Лощение камня

Добыча природного камня осуществляется в коренных (грани­ты, песчаники, известняки и др.) или рыхлых (гравий, пески, глины) месторождениях, называемых карьерами. В зависимости от условий залегания, качества и запасов горных пород, географического поло­жения различают: промышленные карьеры с большими запасами качественного природного сырья с годовой производительностью более 100 000 м3 и сроком действия более 10 лет, не связанные со строительными объектами и хорошо оснащенные оборудованием и подъездными путями; притрассовые местного значения карьеры, расположенные в районе строительства объектов со сроком дейст­вия менее 10 лет и имеющие более высокую себестоимость продук­ции по сравнению с промышленными карьерами.

Разработка пород может производиться открытым способом, в карьерах, реже подземным (например, разработка органогенных из­вестняков в штольнях) или подводным, при неглубоком залегании пород от поверхности воды в реке, озере. Для открытой разработки наиболее удобны горизонтально или полого залегающие пласты по­род, которые могут находиться выше или ниже дневной поверхности или быть на одном уровне с нею. Экономичной считается разработка выходов пород (обнажении) на склонах с небольшим объемом вскрышных работ, сравнительно легким перемещением добытой по­роды вниз по склону и отсутствием необходимости отвода атмосфер­ных и грунтовых вод от фронта работ. При разработке пород учиты­вают также их прочность и трещиноватость, на основании которых определяют способ отделения породы от массива. Например, механи­ческим способом (экскаваторами) разрабатывают осадочные поро­ды, разбитые трещинами на небольшие отдельности; отделение глыб слоистых, трещиноватых, столбчатых пород производится также клиньями, механическими лопатами; слабые мягкие породы (раку­шечники, известковые туфы) добывают путем распиловки их толщ камнерезными машинами на блоки определенных размеров и формы. Массивные магматические породы разрабатываются с применением взрывчатых веществ с предварительным пробуриванием скважин (шпуров, бурок) по рядам с последующим заложением в них взрывча­тых веществ и тщательной заделкой каждой скважины. Буровзрыв­ным способом можно получать монолиты больших размеров, а так­же рваный камень (бут) и щебень в массовом количестве.

Используются способы распиливания твердых пород (гранитов, мраморов и др.) с помощью механических дисковых пил, армирован­ных пластинками твердых сплавов или абразивными порошками. Вместо дисковых пил применяют буровые машины с цепными пилами, снабженными алмазными или победитовыми режущими насадками, а для отделения блоков пород от массива применяют машины с канатными пилами, в которых в качестве абразива используют квар­цевый песок с водой. Вода при этом способствует образованию в мас­сиве микротрещин по принципу «клина». В последние годы находит применение термогазоструйный аппарат для разработки массивов кварцсодержащих пород типа гранитов в виде блоков и других штуч­ных изделий. Работа аппарата основана на термическом воздействии горячей струи (свыше 2500°С) на породу, которая получается при сгорании керосина в кислороде и выбрасывается из сопла камеры. При такой высокой температуре возникают огромные внутренние на­пряжения, вызывающие резкие структурные деформации, сопровож­даемые механическим раздроблением породы.

Природный камень, доставленный из карьеров, подвергается да­льнейшей обработке, распиливанию и отделке для получения раз­личных видов поверхности: грубой или сравнительно гладкой, в ча­стности с применением шлифования и полирования. Для обработки используют пневматические инструменты и станки, с помощью ко­торых получают необходимую фактуру (вид поверхности): бугри­стую, рифленую, бороздчатую и др. (рис. 8.8).

Рис. 8.8. Виды фактуры камня:

1 — скала; 2 — рифленая; 3 — бороздчатая; 4 — бугристая; 5 — точечная; 6 — грубошлифованная

Для получения щебня, каменной крошки, дробленого песка и минерального порошка породы после их добычи из месторождений подвергают дроблению и измельчению в камнедробилках, камнекрошилках с последующими операциями по фракционированию, обогащению, промыванию и пр. Для получения крупно-, средне- и мелкозернистых минеральных материалов используют отходы, получаемые в карьерах или на камнедробильных заводах и установ­ках. Особенно ценными отходами являются побочные продукты при распиловке и разделке природного декоративного камня (мра­моров, гранита, кварцита и др.); добавляя цементы, из них выраба­тывают крупные блоки, декоративные плиты и пр.

Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 2169;

Кликабельно 2000 рх
Все началось с этой фотографии. Утверждалось, что этот неимоверный камень весит около 1000 тонн. Но выяснив что это за место, я с удивлением для себя обнаружил, что не слышал о нем ничего, хотя оно достаточно знаменито. А сколько интересной информации и удивительных фотографий я увидел. Покажу часть из них и расскажу кое что. Кто заинтересуется — в интернете очень много всего подробнее.
История оставила человечеству множество загадок, которые нам еще предстоит разгадать. Одними из таких загадок сегодня остаются древние постройки, сделанные из огромных каменных глыб, весом в сотни тонн. Версии относительно строителей таких сооружений разные. Некоторые предполагают, что древние люди обладали невероятной техникой, другие — что в строительстве участвовали пришельцы с других планет. Среди версий также есть предположение о существовании в прошлом людей-великанов.
Одним из городов с такими загадочными древнейшими постройками является город Баальбек в Ливане. Он был некогда одним из самых священных мест на Земле, а его храмы значились среди чудес древнего мира. Но в наше время Баальбек всеми забыт — он разрушен и стерт с лица земли за двадцать лет войны и терроризма. Баальбек оказался в полном забвении, и в некоторых книгах по археологии о нем вообще не упоминают.
Из всех археологических сокровищ Баальбека выделяются громадные террасы. Сделать их невозможно без применения техники, подъемных и других строительных механизмов, которые вряд ли тогда существовали. До сих пор не удалось обнаружить никаких сведений, которые подсказали бы, кто и когда соорудил в Баальбеке террасы из обтесанных монолитов. Это по меньшей мере странно — ведь речь идет не о каких-то мелких деталях, а о каменных громадах, по сравнению с которыми меркнут даже такие грандиозные постройки, как египетские пирамиды!

Древний комплекс Баальбек в Ливане выстроен из самых больших в мире каменных блоков и по многим параметрам занесен в книгу рекордов Гинесса.
Археологи относят его к сооружениям римской эпохи. Однако факты указывают на то, что самыми первыми строителями комплекса были вовсе не римляне, а некоторая очень высокоразвитая в технологическом отношении цивилизация,возможности которой поражают даже современных строителей.

Баальбек называют «Акрополем Леванта». Он расположен на высоком холме, высота которого увеличена за счет могучей древней террасы, сложенной из камней еще во времена финикийцев. Первоначально здесь находился храм Баала (Ваала) — древнего божества, почитавшегося в Финикии. Баал считался богом Солнца и плодородия. В эллинистическую эпоху его образ слился с образом греческого бога Солнца Гелиоса, и Баальбек получил название Гелиополис — город Солнца. Во времена римского императора Августа Баальбек стал колонией Рима, а храм Солнца был обращен в храм Юпитера, рядом с которым были построены храмы Вакха (Бахуса) и Венеры. Во времена Византийской империи языческие храмы были обращены в христианские, затем наступила эпоха арабского владычества, затем пришли крестоносцы, за ними турки… Древние храмы разграблялись, перестраивались, разбирались на стройматериал. Вдобавок постройки Баальбека четырежды разрушались землетрясениями.

Великолепие этих развалин ни с чем не сравнимо. В архитектуре баальбекских храмов ярко выражено стремление, присущее многим языческим религиям: продемонстрировать власть богов над человеком, создать воплощенный в камне образ сверхчеловеческой мощи. Искусство, художественный вкус, мастерство принесены здесь в жертву тяжеловесности форм, колоссальности, циклопичности, глядя на которые поневоле задумаешься о бессмысленно растраченном труде десятков тысяч людей…

Впервые Баальбек упоминается в документах, относящихся к XIV веку до н. э., к временам египетского фараона Эхнатона, установившего на территории Египта и подвластных ему земель культ солнечного божества Атона. Вероятно, в это время разрушенный землетрясением древний финикийский храм Баала был восстановлен как храм Солнца. По свидетельству римского писателя Макробиуса, в восстановленный храм из Египта была доставлена статуя бога Атона. Древнее святилище постепенно превратилось в крупнейший религиозный центр Ближнего Востока. Здесь во время одного из своих походов побывал Александр Македонский.

В эпоху Селевкидов, завоевавших Ливан в III веке до н.э., комплекс Баальбека пришел в упадок. Новое грандиозное строительство началось здесь во времена римского владычества, когда Баальбек-Гелиополис стал опорным пунктом Рима на Ближнем Востоке и важным торговым центром. Центром римского Баальбека стал монументальный храм Юпитера («Большой храм»), достигавший в длину 90, а в ширину 50 м. Его окружала могучая колоннада из 52 колонн, из которых до наших дней дошли лишь шесть.


В V веке до н.э. исполинские террасы Гелиополиса причислили к чудесам света — и совершенно справедливо. Многотонные монолитные каменные блоки с величайшей точностью уложены друг на друга. Они плотно пригнаны и держатся без связующего состава.
Именно здесь римляне построили самый грандиозный из своих храмов, посвященный главному божеству — Юпитеру. Этот храм был разрушен землетрясениями — от него осталось всего шесть колонн. Но эти колонны, достигающие высоты почти 22 метра, и сейчас еще производят весьма внушительное впечатление. По сравнению с этим храмом Парфенон в Афинах может показаться карликом. Кстати, расположенный рядом Храм Вакха — тоже впечатляет своими размерами.

Террасы были построены задолго до прихода в Баальбек римлян. Эти гигантские платформы выстроены из огромных каменных глыб. Например, терраса, на которой был воздвигнут храм Юпитера, в юго-восточной стене состоит из девяти рядов каменных блоков, каждый размером примерно 11х4,6х3,3 м и весом более 300 тонн. А в ее стену с северо-западной стороны встроены три самых больших в мире обработанных монолита. Их называют Трилитон или Чудом трех камней. Эти камни имеют длину 29 м, высоту 4 м и толщину 3,6 м. Вес каждого из трех гигантов составляет от 800 до 1000 тонн. Причем, камни Трилитона так аккуратно сложены и так точно соединены друг с другом, что между ними почти невозможно просунуть даже иголку.

Древнейшая история Баальбека неизвестна. При императоре Августе город был обращен в римскую колонию (Соlonia Julia Augusta, Felix) и имел римский гарнизон. Самыми значительными и наиболее величественными являются развалины большего храма Юпитера, построенного в Римский период Антонином Пием. Храм был разрушен временем и войнами. Довершило дело землетрясение 1759-го года и сейчас мы можем увидеть лишь остатки собственно храма и двух больших дворов, окруженных колончатой галереей, с великолепным портиком при входе. А ведь раньше именно сюда приезжали римские императоры, чтобы принести жертвы своим богам и спросить оракула о судьбах империи.

Здание главного храма в глубине большого двора представляло прямоугольник в 89 м. длины и 49 м. ширины, крыша которого покоилась на 54 коринфских колоннах, образуя перистиль. Из этих колонн в настоящее время сохранилось всего 6, имеющих приблизительно 7 метров в обхвате и стержень в 19,8 м. длины, а вместе с пьедесталом — 24 м.; все остальное представляет жалкие обломки, покрывающие всю занимаемую развалинами местность, площадью около 5 кв. км.

По сравнению с храмом Юпитера Парфенон в Афинах может показаться карликом. Но как ни величествен храм Юпитера, основание, на котором он покоится, до-римской постройки, сложенное из колоссальных каменных глыб, еще более грандиозно. Оно состоит из каменных блоков. В юго-восточной стене основания храма их девять рядов. Каждый блок размером примерно 11х4,6х3,3 м весит, соответственно, более 300 тонн. На том же уровне в примыкающей юго-западной стене еще шесть 300-тонных камней, поверх которых лежат три колоссальных мегалитических блока, именуемых Трилитон, или Чудо трех камней. Три гранитных блока Трилитона образуют шестой видимый ряд кладки стены. Каждый из этих невероятно огромных камней достигает в длину в среднем 21 метра , в высоту 5 метров и в ширину 4 метров. Весят они по 800 тонн каждый! Мишель Алуф, бывший хранитель Баальбека, писал:
«…несмотря на свои грандиозные размеры, они (камни Трилитона) так аккуратно сложены и так точно соединены друг с другом, что между ними почти невозможно просунуть даже иголку. Никакое описание не может дать сколько-нибудь точное представление о том потрясающем впечатлении, которое производит на наблюдателя вид этих гигантских блоков».
Об огромных масштабах Трилитона можно судить по величине несколько более крупного блока, известного под названием «Южный камень» — он лежит неподалеку в карьере, в десяти минутах ходьбы в юго-западном направлении. Размеры этой каменной глыбы — 23 м в длину, 5,3 м в ширину и 4,55 м в высоту. Весит она приблизительно 1000 тонн.
Как же 800-тонные камни Трилитона перетаскивались из каменоломни к месту строительства? Расстояние не такое уж большое — не более полукилометра, да и разница в высоте между двумя пунктами не слишком велика. Однако, если учесть размеры и вес этих камней и то обстоятельство, что дорога от каменоломни до храма все же не совсем ровная, перевозка при помощи обычных транспортных средств кажется невозможной. И далее, еще большей загадкой представляется — .каким образом камни Трилитона были затем подняты более чем на 20 футов (почти 7 м) и установлены на стену с такой точностью, без всякого известкового раствора.

Некоторые специалисты пытаются убедить нас, что это римляне построили в Баальбеке такое обширное основание из камня в качестве фундамента для своих храмов. Но фактически ни один из римских императоров никогда не заявлял, что он совершил такое фантастическое деяние, а к тому же, как отметил один специалист, слишком велика разница между масштабом римских храмов и основанием, на котором они стоят. Кроме всего прочего, у нас нет никаких свидетельств того, что римляне владели технологией, при помощи которой могли транспортировать каменные глыбы весом в 800 тонн. И более того, нет никаких фактов, которые доказывали бы, что какая-либо известная нам цивилизация располагала техникой, при помощи которой можно было бы поднимать такие колоссальные камни, какие мы видим в основании Баальбека!

Кто же мог построить такое гигантское каменное основание и для чего? Это загадка в течение тысяч лет возбуждала воображение человека.

Арабы считали, что Баальбек принадлежал мифическому Нимроду, который когда-то царствовал в этой части Ливана. В одном арабском манускрипте, найденном в Баальбеке, говорится, что Нимрод послал гигантов, чтобы они восстановили Баальбек после Потопа, ( что перекликается с историей о 12-ой планете ) В другом тексте сказано, что Нимрод восстал против своего бога и выстроил в Баальбеке Вавилонскую башню.

Иногда строительство Баальбека связывается с библейским персонажем Каином, сыном Адама. Он будто бы построил Баальбек в качестве убежища, когда бог Яхве проклял его. Патриарх общины маронитов Ливана Эстфан Довейги писал: «Согласно сказаниям, крепость Баальбек — самое древнее строение в мире. Его построил сын Адама Каин в 133 году от сотворения мира, в припадке безумной ярости. Он назвал его в честь своего сына Еноха и населил великанами, которые были наказаны Потопом за свои беззакония».

Местные мусульмане тоже считали, что это было выше возможностей людей — передвигать огромные камни Баальбека. Но они полагали, что эту работу сделали не великаны, а демоны или джинны. Английский путешественник Дэвид Уркхарт предложил сходную версию о том, что строители Баальбека применяли в качестве передвижных кранов для транспортировки камней мастодонтов — вымерших ныне огромных животных, похожих на слонов!

Некоторые утверждают, что такие тяжелые камни, как 800-тонные монолитные глыбы Баальбека, невозможно поднять и с помощью современных кранов. Это не совсем верно. Боб Макгрейн — технический директор компании «Болдуинс Индастриал Сервисез» — одной из ведущих британских компаний по сдаче кранов в аренду, подтвердил, что имеются некоторые типы передвижных кранов, при помощи которых можно поднять 1000-тонный камень и установить его на кладку высотой в 20 футов (7 м). Компания «Болдуинс» располагает поворотными кранами грузоподъемностью в 1200 тонн марки «Готвальд АК 912», а в других компаниях имеются краны, способные поднять груз и в 2000 тонн. К сожалению, эти краны не могут передвигаться с таким тяжелым грузом. Каким же образом мы могли бы перевезти Южный камень на место строительства? Инженеры компании «Болдуинс» предложили два варианта: первый — воспользоваться тысячетонным краном, поставленным на гусеницы. Недостаток этого способа в том, что для него требуются предварительные трудоемкие земляные работы, чтобы построить для движения крана прочную, ровную дорогу.
Другой вариант — вместо крана воспользоваться несколькими модульными гидравлическими трейлерами, которые можно соединить в платформу для перевозки тяжелых грузов. Эти трейлеры поднимают и опускают груз при помощи встроенных в их подвеску гидравлических цилиндров. Чтобы поднять камень в карьере, нужно завести трейлер в отверстие, вырезанное в нижней части каменного блока. Камень может быть окончательно установлен на стене, на высоте 20 футов с помощью земляной насыпи.
Но в отношении способов, предлагаемых компанией «Болдуинс», имеется, конечно одна небольшая загвоздка — когда строился Баальбек, об этих технических методах XX века, разумеется, никто и помышлять не мог!
Ну, а что получается, если мы все же вернемся к гипотезе о методах без применения современной технологии? Обычно высказывается предположение, что мегалитические каменные глыбы перемещались при помощи деревянных катков. Но современные эксперименты показали, что такие катки разрушаются даже под тяжестью значительно меньшей, чем 800 тонн. И если даже можно было бы воспользоваться таким способом, то, по проведенным подсчетам, для перемещения Южного камня потребовались бы совместные усилив 40 тысяч человек. Остается совершенно недоказанным, что 800-тонные каменные глыбы можно было передвигать таким примитивным способом.

Баальбек, 7 мая 1839. Гравюра Дэвида Робертса.

Другим слабым местом традиционной интерпретации является вопрос — зачем строителям нужно было возиться с такими тяжестями, если гораздо проще было разбить гигантский монолит на несколько блоков меньшего размера. По мнению моих друзей — инженеров-строителей использование в Трилитоне таких огромных каменных блоков — очень опасное дело, так как любая вертикальная трещина в камне могла бы привести к серьезному ослаблению всей конструкции. И напротив, такой же дефект в меньших блоках никак бы не отразился на прочности всей конструкции.
Поэтому вообще нет никакого смысла в том, чтобы пытаться представить себе, как десятки тысяч человек силятся сдвинуть и поднять 800-тонные глыбы. Как же в таком случае мы сможем выйти из тупика и что можно было бы предположить относительно намерений строителей Баальбека?
С одной стороны, они, по-видимому, были совершенно, уверены в том, что в их строительном материале не было никаких дефектов. Поэтому они предпочитали пользоваться крупными блоками из чисто конструктивных соображений, полагая, что таким образом будет обеспечено более прочное основание, способное выдержать колоссальные вертикальные нагрузки. Это очень любопытная идея. С другой стороны, возможно, что строители просто очень спешили и им было выгоднее обтесать и доставить на место один большой камень, чем два малых. В этом случае следует, конечно, предположить, что они обладали строительной техникой высокого уровня.

Но если Трилитон представляет собой более позднее наслоение и выстроен с применением высокой техники в неведомые времена, то более низкие слои должны увести нас еще дальше в глубь предыстории. Эти нижние ряды кладки юго-западной стены тщательно сложены из камней меньшего размера, а поверх уложен ряд 300-тонных плит, со стесанной внешней гранью. Соседняя юго-восточная стена на том же уровне сложена из ряда мегалитических блоков того же размера, но не однородных — у некоторых из них грани стесаны, у других — нет, а ширина обтесанной поверхности разная даже у соседних блоков. Единственный вывод, который можно из этого сделать, это то, что верхний ряд первоначальной платформы когда-то был серьезно поврежден и затем реконструирован.

Кстати в мечети Карак-Ну, в 20 милях к югу от Баальбека, находится необычная могила — говорят, это могила Ноя. Местная легенда гласит, что Ной был очень высок ростом и мог стоять над долиной Бекаа одной ногой на вершине Ливанских гор на западе, другой — на Антиливанских горах на востоке! Согласно легенде, в этой «могиле» похоронена одна нога Ноя. Но по официальной версии в ней зарыт «просто обломок древнего водопровода». На основании легенды, а также учитывая благорасположение богов к Ною, вполне -можно предположить, что эта «могила» необычайного вида (шестидесяти футов в длину и несколько футов в ширину) скрывает в себе крыло древнего воздухоплавательного аппарата .

кликабельно

Ситчин нашел поразительное географическое доказательство того, что Баальбек стал после Потопа главной посадочной площадкой для богов. Задним числом это представляется достаточно очевидным, но до Ситчина никто никогда не замечал, что огромная каменная платформа Баальбека находится на равном расстоянии между пирамидами Гизы и горой Святой Екатерины на Синайском полуострове.

Каково значение горы Святой Екатерины? Помимо того, что это одно из самых священных религиозных мест в мире, она — и это еще более важно — самая высокая гора в Синае — 8700 футов (2900 м) над уровнем моря.
Кликабельно 4000 рх
Религиозное значение горы Святой Екатерины восходит к 330 году н.э. В этом году по приказу Елены, матери императора Константина, здесь над корнями куста была выстроена небольшая часовня. Согласно традиционному сказанию, это был Горящий куст, в котором 3400 лет назад Господь явил себя Моисею. Этот куст был настолько свят, что все попытки пересадить его ветки в другое место не удавались. Гора получила свое название от великомученицы Екатерины, которая обратилась в христианство, подвергалась пыткам и была обезглавлена в начале четвертого столетия. По преданию, ее тело исчезло,, и лишь несколько столетий спустя будто бы было найдено монахами на горе, которая носит ныне ее имя.

По соседству с горой Святой Екатерины, к югу от нее, стоит гора Синай высотой в 7500 футов (2500 м). Гора Синай и гора Святой Екатерины вместе образуют внушительную двуглавую вершину, которая соответствует двум главным пирамидам Гизы. Можно ли себе представить, что такое геометрическое соответствие (Гиза-Синай-Баальбек) возникло случайно? Пирамиды Гизы были первоначально облицованы отполированными плитами из белого известняка, что позволяло увидеть их невооруженным глазом на большом расстоянии.

Кликабельно 1600 рх

Морис Шатлен, бывший научный сотрудник НАСА, который был ведущим разработчиком в проектах «Аполлон-Луна», отмечал, что «…в космосе она (Великая пирамида) видна на экране радара значительно лучше благодаря наклону своих стен, которые отражают лучи радара перпендикулярно, если падают на них под углом 38 градусов к горизонту».
Морис Шатлен подсчитал, что пирамида первоначально представляла собой «радарный рефлектор с установочным фактором в 600 миллионов для длины волн в 2 см». Если перевести это на язык профанов, это означает, что это был чрезвычайно мощный рефлектор!


Кликабельно 2000 рх
Вход на территорию комплекса ведет через пропилеи, выполненные в виде двух квадратных башен. Между ними пролегала широкая парадная лестница, частично отреставрированная в начале ХХ века немецкими специалистами. Она выводит на двор в форме шестиконечной звезды («Большой двор», или Пантеон) — символ, широко распространенный на Востоке. Его окружает высокая стена, декорированная многочисленными арочными нишами. Некогда по всему периметру двора тянулась колоннада из 84 колонн, от которых уцелело лишь несколько. Обломки остальных, перемешанные с фрагментами каменных блоков, усеивают все пространство двора, в центре которого высятся руины громадного алтаря с двумя башнями по сторонам. Некогда здесь совершались жертвоприношения Баалу. Здесь же можно видеть остатки двух прямоугольных бассейнов, в которых обмывали жертвенных животных перед закланием.

Кликабельно 1600 рх
Из Большого двора величественная лестница ведет к подножию храма Юпитера. На ее вершине находится зрительная площадка, с которой открывается впечатляющий вид на весь грандиозный комплекс. Рядом находятся два храма меньших размеров — Круглый храм (храм Венеры) и Малый храм. Храм Венеры лежит в руинах. Гораздо лучше сохранился Малый храм — храм Вакха (Бахуса). В отличие от громады храма Юпитера это изящное сооружение практически полностью сохранило свой центральный объем и является одним из лучших в мире образцов древнеримской архитектуры. Через покрытый тончайшей резьбой портал можно попасть во внутреннее пространство храма, стены которого украшает великолепная колоннада. В храме Вакха сохранился и каменный резной алтарь.

Кликабельно 1600 рх
Храм Юпитера в Баальбеке был начат во времена императора Антонина Пия и завершен при императоре Нероне (37—68 гг. н.э.). Он возвышается на сложенной из циклопических каменных монолитов террасе. Размеры этих громадных блоков поневоле заставляют задуматься об «азиатском способе производства», когда тысячи людей, облепив, как муравьи, гигантские каменные блоки, тесали и волокли их за десятки верст, сооружая подавляющие своей грандиозностью памятники языческим богам и обожествленным при жизни вождям и фараонам. Размеры самых больших монолитов Баальбекской террасы составляют 19,1 × 4,3 × 5,6 м, а вес одного такого блока — 750 тонн!
Кликабельно 1500 рх
На террасе, незыблемой как скала, высятся шесть самых высоких на Земле колонн — остатки храма Юпитера. Сегодня этот фрагмент древней колоннады, перекрытой резным каменным фризом двухметровой высоты, стал архитектурным символом Ливана, его можно видеть на марках, банкнотах, рекламной продукции и даже на бланках официальных документов. Французский писатель Барре однажды сказал: «Если шесть колонн Баальбека упадут, мир утратит часть своего великолепия».
Кликабельно 4000 рх, панорама
Весит она приблизительно 1000 тонн, которая называется «Южный камень”,и он является самым крупным обработанным камнем в мире. Размеры его настолько огромны, что взобравшийся на него человек выглядит как букашка на большом чемодане.
Кликабельно 2000 рх
Весит она приблизительно 1000 тонн, которая называется «Южный камень”,и он является самым крупным обработанным камнем в мире. Размеры его настолько огромны, что взобравшийся на него человек выглядит как букашка на большом чемодане.
Кликабельно 2000 рх
Кликабельно 2000 рх
Клкиабельно 2000 рх
Кликабельно 2000 рх
Император Феодосии в IV веке приказал возвести собор посреди центральной площади акрополя.
Император Юстиниан приказал выломать порфирные колонны площади акрополя и перевезти их в Константинополь. Колонны опять проделали длинный путь. Снова перевалы через горы, снова погрузка в Бейрутской гавани на корабли, снова путешествие морем, в новую столицу.
Что же представляет собой Баальбек сегодня? Как ни удивительно, бурная и плачевная судьба города и акрополя не смогла полностью стереть его с лица земли. Римские и ливанские зодчие строили так основательно и серьезно, что больше всего в Бааль-беке осталось именно от римской эпохи, а не от времен христиан и мусульман.
Это не значит, что от римских времен сохранилось многое, но, если учесть, что ни от Византии, ни от крестоносцев, ни от халифата почти ничего не осталось, сравнительное могущество языческих богов очевидно.
Шесть колоссальных колонн, лестница и платформа храма Юпитера и сегодня производят потрясающее впечатление на каждого, кто побывал в Баальбеке. Желтоватый теплый камень загорается, когда заходит солнце, и колонны, видные за много километров, кажутся Триумфальной аркой, вратами, которые не ведут никуда.
Алтарь на центральной площади акрополя, освобожденный от руин христианского собора, возвышается над плитами и обломками колонн, скатившихся сверху, от храма. Часть порфирных колонн центральной площади целы и поныне, прикрывая входы в ниши, в которых когда-то стояли статуи героев и богов. Христианские пуритане первых веков византийского времени разбили статуи. Чего не сумели они — довершили мусульманские дервиши.
Из больших храмов Гелиополиса лучше всего сохранился храм Бахуса. Издали он кажется совсем невредимым. Это не так. Только с двух сторон остались стены и колонны. Храм настолько крепок и внушителен — именно как храм, как произведение искусства, а не как живописная руина, — что сейчас в нем проводятся международные фестивали драмы и музыки. Ежегодно в Баальбек приезжают лучшие театры и оркестры мира, и в языческом храме, большем, чем любой концертный зал современности, собираются зрители. Раз в год Баальбек оживает. И если в этом храме раньше поклонялись веселым и непостоянным богам Античности, потом — Богоматери, потом — Магомету, то теперь языческие времена Венеры и Юпитера вернулись в Баальбек. Храм отдан музам.
Кликабельно 1700 рх
Отправимся на виртуальную экскурсию к осмотренным храмам. Нажимаем на картинки ниже и попадаем поближе к древностям.

Полировка камня

Полировка — самый популярный вид финишной отделки поверхности мрамора, гранита, оникса, травертина и кварцита. Этот вид обработки позволяет получить идеально гладкую поверхность с глубоким, почти зеркальным блеском. Главное достоинство такой обработки натурального камня в том, что полировка раскрывает богатство текстуры камня и максимально проявляет его цвет. Но также полировка камня — это еще и способ сделать его поверхность максимально устойчивой к воздействию влаги и атмосферных факторов.

Полировка производится путем последовательной обработки поверхности мелкими абразивами, а затем специальными полирующими составами, нанесенными на войлок. После полировки плитку и изделия из натурального камня допустимо использовать как для внутренней, так и для наружной отделки.

Этот вид обработки рекомендуется для большинства видов натурального камня, имеющих богатый рисунок и оригинальный цвет.

Лощение или сатинирование (отделка «под кожу»)

Этот вид обработки камня позволяет получить гладкую поверхность камня с легким «восковым» блеском. При этом достаточно явственно проявляется текстура камня, но без глубокого зеркального блеска, свойственного полировке.

Такой вид обработки имеет свое эстетическое значение для определенных сортов камня или изделий, когда требуется выдержать соответствующий стиль. Лощеный натуральный камень можно использовать как в качестве настенного, так и напольного покрытия.

Шлифование

Этот вид обработки природного камня дает возможность получить поверхность с равномерной шероховатостью. Неровности рельефа поверхности при этом не превышают 0,5 мм. Шлифование производится путем последовательной обработки поверхности натурального камня грубыми, а затем тонкими абразивами на специальных станках. Главное достоинство шлифованной поверхности в том, что на ней не скользят ноги. Поэтому этот вид обработки часто используется при изготовлении ступеней для крыльца, полов во влажных помещениях. Шлифованием, как финишным этапом обработки, обычно отделывают камень с невыраженным рисунком и цветом, чтобы не терять того волшебного великолепия, которого можно добиться на более интересных камнях полировкой.

Пиление

По сути — это поверхность без финишной обработки. Она образуется в процессе распила камня ленточной или дисковой пилой. Высота неровностей рельефа на такой поверхности достигает 0,2-2 мм. Рисунок и фактура камня на классической пиленой поверхности не проявлены. Однако пиленая поверхность обладает замечательными противоскользящими качествами, превосходя по этому показателю шлифованную.

Поэтому в настоящее время нередко используется более современный ее вариант — пиленая поверхность, обработанная ультразвуком. Ультразвуковая обработка дает возможность проявить текстуру и цвет камня, делая его более интересным в эстетическом плане.

Термообработка

Обработка поверхности камня нагреванием до температуры плавления верхнего слоя. Этот вид обработки применяется в основном на пиленой поверхности и дает возможность достичь сразу двух значимых преимуществ — улучшения эстетических качеств камня и повышения уровня его устойчивости к воздействию негативных внешних факторов (влага, механическое воздействие, химические вещества и т.д.).

После термообработки текстура камня проявляется более выражено, что повышает эстетическую привлекательность камня. При этом противоскользящие качества, как правило, снижаются незначительно. Термообработка делает поверхностный слой камня более плотным, что и обеспечивает его лучшую устойчивость к воздействию различных негативных факторов.

Есть небольшая особенность — при термообработки некоторые камни меняют свой цвет

Бучардирование

Обработка поверхности камня с использованием специального инструмента — бучард. Бучарды представляют собой металлические штыри определенной толщины, особым образом закрепляемые на цилиндрическом барабане. Бучарды обычно устанавливаются на дисковые шлифовальные машины. В процессе обработки бучарды ударяют по поверхности камня, образуя небольшие сколы и вмятины.

В результате такой обработки получается поверхность с большим количеством хаотически расположенных точечных впадин глубиной до 5 мм.

Имитация природного раскола (скала)

Вид обработки, который дает возможность получить имитацию необработанного камня. Колотая фактура поверхности сама по себе обеспечивает особый декоративный эффект. Это выглядит нарочито грубо и монументально. Получается такая поверхность в результате раскола камня при помощи клиньев или специальным прессом. Используется в основном на недорогих сортах камня с невыраженной текстурой, так как рисунок при такой обработке проявлен не будет. Обычно используется в наружной отделке, но можно использовать и в интерьерах стилей лофт, этник или эко.

Пескоструйная обработка

В этом случае поверхность камня обрабатывается струей воздуха с примесью абразива или просто песка, подаваемой под высоким давлением из специальной форсунки. В результате получается матовая поверхность с равномерным невысоким шероховатым рельефом. Такая поверхность обладает отличными противоскользящими качествами, но главное достоинство этого вида обработки в том, что он позволяет получать достаточно интересный рисунок на предварительно отполированной поверхности.

В основном художественная пескоструйная обработка используется на темных видах камней

Патинирование (антик, искусственное старение)

Такая поверхность получается путем обработки камня специальными полимерными щетками c мелким абразивом. В результате более мягкие участки поверхности камня стираются, образуя впадины, а более твердые прожилки выступают над поверхностью. Создается особая текстура «старого камня», которая выглядит благородно и аристократично.

Также патинирование может проводиться и путем травления поверхности камня в растворах крепких кислот.

Патинирование используется чаще всего для мраморов, имеющих выразительный и интересный прожилковый рисунок, который можно выгодно подчеркнуть с помощью такого типа обработки.

Галтовка

Такой вид обработки поверхности имитирует длительное воздействие воды на камень. Поверхность получается гладкая и бархатистая со сглаженными гранями рельефа. Получают такую поверхность путем обработки деталей и изделий из натурального камня в специальных галтовочных барабанах.

Галтовка гасит цвет камня, что дает ощущение состаренного камня. Существуют химические пропитки, которые проявляют цвет камня, они позволяют создать неповторимый вид состаренного камня с мокрым эффектом.

Комбинированная обработка

Сочетание различных методик обработки поверхности камня, дающее возможность получать уникальные декоративные эффекты.

До настоящего времени комбинированная обработка не имела достаточного распространения, оставаясь, скорее, некой экзотикой. Однако оригинальные дизайнерские и технологические находки компании UniZaro сделали такие варианты обработки доступными и востребованными.

Например, комбинация из нескольких вариантов обработки позволила нам получить на камне рельефный узор без острых граней и даже покрыть его поталью, обеспечив такому покрытию очень высокий уровень устойчивости к механическим воздействиям, влаге и температурным перепадам.

Комбинация последовательно проводимых разных видов обработки поверхности камня также дала возможность получить поверхность, очень правдоподобно имитирующую натуральную кожу не только визуально (этого уже добивались некоторые компании), но и на ощупь.

Благодаря таким удачным находкам комбинированная обработка поверхности камня находит все больше применения в интерьерных решениях, становясь источником получения неординарных и свежих эстетических вариантов.

Рекомендуемая обработка поверхности камни для различных видов камня

Вид камня Предпочтительный способ обработки поверхности
Гранит Полировка, бучардирование, термообработка, браширование
Мрамор Полировка, «Антик» (искусственное состаривание камня)
Кварцит «Скала», «Горка»
Травертин Полировка (с заполнением пор специальным составом), лощение, «Антик»
Оникс Полировка

Тема статьи; Описание основных способов обработки натурального камня

В продолжение камнеобработывающей тематики, которую мы затронули в предыдущей статье»Способы добычи. Размеры и фракции», отдельно хочется поговорить о способах и методах фактурной обработки поверхности природного камня. Стоит сразу оговориться, что не все камни можно обработать всеми способами. Так как все породы отличаются по структуре и текстуре , для каждой из них существуют подходящие и неподходящие методы обработки. Всего видов обработки более десятка и нам бы хотелось охарактеризовать наиболее популярные из них в краткой, реферативной форме. Итак:

Пиление– достигается распиливанием заготовки. Поверхность спила остается неравномерно-шероховатая, с, так называемыми, бороздками высотой до 2 мм. Пиление с помощью стальной дроби придает дополнительный рельеф, тогда как специальные армированные пластины из твердых сплавов, наоборот, сглаживают. Является как первичной обработкой, после которой следует финальная, так и конечной. Пиленые плиты находят свое применение в ландшафтном дизайне (для оформления прогулочных садовых дорожек и придомовых площадок, искусственных водоемов), в отделочных работах для облицовки цоколей, внутренней облицовки помещений, а так же используется как элемент декора (камины, входные группы, стены).

Шлифование — процесс выравнивания твердого материала с помощью абразивов до равномерно – шероховатой поверхности (видны следы обработки). Выполняется в несколько этапов (от 3 до7). На каждом этапе используются разные шлифовальные насадки с постепенным уменьшением зерен абразива. Максимально допустимая неровность — до 0,5 мм. На качество шлифования влияет такая характеристика, как обрабатываемость (см ст Качественные характеристики натурального камня). Шлифованные плиты применяют там, где необходимо увеличить трение, тем самым снизив скольжение, а это лестничные марши, полы, пешеходные площадки

Лощение (тонкая шлифовка) – максимальное сглаживание плоскости шлифовальным инструментом с напылением микрошлифпорошков. Другими словами – улучшенное, гладкое шлифование или полировка без блеска. Следы от инструмента не видны, поверхность матовая с небольшим бархатным мерцанием, хорошо просматривается природный узор. Лощение широко применяется для изготовления напольных плит и плит для внешней/ фасадной облицовки здания.

Полировка – максимальное сглаживание поверхности до зеркального блеска и четкого отражения деталей предметов (без следов предыдущей обработки). Существует химическая полировка и механическая. При химической, применяют специальные соединения — пасту ГОИ (оксид хрома) или азотнокислое олово, а при механической полировке – войлочные или фетровые круги. У каждого камня существует свой показатель предельного блеска, при достижении которого качество полировки не становится лучше. Эталоном принято считать придельный блеск стекла, который составляет 200 единиц. Полируемость может быть:

  • Отличная – 170-200 ед. – полнокристаллические мраморы, мелкозернистые граниты, кварциты.
  • Хорошая – 140-170 ед. – граниты, мраморизованные известняки.
  • Средняя – 70-140 ед. – базальты, известняки, доломиты.
  • Плохая – менее 70 ед. – туфы, рыхлые известняки. (см ст Качественные характеристики натурального камня)

Полировка выявляет природную/естественную фактуру камня – цвет и рисунок. Самый частовстречаемый вид обработки, подходит как для внутренней, так и для внешней отделки помещений

Термообработка/ Обожжение/ Оплавление — Обработка поверхности камня (преимущественно гранита) пламенем высокой температуры (2300-2700ºС) до достижения шероховатой поверхности со следами шелушения. В процессе воздействия огня часть минералов плавятся и выгорает, вследствие чего образуются впадины и бугры небольших размеров. Зернистость получаемой фактуры зависит от размеров кристаллов гранита и продолжительности воздействия пламени на поверхность.
Термообработанный камень чаще применяют в дорожном строительстве, обустройстве придомовой территории в ландшафтном дизайне, а так же для оформления входных групп и лестничных маршей, то есть так, где необходимо снизить скольжение.

Скол (фактура «Скала») – скалывание специальными клиньями верхнего слоя поверхности для имитации грубо обработанного камня или вовсе необработанного природного скола с хаотическими впадинами и выпуклостями. Чаще колотая фактура встречается во внешней облицовке зданий (эффектно подчеркивает монументальность больших зданий), а так же при решении различных задач ландшафтного дизайна, гармонично вписывается в природный пейзаж.

Бучардирование – способ обработки для придания равномерно-шероховатой поверхности с максимально допустимыми неровностями рельефа до 5мм. Обработка производится на машинах с ударным воздействием и с применением специальных насадок – бучарды (исторически бучарда – молоток с рабочей поверхностью в виде зубцов, предназначенный для ударного скалывания поверхности натурального камня; сегодня бучарда – спец насадка для камнеобрабатывающей машины, повторяющая суть исторического молотка). Этот метод обработки применяется когда необходимо снять верхний изношенный слой камня для обновления, а так же в отделочных работах в виде напольного покрытия, там где необходимо снизить скольжение.

Браширование– суть обработки та же что и при бучардированние — придание равномерно шероховатой поверхности и эффекта состаривания, но достигается с помощью специальных щеток, а не бучарды.

Галтовка – процесс обработки камня в специальных галтовочных барабанах или галтовочных вибромашинах. Камни вместе с наполнителем (арбазивом) помещают в машины, там они при воздействии острые углы и края обкалываются, сглаживаются. Получается гладкая поверхность со сглаженными гранями – эффект камня, долгое время находившегося в подвижной воде. Результатом природной галтовки является галька.

Пескоструйная и водоструйная обработка – методы абразивного воздействия при которых песок или иной мелкий абразивный материал распыляется либо струей воздуха под высоким давлением, либо струей воды, очищая поверхность и придавая ей равномерную шероховатость.

Расщепление — древнейший способ взаимодействия с камнем и его обработки, основанный на отщиплении/ отделении плитоподобного куска породы от основной массы по естественным волокнам, а так же расщеплении каменного сырья на более тонкие и удобные в дальнейшей работе плитки (плитняк). Подходит не для всех горных пород, а скорее только для ряда определенных, имеющих слоистую текстуру. Большой популярностью плитняк пользуется в ландшафтном дизайне при оформлении дорожек, беседок, водоемов, облицовке забора и других придомовых построек; в оформлении фасадов зданий, а так же из интерьерах – обрамляют входные группы, камины, декоративные панно.

Травление — воздействие на поверхность камня химическими реагентами. Применяется для удаления верхнего слоя породы, очищения, придания шероховатой поверхности.

Гидрофобизация – обработка химическими растворами, вследствие чего поверхность становиться несмачиваемой.

Флюатирование – обработка химическими растворами, в результате чего происходит уплотнение пор и капилляров и как следствие уменьшается водополгощение, повышается прочность и морозостойкость.

Надеемся, нам удалось передать нюансы способов обработки поверхности, охарактеризовав их с технической стороны исполнения и с точки зрения достигаемого результата.
Напомним, что не каждый способ является подходящим для любого вида горной породы и подходящим для любого изделия или использования.

← назад к списку статей и обзоров

Горные каменные породы, к которым относится черный гранит и габбро диабаз, относятся к одним из самых твердых строительных материалов и их добыча требует больших усилий. Вручную природный камень сейчас никто не добывает, конечно. Для этого используется несколько специальных технологий, которые путем механической обработки скальных и горных пород разрушают их монолитность и разбивают на куски разных размеров. Добыча строительного камня носит название горные работы и способ их проведения зависит от таких факторов как вид породы, характер и глубина залегания, условия местности, где производятся работы.

Технологии по добыче строительного камня

Место, где добывается камень или, как принято говорить, разработка месторождения, носит название карьер. Когда порода уже изъята, то оставшееся место именуется карьерной выработкой. В случаях, если порода не чистая, но отходы разработки называются пустой породой и ссыпаются радом с карьерной выработкой или возвращаются в пустое пространство. Пустая порода чаще всего встречается при добыче рудных полезных ископаемых. Но в случае, когда добывает габбро и гранит, производство практически безотходное.

В зависимости от глубины залегания породы разработка может быть подземной или открытой. Каменные карьеры, в основном, открытого типа (как наш Кирикован-1, где добывается редкая порода – оливиновое габбро).

Существует несколько технологий добычи строительного камня – в зависимости от твердости каменной породы:

  • Рыхлые породы (гравий, песок, гальку) добывают только открытым способом – или экскаваторами, или гидромеханическим вымыванием с помощью землечерпалок и драг.
  • Мягкие породы (ракушечник, туф, травертин. известняк) добывают путем распиливания камнерезными машинами прямо в карьере. В результате получаются блоки правильной формы.
  • Твердые породы, которые слоятся или трескаются (мрамор, гранит, лабрадорит, габбро), разрабатывают удароклиновым или буроклиновым методом.
  • Очень твердые и массивные породы (базальты) добывают буровзывным способом. Получаются глыбы разного размера и мелкие фракции.

Для распиливания таких достаточно твердых пород как черный габбро и гранит применяются пилы с дисками из закаленной стали и армированными по периметру абразивными материалами или пластинками из более твердых по структуре сплавов.

Во время добычи и обработки глыб и блоков ценного строительного камня получается довольно большое количество отходов, которые перерабатываются на мелкие изделия, каменную крошку и щебень. Для этого используются камнедробилки и обогащающее оборудование. Мелкие фракции ценных зернистых материалов – крошку мрамора, кварцита, гранита, габбро применяют для изготовления строительных отделочных материалов – декоративные плиты, искусственный камень, тротуарная плитка.

Обработка камня добытого строительного камня

После добычи камень сортируется по размерам и фракциям. Крупные глыбы и блоки отправляются на обработку на камнерезные заводы, где их распиливают на слябы, плиты мощения и фасадную плитку, изготавливают брусчатку и бордюры, подвергают различным видам обработки – бучардированию, шлифованию, полированию, галтованию – в зависимости от назначения конечных изделий.

Продукция переработки добытых каменных пород делится на такие виды:

  • блоки и слябы;
  • грубые фракции: валуны, бут, гравий, щебень, песок, крошка, мучка;
  • штучный камень, кладочные блоки;
  • плиты мощения, для стен, пола, фасадный гранит;
  • профилированные изделия – наличники, подоконники, ступени, капители и др.;
  • малые ландшафтные формы – лавки, вазоны, навершия;
  • элементы дорожного строительства: простая и элитная брусчатка, тесаный и бортовой камень, бордюры, плитка и шашка.

После обработки на станках и с использованием пневматического инструмента каменные гранитные плиты могут иметь самую разную поверхность:

  • скальная;
  • рифленую;
  • бугристую (бучардированную);
  • бороздчатую;
  • мелкозернистую;
  • матовую;
  • глянцевую.

Фактурная обработка может осуществляться такими технологиями:

  • ударный способ дает бучардированную, бугристую, рифленую, точечную поверхность;
  • абразивная обработка (распиловка, ферзеровка и трение) – шлифованную матовую и полированную глянцевую поверхность;
  • ультразвуковая обработка в воде дает матовую, идеально гладкую поверхность;
  • термообработкой получают шероховатую фактуру.