Ледяные скульптуры

Скульптор Антти Педрозо (Antti Pedrozo) совместно с художником Майклом де Коком (Michel de Kok) вырезали из глыбы льда главного авторобота Optimus Prime. За исключением окраски, творческий дуэт максимально приблизил скульптуру к образу робота-трансформера: корпус выполнен с учетом мельчайших деталей, а высота Optimus Prime равна восьми метрам. Optimus Prime был представлен на седьмом ежегодном фестивале ледяных скульптур в Голландии.

Ледяные и снежные скульптуры со всего мира

Работать со льдом намного труднее, чем с глиной, гипсом или песком. Во-первых, необходимы специфические условия и инструменты для работы, например, электропила, а во-вторых, ледовые скульптуры недолговечны, и если не хранить их в особых помещениях с темпуратурным контролем, то от ледяного козлика не только рожек да ножек не останется, но и мокрого места…

Но то, что получается из бесформенных глыб льда и комьев снега, стоит затраченных усилий. И восхищенные отзывы тех, кто когда-либо посещал знаменитый ледяной дворец в Санкт-Петербурге и выставки работ такого плана, означают лишь одно. Народ понял и принял это необыкновенное искусство.

Ледяной дворец в Санкт-Петербурге…В 2006 году в Петербурге на Дворцовой площади был построен ледяной дворец — точная копия хором, возведенных во времена Анны Иоанновны.
Ледяной дворец стал точной копией дворца, который был сооружен в Петербурге в 1740 году. Тогда лед впервые использовался в качестве строительного материала, а возведение дворца было посвящено 10-летию восхождения на престол императрицы Анны Иоанновны и победе в войне над Турцией.
Именно в этом Ледяном дворце 6 февраля 1740 года состоялась знаменитая свадьба шутов князя Голицына и вдовы Бужениновой. Проект Ледяного дома был разработан Петром Михайловичем Еропкиным, а сама постройка производилась под личным наблюдением Анны Иоанновны.
Современный ледовый комплекс состоял из дворца, бани, двух слонов и других исторических ледовых композиций, воссозданных по описанию физика и математика, академика Петербургской Академии наук Георга Вольфанга Крафта.
Высота дворца около шести метров, а общая площадь — около ста квадратных метров. Его комнаты меблированы — столы, стулья, кровать, посуда и зеркала, также созданы из хрупкого материала.

А эти скульптуры создала сама природа
Вишня в «карамели»

Есть два способа изготовления скульптур изо льба. Первый — выточить отдельные детали и собрать из них композицию. Второй — приготовить монолит и отсечь от них лишнее.

Лед для работы применяется природный и искусственный. Природный заготавливается блоками размером 90х50х30 см. Наилучший лед – из непроточных водоемов глубиной не менее 70 см. На выбранном участке пробивают лунку. От нее начинают выпиливать блоки льда ручной или бензиновой пилой. Лучше выбрать участок чистоводья, так как на мелководье во льду могут попадаться посторонние включения.
Искусственный лед получают, заливая воду в металлические емкости или деревянную опалубку, выложенные изнутри полиэтиленовой пленкой, и выставляя их на мороз. В отличие от природного такой лед получается с мутноватой сердцевиной.
Чтобы сложить монолит, стыкуемые поверхности блоков очищают и слегка пришлифовывают. Затем блоки поливают водой и складывают. Наружные швы проливают водой при помощи спринцовки или большого шприца. При температуре воздуха ниже нуля смерзание идет быстро.
Лед хорошо поддается скалыванию чешуек под острым углом, послойному стесыванию, расточке, процарапыванию канавок. Лед плохо сверлится и не выдерживает массивных сколов под прямым углом. Зато у него есть важное достоинство: если в работе допущен брак, то поврежденную часть фигуры удаляют, а на ее место примораживают новый блок.
В обработке льда применяются обычные инструменты для работы по дереву: пила-ножовка, стамеска, долото, молоток. Пригодятся штихель (резец гравера), металлический шпатель (для очистки поверхностей), кирочка (молоток каменщика) и обычный нож.
Цветная ледяная скульптура – вопрос отдельный. Окрашивать воду перед замораживанием рискованно: неизвестно, как долго она будет замерзать с такой добавкой и каковы будут свойства льда. Окрашивать поверхность фигуры бесполезно: краска не держится, «плывет». Проверенный способ – выбрать в блоках углубления, изнутри нанести краску или рисунок, затем соединить. А лучше всего – цветная подсветка люминесцентными лампами.

Кратковременные оттепели не страшны ледяной скульптуре. Неприятнее оттепели длительные мокрый снег с дождем, сильный ветер и прямые солнечные лучи: под их действием ледяные фигуры сглаживаются и теряют декоративность. После сильного снегопада фигуру надо обязательно очистить от снега, чтобы он не примерз и не исказил ее форму.
Ежегодно, а порой и несколько раз в год во всех уголках мира проходят фестивали, выставки и мастер-классы как для профессионалов ледового арта, так и для скульпторов-любителей. Самые известные проводятся в Москве, Санкт-Петербурге, Карелии, Финляндии, на Аляске и в Китае.

Нет предела фантазии истинных мастеров.

Алиса Кузнецова

Серия сообщений «скульптура»:
Часть 1 — Скульптура Криса Кукси (Kris Kuksi).
Часть 2 — Скульптуры Марка Сияна (Marc Sijan) — живые?
Часть 3 — Статуя Иисуса Христа в Польше.
Часть 4 — Джон Стюарт Андерсон и его скульптуры.
Часть 5 — Ледяные и снежные скульптуры со всего мира.
Часть 6 — Песчаные скульптуры в Мельбурне.
Часть 7 — Международный фестиваль снежных скульптур в в Брекенридже

Часть 32 — Необычные скульптуры Джила Брувеля (Gil Bruvel)
Часть 33 — Резьба на морских раковинах
Часть 34 — На языке природы: скульптурные работы Хитоми Хосоно (Hitomi Hosono)

ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении Регионального конкурса снежных скульптур

«В царстве Снежной Королевы»

1.Общие положения.

Конкурс снежных скульптур проводится в р.п.Кузоватово с 2008 года в статусе районного. Организатором конкурса является Кузоватовская детская школа искусств. Ежегодно на это мероприятие собирается большое количество детей и родителей Кузоватовского района. Мероприятие проходит в форме конкурса, по окончании которого для участников организуется концертная программа и награждение.

С 2016 года конкурс проводится в статусе «Региональный» с участием любителей и мастеров Ульяновской области.

Место и время проведения конкурса – Ульяновская область, р.п. Кузоватово, пл. Ленина, 21 января 2018 года.

2.Органы управления мероприятием

2.1.Учредители конкурса:

— Правительство Ульяновской области.

— Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области.

— Администрация МО «Кузоватовский район».

— ОГБУК «Центр народной культуры»

— МУ Управление культуры МО «Кузоватовский район».

2.2. Организатор Конкурса:

— Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Кузоватовская детская школа искусств (МБУ ДО Кузоватовская ДШИ)

2.3. Для проведения фестиваля-конкурса формируется организационный комитет, который:

— проводит работу по информированию о проведении конкурса;

— консультирует заинтересованные стороны по вопросам участия в конкурсе;

— рассматривает заявки и принимает решение о допуске к участию в конкурсе;

-формирует конкурсное жюри из числа авторитетных специалистов в области декоративно-прикладного искусства.

3.Цели и задачи фестиваля-конкурса.

— Позиционирование Ульяновской области как площадки проведения Межрегиональных, Всероссийских, Международных культурных проектов, фестивалей и конкурсов.

— Выявление талантливых мастеров и коллективов России.

— Организация творческого соревнования мастеров и любителей скульптуры с целью повышения художественного мастерства участников и обмена опытом.

— Поддержка творческой активности, стимулирование культурного отдыха в зимнее время.

— Проведение аналитической работы на материале конкурса, создание банка данных о мастерах, творческих коллективах.

4. Порядок проведения и основные условия конкурса.

4.1. К участию в конкурсе приглашаются преподаватели (родители) и учащиеся ДХШ, ДШИ, образовательных учреждений и дополнительного образования — команды численностью не более 4-х человек: 1 преподаватель (родитель) и 2-3 ученика. Для участия в конкурсе в адрес организационного комитета направляются заявка-анкета (прилагается), эскиз предполагаемой скульптуры. Прием заявок и эскизов до 12 января 2018 года. По результатам конкурсного отбора эскизов к участию допускаются не более 10 команд в каждой номинации.

Участник конкурса должен представить жюри работу, выполненную в режиме реального времени за период проведения конкурса (2 часа) и изготовленную собственными инструментами по следующим номинациям:

— «Снежная скульптура». Тема конкурса свободная.

Конкурс проводится в форме открытого уличного зрелища.

Организационные вопросы можно задать по электронной почте или по телефонам.

Телефон: 8(84237)21961; руководитель проекта Тогаев Владислав Александрович,

моб.тел. 8-902-00-352-99, 8-927-273-66-63

Е-mail: vladislav.togaev@mail.ru

Адрес: 433760 Ульяновская область, р.п. Кузоватово, ул.50 лет Октября д.6, Детская школа искусств.

4.2. Материально-техническое и бытовое обеспечение

Участникам конкурса предоставляются:

— куб прессованного снега размером 1,5х1,5х 1,5 м,

— место для переодевания, отдыха и обогрева,

— 2 чай-паузы для всех участников.

Инструментами и оборудованием, необходимым для работы, конкурсанты обеспечивают себя самостоятельно. Желательно взять с собой сменную одежду, варежки и обувь.

Транспортные расходы участники оплачивают самостоятельно, либо за счет средств направляющей стороны.

Каждый участник несет личную ответственность за соблюдение правил техники безопасности.

4.3. Критерии оценки конкурсных работ:

— композиционное решение,

— создание художественного образа,

— пластическое решение с учетом недолговечности материала,

— оригинальность идеи,

— законченность работы.

5.Порядок награждения и поощрения

По итогам конкурса жюри присуждает 1,2,3 место в каждой номинации.

Победители награждаются призами и дипломами. Участники награждаются дипломами.

Дополнительно могут учреждаться специальные призы.

6.Сроки проведения и программа конкурса.

Конкурс проходит 21 января 2018 года по адресу: Ульяновская область, р.п. Кузоватово, пл. Ленина, Районный дом культуры.

10.00 -11.00 – Заезд, регистрация.

11.00-11.30 – Торжественное открытие конкурса.

11.30 – 13.30 — Конкурсная программа.

14.00 — Торжественное закрытие конкурса, награждение победителей и участников.

Координатор конкурса: Тогаев Владислав Александрович

Справки по телефону: 8(84237)21961,

E-mail: vladislav.togaev@mail.ru

Сайт школы: kuz.uln.muzkult.ru

Организаторы конкурса имеют право размещать на своём сайте фотографии без согласования с участниками.

Приложение к положению

Образец ЗАЯВКИ

Накануне новогодних праздников к всеобщей радости детей и взрослых оживает удивительная ледовая сказка. Великолепные дворцы и волшебные замки, герои мифов и легенд, фантастические животные и чудесные цветы, созданные из обыкновенных глыб льда, сверкают и переливаются в лучах света, словно хрусталь или прекрасные бриллианты. Незабываемая, восхитительная красота! Не зря ледяные скульптуры так полюбились жителям России и многих других стран северного полушария, где ежегодно проводятся фестивали ледовой скульптуры.

Первые изделия изо льда появились примерно 600 лет до нашей эры. Китайская «Книга Песен» повествует о том, что на возвышенностях северо-западного Китая жил народ Shensi, который добывал лед, нарезал его на блоки и хранил в ледяных домах. В теплое время года этот лед использовался для хранения в нем рыбы. В XVII веке китайские рыбаки, жившие неподалеку от города Харбин, изобрели ледяные фонари. Они заполняли корзину водой и оставляли ее на морозе, затем лед извлекали из корзины и проделывали в нем отверстие, в которое вставляли свечу. Эти своеобразные фонари они брали с собой на рыбалку, а дети использовали их в качестве игрушек.

В нашей стране первое архитектурное сооружение и скульптуры изо льда появились в 1740 году, когда по велению императрицы Анны Иоанновны был построен «Ледяной дом». Причиной создания этого очень необычного по тем временам сооружения стала свадьба любимой императорской шутихи Авдотьи Ивановны Бужениновой и князя Михаила Алексеевича Голицина, попавшего в немилость к Её Величеству и назначенного шутом. Анна Иоанновна любила отмечать праздники с большим размахом, поэтому придворные, желавшие порадовать императрицу, постарались изобрести что-то особенное. Камергер Алексей Данилович Татищев придумал отпраздновать свадьбу в Ледяном доме, а архитектор Петр Михайлович Еропкин разработал проект этого здания. Строительство началось в январе 1740 года на участке между Зимним Дворцом и зданием Адмиралтейства. В качестве стройматериала использовали квадратные блоки, вырезаемые изо льда Невы. Блоки устанавливали друг на друга, поливая их водой, благодаря этому они крепко примерзали друг к другу, превращаясь в прочные стены. По свидетельствам очевидцев здание было великолепным, казалось, что оно высечено из огромного драгоценного кристалла. У входа посетителей встречали ледяные слон, сидящий у него на спине погонщик и стоящие рядом две прекрасные девушки. Днем слон выплескивал струи воды, а ночью извергал фонтаны горящей нефти.

Неподалеку от резных ледяных ворот размещались ледяные дельфины, извергавшие фейерверки, а также ледяные пушки, стрелявшие ядрами изо льда. Само здание имело 17 метров в длину, 5 метров в ширину и 6 метров в высоту и состояло из четырех комнат: гостиной, спальни, буфета и туалета. Фасад и стены Ледяного дома были отделаны великолепной резьбой, в стенах были выполнены арочные ниши, в которых стояли ледяные скульптуры, оконные «стекла» также были сделаны изо льда. В доме были все необходимые предметы интерьера: диваны, кровать, шкаф с посудой, табуретки, резной стол, на котором лежали карты, подсвечники со свечами, красивые шторы и цветы. Разумеется, все эти предметы были ледяными. Имелся даже ледяной камин с горящими дровами, которые не давали тепла, так как тоже были сделаны изо льда и горели, потому что были облиты нефтью.

Свадьба придворных шутов состоялась 6 февраля 1740 года, молодых после венчания и праздничного обеда отправили в Ледяной дом и уложили в постель. Дом окружили охраной, которая позволила молодоженам покинуть здание только утром. Оно простояло до конца марта, а затем растаяло, успев произвести неизгладимое впечатление на жителей Петербурга. Однако традиция создания ледовых зданий и скульптур была почти забыта вплоть до второй половины прошлого века. Она возродилась в Харбине, где в 1963 году прошел первый фестиваль ледовых скульптур. Возрастающая популярность этого вида искусства была связана с распространением электроинструментов, позволивших значительно ускорить и облегчить процесс добычи льда.

Заготовка материала для ледяных скульптур начинается в конце декабря. Для их создания используют чистейший прозрачный лед, не содержащий водорослей и песка. Лед выпиливают главным образом из прудов и озер, речной лед использовать не рекомендуют, поскольку течение постоянно размывает снизу ледовую корку, и она не набирает толщину, необходимую для изготовления стандартного блока размером 100 см х 50 см х 25 см. Работа с этими блоками довольно опасна, поскольку каждый такой «кирпич» весит около 120 кг. Блоки выпиливают из ледяного покрова водоема бензопилой и вытаскивают с помощью специальных крюков и полозьев. При этом необходимо проявлять большую осторожность, так как слишком тонкий лед может не выдержать вес блока и проломиться. Аккуратность следует соблюдать и при транспортировке льда, так как это хрупкий материал.

Ледовые города, здания и монолитные заготовки для крупных скульптур создают тем же способом, который использовали строители Ледяного дома. Поверхности блоков выравнивают, поливают водой и соединяют, затем снова поливают водой и оставляют примерзнуть друг к другу. При необходимости создать цветную скульптуру, украсить ее орнаментом или надписями окраску проводят на стадии изготовления монолита. Блоки распиливают на две части и окрашивают внутреннюю поверхность, а затем соединяют половинки с помощью воды. Опытный мастер никогда не станет наносить краску на внешнюю поверхность скульптуры, поскольку она при первой же оттепели потечет и испортит произведение.

Ледяная скульптура изготавливается по той же технологии, что и скульптуры из древесины. Инструменты для обработки льда очень похожи на инструменты для резьбы по дереву. Профессиональные режущие инструменты по льду стоят очень дорого, поэтому многие скульпторы предпочитают обычные инструменты для древесины – электро- или бензопилы, резцы и стамески. Вначале мастер с помощью пилы удаляет весь лишний материал, формируя очертания будущей скульптуры, более тщательная проработка выполняется стамесками, а мелкие детали прорабатывают резцами. Готовое изделие полируют шлифовальным диском, убирая все неровности и дефекты, для придания скульптуре блеска ее обдувают теплым воздухом с помощью фена, прикладывают утюг или даже заглаживают ладонью. Чтобы скульптура выглядела привлекательно в темное время суток, ее подсвечивают с помощью специальных цветных ламп холодного свечения. Если используются обычные лампы, то их устанавливают в отдалении от скульптуры, чтобы выделяемое ими тепло не растопило лед.

Резьба по льду – это традиционно зимний вид творчества, однако изготовить ледяную скульптуру можно даже летом. Для этого необходимо запастись искусственным льдом и арендовать холодильную камеру для организации мастерской. Искусственный лед получают из очищенной воды, которую заливают в разнообразные формы из нержавейки или в деревянную опалубку с гидроизолирующей полиэтиленовой пленкой. Нередко в воду добавляют красители, фрукты, цветы и другие предметы, которые должны быть вморожены внутрь льда. Замораживают воду в профессиональных холодильниках. Существует также специальное оборудование для замораживания ледяных блоков. Изготовлением скульптур из искусственного льда, как правило, занимаются специализированные фирмы, располагающие всем необходимым оборудованием.

Ледяные скульптуры прекрасны, но, к сожалению, недолговечны. При комнатной температуре изделие из одного блока сохраняется 6-8 часов, а в течение суток медленно растает. На открытом воздухе и при отрицательной температуре скульптура может простоять до весны при условии ее правильного размещения и необходимого ухода. Желательно располагать ледовые скульптуры в местах, куда не попадают прямые солнечные лучи, способные растопить и испортить произведение. Дождь и сильный ветер могут сгладить скульптуру, и она утратит первоначальную форму. Если на изделие попал снег, то его необходимо очистить, пока снег не примерз к поверхности льда. Рекомендуется заранее укрывать скульптуру полиэтиленовой пленкой, не пропускающей атмосферные осадки. Пленку применяют и в случае продолжительных оттепелей для поддержания вокруг изделия отрицательной температуры.

Ледовая скульптура находит себе широкое практическое применение и становится очень прибыльным бизнесом. Изо льда изготавливают наружную рекламу, бары и барные стойки, посуду и элементы декора для свадеб, дней рождения и других праздников. В Швеции, Финляндии, Норвегии, Румынии и Канаде каждую зиму возводят необычные аттракционы для экстремального отдыха – ледяные отели. Самый крупный и известный отель «Icehotel» находится во владениях Снежной королевы – в Лапландии (Швеция). Это удивительное сооружение впервые было построено в 1989 году, когда в небольшом северном городке Юккасъярви (Jukkasjärvi) проходили курсы по вырезанию ледяных скульптур, а затем была организована их выставка. В качестве «выставочного зала» использовали эскимосскую хижину из затвердевшего снега. Однажды несколько человек захотели в ней переночевать, так и родилась идея создания Ледяного отеля. Как оказалось, любителей хорошенько померзнуть нашлось предостаточно. Бронировать номера в Айсотеле начинают заранее за год, попасть туда можно только по записи. Суточная стоимость проживания составляет от 400$ за двухместный номер и до 800$ за люкс, и даже несмотря на высокие цены, ледяную гостиницу ежегодно посещают несколько десятков тысяч человек.

В апреле здание отеля естественным образом разрушается, поэтому строительство возобновляется каждую зиму по абсолютно новому архитектурному проекту. Каждый «Icehotel» уникален и совершенно не похож на своего предшественника. Огромные строительные блоки добывают из ледяного покрова реки Турне-Эльв, а также используют глыбы, откалывающиеся от стен предыдущего здания. Их хранят до зимы в морозильной камере, а затем снова пускают в строительство. В целом на постройку Ледяного отеля расходуется приблизительно 10 тысяч тонн льда и 30 тысяч тонн снега. Стальной каркас здания состоит из арочных секций, по которым снеговыми пушками распределяют снег. Полученную конструкцию усиливают гигантскими ледяными блоками, вес которых может достигать нескольких тонн. Внутренние стены и колонны здания украшают резьбой, изо льда изготавливают статуи, мебель, роскошные люстры и посуду. Желающих провести ночь при температуре примерно -5°С на ледяной кровати, застеленной оленьей шкурой, снабжают спальными мешками, теплой верхней одеждой и обувью. Самым популярным местом в Айсотеле является ледяной бар, где подают водку с тоником в ледяных стаканах. В отеле организованы разнообразные дополнительные услуги, которые делают пребывание там приятным и увлекательным: гонки на снегоходах, прогулки на оленьих и собачьих упряжках, охота, рыбалка, курсы по вырезанию ледяных скульптур, купание в проруби, сауна. На территории гостиницы располагается даже ледяная церковь, где можно провести венчание или крещение. Для туристов, решивших просто осмотреть здание, но не рискнувших остаться в нем на ночь, на территории отеля построены коттеджи, в которых стены выполнены из стекла.

Шедевры ледяной архитектуры, еще более впечатляющие чем «Icehotel», можно увидеть на ледовых фестивалях, проводимых во многих странах и в том числе в России. Наиболее известные фестивали проводятся в городах Фэрбенкс на Аляске и Харбин в Китае. Считается, что самый прозрачный и чистый лед находится в реке Чена в Фэрбенксе, поэтому там ежегодно проводятся чемпионаты мира по ледяной скульптуре. Принять участие в соревнованиях приезжают профессиональные скульпторы и любители. Команды из двух или четырех человек создают огромные скульптурные композиции за определенное время. Самые лучшие произведения выставляют в музее, а остальные размещают в парке.

На фестиваль в Харбине приезжают сотни тысяч туристов. Перед ними предстает грандиозный ледовый город, сияющий в огнях разноцветных фонарей. Копии исторических зданий и архитектурных памятников столь огромны, что люди по сравнению с ними кажутся крошечными. В чудесном городе есть лабиринты, по которым можно прогуляться, а по улицам посетителей возят прекрасные кареты. Во время фестиваля изготавливают около двух тысяч скульптур, мастера-резчики трудятся круглосуточно, создавая великолепные шедевры. Изумительный ледовый праздник открывается каждый год 5 января и дарит незабываемые впечатления.

Каждый, кто владеет техникой скульптурной резьбы по дереву, тоже может порадовать своих родных чудесными ледяными композициями. Для этого не обязательно ехать в Харбин. Материал для изделия можно извлечь из водоема на даче или приусадебном участке, и вырезать из него скульптуру с помощью инструментов для работы с древесиной.