.
Василек угластый — листья красят шелк и шерсть.
Василистник — листья красят шерсть,
Золототысячник — трава красит шерсть.
Одноягодник — красит полотно.
Полынь — трава красит в соломенный и палевый цвет, с квасцами — в лимонный цвет.
Подмаренник — цветы с прибавлением квасцов красят в темно-желтый цвет.
Барбарис — кустарник. Красящее вещество получается из коры, корней и древесины.
Желтинник — на Украине называют скомпия, красящее вещество в листьях и молодых ветвях, собирают в августе, сушат, толкут и мелют.
Синие краски
Плаун ликоподий — травянистое растение; красящее вещество в стебле растения.
Вайда (синило, синиль, фарбовник) — растет в умеренной полосе России, красящее вещество содержится в листьях.
Гречиха — дикорастущая на берегах Каспийского моря. Красящее вещество в листьях, густого синего цвета (индиго).
Гераний лесной — красящее вещество в цветах.
Ежевика — ягоды красят в темно-синий цвет.
Черника — ягоды красят шерсть, смоченную, квасцами (1:10), в фиолетовый цвет.
Лакмусник — растет в Крыму. Трава красит шерсть в фиолетовый цвет, известный у французов под названием «Турнесоль».
Шалфей луговой — трава красит в темно-синий цвет.
Зеленые краски
Бузина — используют не спелые ягоды, как для красной краски, а листья бузины, которые дают хороший зеленый цвет.
Хвощ болотный, железник, беличий хвост, — растет повсюду; красящее вещество в стебле, дает зеленый цвет.
Щавель — растет почти повсюду; красящее вещество в листьях.
Можжевельник — растет почти повсюду; красящее вещество в ягодах.
Рута и цветок синего касатика — сок из них, смешанный вместе, дает прочный зеленый цвет.

Бирючина — ягоды окрашивают шерсть в, темно-зеленый цвет.
Черемуха — внутренняя кора окрашивает в зеленый цвет.
Тополь — внутренняя кора красит пряжу в зеленый цвет, пряжа должна быть предварительно смочена железным купоросом (1 :10).
Коричневые краски
Лишайники, торчовка, дубовая лапка — растут почти повсюду, на земле и камнях. Лишайник, растущий на камнях, дает особенно прочную коричневую окраску.
Ольха черная — распространена в умеренной полосе России, красящее вещество в листьях, молодых ветвях и коре.
Сухая кора крушины — дает коричневую окраску,
Кора сливяного дерева — дает коричневую окраску.
Трава серпуха — красит льняные и шелковые ткани.
Щавель конский — корень его, выкопанный осенью, дает коричневый цвет.
Красные краски
Крушина, волчьи ягоды — та же, что для получения желтого цвета; для красного цвета собирается не кора, а молодые ветки и листья до цветения.
Марена красильная или крап — растет на юге, в Крыму, Закавказье; красящее вещество в корне растения, который выкапывается до цветения.
Бузина — кустарник, растет почти повсюду; красящее вещество в спелых ягодах.
Ветла — кора, сваренная в щелоке, красит шелк и шерсть.
Душица — трава красит шерсть.
Мак дикий — сок из цветов красит шелк, шерсть, полотно, смоченные предварительно в растворе из 2 ч. квасцов, б ч. уксуса и 6 ч, воды.
Терн — кора, варенная со щелоком, красит шерсть.
Бирючина — сок из ягод, смешанный с нашатырем или глауберовой солью.
Стружки красного дерева фернамбук варить с прибавлением 2 — 3% квасцов (или поташа). Дает не только красный, но и желтый, оранжевый, пурпурный, фиолетовый цвета.
Серые краски
Барвинок — трава красит шерсть в темно-серый цвет.
Ель — кора красит шерсть.
Кувшинка — корень красит хлопок и лен.
Ракитник — кора дает темно-серый цвет.
Толокнянка — листья красят шерсть в светло-серый цвет.

Копытень — красит шерсть в темно-серый цвет.

И еще — из того, что нам в средней полосе доступно и всем известно:

Зверобой четырехгранный.Hypericum quadrangulum L. Корни Красная (для шерсти)
Зверобой обыкновенный.Hypericum perforatum. Цветы и листья Красная и желтая

Купальница.Trollins europaeus L. Цветы Желтая (для холста)

Бессмертник цмин.Helichrysum arenarium DC. Все растение Желтая

Василек луговой.Centaurea jacea L. Цветы Желтая

Щавель.Rume[ acetosa L. Корни ЖелтаяДубитель

Череда.Bidens tripartius. Все растение Желтая
Ирис (касатик).Iris pseudacorus L. Корень ЖелтаяДубитель

Береза.Betula verrucosa. Листья Желтая

Чистотел.Chelidonium majus L. Все растение+квасцы Оранжевая

Крапива двухдомная.Urtica dioica L. Стебель, листья Зеленая

Пижма (дикая рябинка).Tancetum vulgaris L. Корни Зеленая
Осина.Populus tremula L. Шишки+шевлюга Зеленая
Яблоня (дикая и домашняя).Pyrus malus, Malus domestica Цветы и листья Кора+квасцы Зеленая Красная

И вот еще — полезные советы :

Куркума — многолетнее травянистое растение сем. имбирных. Для крашения использовали желтый корень, который высушивали и истирали в порошок. Краситель легко экстрагируется содой с образованием красно-бурого раствора. Окрашивает в желтый цвет без протравы и растительные волокна, и шерсть. Легко изменяет цвет при малейшем изменении кислотности, бурея от щелочей, даже от мыла, но так же легко восстанавливает яркий желтый цвет в кислоте. Нестоек на свету.
Шалфей луговой даёт различные, причём достаточно насыщенные, оттенки синего и тёмно-синего.
Результат покраски во многом зависит от предварительной обработки, как ткани, так и самого красителя.
Под предварительной обработкой красителя подразумевается вымачивание корыкорней в холодной воде от 12 до 20 часов. Затем раствор доводится до кипения( но не кипятится) и далее вываривается 2 часа при температуре 70-90 градусов под крышкой. Далее добавляется чистая вода и укладывается подготовленная ткань. Лен и шерсть принимают краситель за 30-40 минут, больше вываривать бесполезно. Ткань вынимается, слегка отжимается и промывается чистой водой. После этого операцию с покраской можно повторить.

Что скрывается под понятием предварительная обработка ткани.

Если ткань куплена в магазине, то обработку по удалению примесей она уже прошла на заводе, ткань необходимо лишь постирать в воде и закладывать ее мокрой. Если лен и шерсть домотканные, то придется попотеть. Ткань придется очищать от примесей растительного и животного происхождения, именно они будут препятствовать окраске. Жиры из шерсти выводятся путем кипячения ткани в кислотных составах. Лен вообще плохо смачивается(чистая целлюлоза), а если ткань заводская то в нити добавляют шлихту для прочности. Для вывода всей этой беды необходимо около 12 часов замачивать ткань в горячей воде в мыльно-содовом растворе.(в ведро с куском хозяйственного мыла на дне опускается ткань и промывается в горячей воде всю ночь).
После такой обработки ткани и красителя можно уверенно получать насыщенные цвета красного(морена), желтого(крушина) и коричневого(кора дуба).

История крашения:

До второй половины XIX века использовались исключительно натуральные красители, которые извлекались из растений, насекомых, моллюсков. Синий цвет, например, брали из растения, называемого вайда , желтый — из резеды , красный — из марены. Черный цвет давало кампешевое дерево, а фиолетовый — лакмусовый лишай. В старину еще синий краситель получали из корней девясила, чтобы использовать его для окрашивания тканей.
Такие моллюски, как иглянки, производили дорогостоящий краситель — тирский пурпур. Римские императоры любили наряжаться в яркие пурпурные цвета.
Но задолго до римских императоров властители и богачи уже носили одежду, окрашенную природными красителями . Красный пигмент производили самки червеца-кошенили . Судя по всему, его использовали для изготовления «червленой», красной шерсти, из которой делались полотнища древнеизраильской скинии и облачение первосвященника.
В Музее красок становится понятно, что окраска текстиля — это не просто окунание в краситель. Так, в процедуру еще включается протрава, благодаря которой краска закрепляется на волокне и не растворяется в воде. В качестве протравы используются химикаты, работа с которыми порой вредна.
Некоторые процессы крашения сопровождаются сильным зловонием. К таковым относится, например, окраска хлопчатобумажной ткани в алый, кумачовый цвет. Это долгая и сложная процедура, зато этот цвет не выгорает, не вымывается и не блекнет. В свое время этот процесс включал в себя 38 различных стадий и длился четыре месяца! От некоторых экспонатов, выкрашенных в такой алый цвет, не отвести глаз .

Зеленый луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых, радужных цветов
На нем разбросаны букеты.

И. З. Суриков

«Растительный мир полон ярких красок всевозможных оттенков. Какое многообразие сочетаний в окраске цветов на лугу, какие тонкие переходы в расцветке осенних листьев — от зелено-желтых до ярко-красных!

Дикари, живущие среди природы, раскрашивают не только одежду, но и тело, подражая яркости раскраски цветов, насекомых и птиц.

Мы не будем следовать их примеру и вымазывать свои физиономии для устрашения встречных. Но иногда и нам необходимо выкрасить нитки или заплатку, которыми мы чиним одежду, а может быть, захочется восстановить цвет выгоревшей на солнце рубашки. Добудем нужные краски из растений.

Человек стал получать краски прежде всего из цветков, затем — из листьев, стеблей и корней растений. Стариннейшие краски, употреблявшиеся в глубокой древности, добывали: синюю (индиго) — из сока листьев и стеблей кустарника, растущего в Индии, красную (крапп) — из корней марены, растущей в Персии. В Мексике для получения синей, красной и черной краски использовали сандаловое дерево кампеш, которое с открытием Америки стали вывозить в Европу. Кармин получали из высушенной красной мохнатой тли, живущей на кактусе опунции. Красную краску получают из цветков сафлора, растущего на юге СССР.

С давних пор в русских деревнях крестьяне добывали краски из различных растений и сами окрашивали шерсть и льняные ткани.

Для получения краски обычно кипятят в воде размельченные части растений. Полученный раствор выпаривают до густого или твердого осадка. Ткани окрашивают кипячением их в растворе краски, в который прибавляют для прочности окраски соду и другие вещества. Растительные краски входят в набор красок на палитре художника.

Можно назвать много обыкновенных растений, из которых получают краски.

На вашем пути в лесу у дороги, на лугах попадается небольшое растение с округлыми, сложенными ровными складочками, изогнутыми листьями, напоминающими старинные кружевные манжеты. Это растение и называют манжеткой. В листьях, сложенных вороночкой, в серединке собирается роса. Устьица по краям листочков выделяют воду. Эти капли, «таинственно» появляющиеся, когда нет росы, раньше считали волшебными. В средние века «волшебную росу» собирали алхимики, чтобы приготовить лекарство, сохраняющее молодость. Поэтому манжетка и получила научное название алхемилля (Alchemilla). Если рассмотреть ее невзрачные, мелкие зеленоватые цветочки, то можно определить, что она родственна яблоне, шиповнику и другим розоцветным.

Из листьев и корней манжетки можно добыть серо-зеленую краску. Свежие корни манжетки измельчите ножом, всыпьте в сосуд из расчета 40 граммов корней на 100 граммов воды и поставьте на огонь. Кипятите минут двадцать, затем процедите через тряпочку и выпаривайте отвар до густоты.

Окрасьте бумагу или кусочек материи. Чтобы краска лучше пристала к материи и при стирке не линяла, проварите материю предварительно в протраве — растворе квасцов или железного купороса. Материю высушите, а потом прокипятите в краске.

Краску цвета хаки дают ягоды и кора можжевельника.

Зеленую краску можно добыть из листьев березы тем же способом, что и из манжетки. Листья, собранные в начале лета, дают более яркую краску.

Желтую краску получают из корней всем известного конского щавеля. С протравой железным купоросом краска щавеля становится черного цвета. Такую же желтую и черную краску дает внутренняя часть коры яблони (луб).

По соседству с подорожником и манжеткой на дорогах уживается травка, попираемая нашими ногами. Стебелек ее, в 15 сантиметров длиной, стелется по земле, тесно к ней прижимаясь. Это растение из семейства гречишных, как гречиха, щавель, водяной перец. Называется оно птичья гречишка, или травка-муравка — полигонум авикуляре (Polygonum aviculare), то есть «многоколенчатый птичий». Корни птичьей гречишки дают синюю краску. Когда-то синюю краску получали из цветков василька, но способ получения знатоки хранили в секрете, и теперь этот рецепт утрачен.

На паровых полях часто встречается рогатый темно-синий василек, или живокость; научное название его дельфиниум (Delphinium). Действительно, форма цветка несколько напоминает дельфина. Относится он к семейству лютиковых. Цветок похож в то же время и на шпоры, почему он называется еще рыцарскими шпорами, или шпорником. Из его цветков получают синюю краску, в прежнее время употреблявшуюся для окраски домотканного сукна.

Фиолетовую краску могут дать высушенные ягоды ежевики — рубус цэзиус (Rubus caesius), что означает «красный синеватый». Краску из ежевичных ягод получают таким же способом, как из манжетки.

Ежевика родственна землянике и также относится к семейству розоцветных. Ягоды кисловатые, тускло-черные с сизым налетом сидят по нескольку плодиков на одном ложе. И. В. Мичурин из дикой ежевики вывел культурную крупноплодную. Путем отбора сеянцев ежевики он получил известный сорт малины «техас» с очень крупными плодами.

Красная краска может быть получена из цветков зверобоя. Местообитание его видно из греческого названия гиперикум перфоратум (Hypericum perforatum); «среди вереска»; «hypo» — «среди», «erici» — «вереск», «перфоратум» (perforatum) — по-латыни — исколотый. Цветки зверобоя состоят из пяти желтых лепестков с черными полосками. Тычинок, сросшихся основаниями в три пучка, много. Листья супротивносидящие на двугранном стебле в 30-60 сантиметров высотой. Цветет в июне — июле.

Зверобой встарину считали чудодейственным из-за кроваво-красного сока, вытекающего при надломе цветоножки. Зверобоем растение называется потому, что ядовито для животных. Зверобой используют как наружное средство при заживлении ран. Горячий настой цветков, слегка подкисленный уксусом или другой кислотой, окрашивает ткань в красный цвет. Путешественники листья и цветки зверобоя заваривают вместо чая.

Красную краску содержат корни сорняка подмаренника, о котором мы упоминали, описывая похищенное сокровище — кофе.

Вишневого цвета краску получают из оранжевого лишайника — стенной золотянки. Брать золотянку следует с ярко освещенных солнцем мест (заборов, коры деревьев). Измельченный лишайник положите в стакан или пробирку и влейте раствор едкого калия или соды. Через три минуты получите хорошую краску.

Коричневую краску в деревнях получают из коры ольхи. Наструганную кору настаивают два дня, а затем настой процеживают и в нем кипятят материю в течение двадцати минут.

Из сока черники получают фиолетовую краску. К соку ягод прибавляют столовую ложку уксуса и 20 граммов квасцов и кипятят. Затем, процедив, уваривают жидкость. Чтобы получить акварельную краску, прибавляют к густому осадку клей и немного сахарной пудры до получения более густой массы.

Можно использовать многие из знакомых вам растений: листья чистотела, ромашки лекарственной, мокрицы, ягоды бузины, кору дуба. Исследуйте, какого цвета краски из них получаются. Сделайте краски различной густоты.

Попробуйте нарисовать в лесу картинку растительными красками. Кисточку легко изготовить, связав пучок соцветия какого-нибудь сложноцветного растения или пушицы.

Пробуя цвет полученных вами красок, сохраните образцы окрашенных кусочков бумаги и материи, наклейте их в альбом вместе с засушенным растением, из которого получили краску.»

Выдержка из книги

Николай Верзилин — По следам Робинзона