Обработанное дерево

План – конспект урока

1. 6 класс

2. Тема: Технология создания изделий из древесных и поделочных материалов с использованием плоскостных деталей.

Тема урока: Декоративно-прикладная обработка древесины.

Выполнение контурной резьбы.

Цели урока:

Образовательная: ознакомить учащихся образной и смысловой русской национальной художественной культуры через декоративно-прикладное искусство; сформировать у учащихся навыки выполнения геометрической резьбы по дереву.

Развивающая: Развитие эстетического вкуса и творческих способностей учащихся; развивать творческое воображение детей средствами изобразительного искусства методом глубокого погружения в материал.

Воспитательная: формировать у детей представление о том, что все народы на нашей планете являются носителями своих традиций, своего искусства – самобытного и неповторимого, а так же формировать осознанное видение связи прошлого и настоящего времени.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: тетрадь в клетку, карандаш, ластик, линейка, липовая дощечка, нож-косяк, столярный верстак

Дидактический материал к учебному занятию: подборка иллюстраций работ народных мастеров; работы учащихся прошлых лет, видеофильм, тесты по пройденному материалу, слайды презентации.

Место проведения: учебная мастерская

Ход урока

I. Организационный момент. (2 мин.)

II. Проверка теоретических знаний. (5 мин.)

Проверка знаний по разделу «Технологические особенности сборки и отделки древесины» в в идее эвристической беседы.

III. Изучение нового материала. (20 мин.)

Запись в тетрадях дату и тему урока.

Виды резьбы по дереву

Сквозная резьба

Сквозная резьба подразделяется на собственно сквозную и накладную, имеет два подвида:

  • Прорезная резьба — (сквозные участки прорезаются стамесками и резцами)

  • Пропильная резьба (фактически то же самое, но такие участки выпиливаются пилой или лобзиком).

Прорезную или пропильную резьбу с рельефным орнаментом называют ажурной.

Плосковыемчатая резьба

Плосковыемчатая резьба характерна тем, что её основой служит плоский фон, а элементы резьбы углубляются в него, то есть нижний уровень резных элементов лежит ниже уровня фона. Выделяют несколько подвидов такой резьбы:

  • контурная резьба — самая простая, единственным её элементом является канавка. Такие канавки-желобки и создают рисунок на плоском фоне. В зависимости от выбранной стамески канавка может быть полукруглой или треугольной. Полукруглая прорезается полукруглой стамеской, а треугольная — резцом-уголком, угловой стамеской или обыкновенным ножом в два приёма.

  • скобчатая (ногтевидная) резьба — основным элементом является скобка (внешне похожа на след, оставляемый ногтем при надавливании на любой мягкий материал, отсюда и пошло название ногтевидная) — полукруглая насечка на плоском фоне. Делается такая насечка полукруглой стамеской в два приёма: сначала стамеску углубляют в дерево перпендикулярно поверхности, а затем под углом на некотором расстоянии от первого надреза. В результате получается так называемая скобка. Множество таких скобок разных размеров и направлений и создаёт рисунок или его отдельные элементы.

  • геометрическая (трёхгранная, трёхгранновыемчатая) резьба — имеет два основных элемента: колышек и пирамиду (заглубленная внутрь трёхгранная пирамидка). Выполняется резьба в два этапа: наколка и подрезка. Сначала резцом накалывают (намечают) сектора, которые необходимо срезать, а затем подрезают их. Выполняют все элементы ножом-косяком. Многократное использование пирамид и колышком на разных расстояниях и под разными углами даёт великое множество геометрических фигур, среди которых различают: ромбы, витейки, соты, цепочки, сияния и т. д.

  • чернолаковая резьба — фоном служит плоская поверхность покрытая чёрным лаком или краской. Как в контурной резьбе прорезаются канавки на фоне, из которых и строится рисунок. Различная глубина канавок и их разный профиль дают интересную игру светотени и контраста чёрного фона и светлых прорезанных канавок.

Рельефная резьба

Рельефная резьба характерна тем, что элементы резьбы находятся выше фона или на одном уровне с ним. Как правило, в этой технике выполняются все резные панно. Выделяют несколько подвидов такой резьбы:

  • плоскорельефная резьба с подушечным фоном — можно сравнить с контурной резьбой, но все края бороздок заоваливаются, причём порой с разной степенью крутизны (со стороны рисунка более резко, со стороны фона постепенно, отлого). За счёт таких заоваленных контуров фон кажется сделанным из подушек, отсюда и пошло название. Фон находится на одном уровне с рисунком.

  • плоскорельефная резьба с выбранным фоном — та же резьба, но только фон выбирается стамесками на уровень ниже. Контуры рисунка заоваливаются также.

  • абрамцево-кудринская резьба(кудринская) — зародилась в усадьбе Абрамцево под Москвой, в деревне Кудрино. Автором считают Василия Ворноскова. Резьба отличается характерным «кудреватым» орнаментом — вьющимися гирляндами лепестков, цветов. Часто используются такие же характерные изображения птиц и животных. Как и плоскорельефная, бывает с подушечным и выбранным фоном.

  • резьба «Татьянка» — этот вид резьбы появился в 90-х годах XX века. Автор (Шамиль Сасыков) назвал этот сформировавшийся стиль в честь своей жены и запатентовал его. Как правило, такая резьба содержит растительный орнамент. Характерной особенностью является отсутствие фона как такового — один резной элемент постепенно переходит в другой или накладывается на него, таким образом заполняется все пространство.

Скульптурная резьба

Отличительная особенность — наличие скульптуры — изображения отдельных фигур (или групп фигур) людей, животных, птиц или других объектов. Фактически, является самым сложным видом резьбы, поскольку требует от резчика объёмного видения фигуры, чувства перспективы, сохранения пропорций.

Отдельным подвидом её считается богородская резьба. Так же разновидностью скульптурной резьбы можно считать искусство резьбы бензопилой, приобретающее всё большую популярность как среди резчиков, так и среди ценителей прекрасного. Популярность объяснить просто. Резьба бензопилой — прежде всего действо, спектакль, шоу. Всё чаще стали проводиться фестивали, соревнования, показательные выступления мастеров резьбы бензопилой на массовых мероприятиях, презентациях, выставках. В отличие от других жанров резьбы по дереву, зритель не только видит конечный результат кропотливой и долгой работы мастера, но и визуально участвует в процессе создания скульптуры. В последнее время также все большую популярность получает создание скульптур на различных копировально-фрезерных станках, типа дупликарвер, или пантограф.

Домовая резьба

Инструктаж по технике безопасности при пропильной резьбе.

IV. Практическая работа. (55 мин.)

V. Завершение урока. (5 мин.)

Выставление оценок за урок с обоснованием.

Рефлексия: Чему я научился на сегодняшнем уроке? Что мне лучше всего удалось? С чем я не смог справиться? Что больше всего запомнилось мне?

Уборка рабочих мест и мастерской.

VI. Домашнее задание.

Прочитать в тетради записи, форма.

Приветствую вас гости сайта и самодельщики.
В этой статье речь пойдет о технике создания декоративного покрытия древесины. Стандартные виды покрытия, практически все знают. Это всевозможные виды лаков, красок, масел, морилок и тому подобное.
Здесь же, мы рассмотрим нестандартные способы использования покрасочных материалов и будем искусственно состаривать покрытие древесины.

В основе этой техники лежит браширование, с последующим нанесением различных видов лакокрасочных материалов.
Обработанную таким способом древесину, можно использовать для отделки интерьера, или декорирования изделий.
Сегодня мы рассмотрим 12 различных способов обработки, этим способом. Так что присоединяйтесь.
Процесс работы.
Для демонстрации, мастер подготовил 12 заготовок. В качестве материала будет сосна, так как это самый доступный вид древесины. Перед нанесением покрытия на древесину, ее нужно будет сначала брашировать, а структура сосны идеально подходит для техники браширования.
При брашировании обязательно нужно защитить органы дыхания и зрения, так как в процессе работ, пыли будет много.

Для браширования мастер будет использовать полимерно-абразивную щетку, с зерном 46. В отличии от металлической щетки, она деликатно снимает мягкие волокна древесины и при этом не повреждает твердые волокна.

Пользуясь УШМ с щеткой, автор обрабатывает поверхность всех образцов. Как видим, после обработки щеткой, поверхность дерева приобретает довольно интересный, рельефный рисунок.
Теперь можно приступать к декоративной обработке дерева.


Первый способ.
Для первого способа, автор будет использовать колерованное, тиковое масло черного цвета.

Мастер наносит на поверхность масло, кусочком ткани.

Спустя одну минуту, нужно снять излишки масла, чистой тканью. Получается контрастный рисунок.

И чтобы придать дереву более интересный вид, мастер наносит, темно-зеленый воск.
Поверхность дерева, приобрела просто шикарный вид, с глубоким оттенком зеленого.
Второй способ.
Для этого способа, автор так же будет использовать цветное масло, цвет-белый дуб.
После нанесения масла на образец, нужно дать покрытию полностью высохнуть.
После высыхания, мастер, обрабатывает поверхность шлифмашиной, раскрывая естественные волокна дерева.
Затем покрывает образец маслом на восковой основе.
Это покрытие защищает вскрытые волокна, и придает более контрастный рисунок дереву, так как слегка желтит вскрытые волокна.
Третий способ.
В этом способе автор будет использовать воск.
Покрывая им небольшие участки на образце, в тех местах где должен остаться естественный цвет древесины.
После этого наносит краску «шебби», она придаст поверхности вид старинной вещи.
После высыхания, обрабатывает поверхность щлифмашиной.
Таким образом, в тех местах где был нанесен воск, древесина непокрыта краской и осталась, светлого, естественного цвета. В конце, нужно покрыть дерево лаком, он защитит поверхность и придаст яркости, краске «шебби»
Четвертый способ.
Этот способ похож на предыдущий, но здесь мастер сразу нанес на поверхность дерева краску «шебби», без предварительной обработки воском.
После высыхания краски, автор обработал поверхность шлифмашиной. Таким образом, краска осталась только в глубоких частях текстуры дерева.
После на изделие наносится масло, цвет-лиственница. Дерево приобретает рыжий цвет с зеленым оттенком.
Пятый и шестой способ.
Эти способы очень хорошо подходят в тех местах, где нужна поверхность без рельефа, например столешница.
На поверхность наносится шпаклевка по дереву, белого цвета.
После, древесина обрабатывается шлифмашиной, до получения ровной поверхности. В конце на дерево наносится масло.
В пятом способе мастер использовал масло темного цвета. В шестом способе, масло светлого цвета.
Получаем интересную, красивую, не рельефную текстуру.
Седьмой и восьмой способы.
В этих способах, мастер использует газовую горелку. Обжигает горелкой поверхность дерева.
Затем наносит на дерево пигментированный воск.
Воск белого цвета наносит на седьмой образец, темно-зеленый на восьмой.
Воск смешивается с обожженными волокнами дерева и получаются глубокие оттенки светло-серого и темно-зеленого, соответственно.
Девятый способ.
Этот способ очень простой, но при этом достойный внимания. На поверхность дерева наносится акриловая краска, любого цвета. Мастер наносит черную краску.
После высыхания этого покрытия, автор наносит краску белого цвета, практически сухой кистью. Хаотичными движениями кисти и так чтобы кисть слегка касалась древесины.
В итоге получается поверхность с занятным рисунком.
Десятый способ.
В этом способе древесина приобретает вид, старой, множество раз уже окрашенной, доски.
Сначала нужно нанести яркий цвет, который в последствии будет создавать контраст. Мастер использует эмалевую краску, красного цвета.
После высыхания краски, кусочком воска покрываются те места, которые по задумке будут открыты.
Далее, на поверхность автор наносит краску «шебби»
После того как краска слегка схватилась но не высохла, автор аккуратно снимает резиновым шпателем светлую краску, с поверхности.
Получается вид старинной доски.
Одиннадцатый и двенадцатый способы.
Здесь, как и в предыдущем способе будет использоваться шпатель.
Мастер наносит на образцы, акриловую краску светло-серого цвета и дожидается высыхания.
Затем на одну заготовку автор наносит краску «шебби» светло-оливкового цвета.
Не дожидаясь высыхания, резиновым шпателем нужно снять все лишнее. Получается слегка заметная градация рисунка.
На вторую заготовку, мастер наносит эмалевую краску, более контрастного, красного цвета.
Сразу после нанесения, автор снимает резиновым шпателем краску с поверхности. В итоге, через второй слой, слегка видно первый слой.
Ну вот и все, мы рассмотрели все 12 способов.

Надеюсь, эта информация была полезна вам.
Благодарю вас за внимание, а автора, за проделанную работу.
Всем добра и хорошего настроения, пока, пока.

Главная \ Полезная информация \ Абразивные шлифовальные материалы \ Как правильно шлифовать дерево Как правильно шлифовать дерево

Когда деталь готова, ее поверхность следует тщательно отшлифовать.

У деталей из цельного дерева принято сглаживать спилы или удалять следы клея, отшлифовывать те места, где откололись щепки, или зачищать выступающие волокна древесины самой тонкой наждачной бумагой, прежде чем дерево покроют морилкой или лаком. Даже облицовку из фанеры или шпона, имеющих практически гладкую, безупречную поверхность, можно покрывать лаком без предварительного шлифования только в самом крайнем случае.

Панели и детали из цельного дерева могут иметь почти незаметные неровности, которые станут хорошо видны после нанесения лака, морилки или другого защитного средства.

Понятно, что шлифование не должно привести к появлению новых царапин и борозд. Вы избежите этой опасности, если будете пользоваться подходящей для вашего изделия наждачной бумагой и бруском.

Циклевание

При строгании заготовок из цельного дерева после рубанка остаются более или менее заметные борозды. Устранять их лучше всего циклей.

Многие домашние мастера предпочитают обрабатывать поверхности одной лишь циклей и полностью отказываются от наждачной бумаги. Хорошо заточенной циклей можно зачистить обструганные поверхности и придать им практически безупречный вид.

Цикля представляет собой металлический прямоугольник с режущей кромкой, заточенной под прямым углом, которой проводят по поверхности. Режущая кромка тупится, поэтому ее нужно время от времени затачивать. Сначала на точильном бруске или круге шлифуют фаску (скошенную сторону режущей части), затем циклю переворачивают, кладут плашмя на брусок и в таком положении водят по камню прямыми или круговыми движениями, захватывая режущую кромку края.

При работе циклю берут двумя руками так, чтобы большие пальцы находились на середине грани, обращенной к себе. Циклю ставьте всегда под углом и ведите в направлении древесных волокон. Используйте циклю только для обработки цельного дерева, фанеры или шпона. Древесно-стружечные плиты быстро тупят цикли и оставляют на них зазубрины. Для обработки зашпаклеванных поверхностей лучше использовать наждачную бумагу.

Циклей зачищают неровности, оставленные рубанком, или торчащие волокна древесины.

Увлажнение дерева и нанесение грунтовки

Будете ли вы делать зачистку циклей или каким-то иным способом — в любом случае прежде, чем шлифовать поверхность деталей из цельного дерева либо облицованных фанерой или шпоном, ее нужно увлажнить.

Для этого лучше использовать теплую воду (можно даже горячую, если деталь из цельного дерева). Затем надо дождаться, когда детали полностью высохнут. Небольшие вмятины под воздействием воды исчезнут.

А вот надрезанные волокна древесины, до увлажнения прижатые к поверхности детали, набухают и, чуть подсохнув, встают торчком. Поэтому поверхность, казавшаяся до увлажнения безупречно ровной, часто становится грубой, ворсистой.

После шлифования поверхность вновь становится гладкой.

Грунтовка для быстрого шлифования

Поверхность детали из дерева, независимо от того, сохранит ли она натуральный вид либо будет покрыта морилкой или лаком, грунтуется.

Грунтовка закрывает все поры, словно запечатывает их.

В результате уменьшается гигроскопичность древесины, а краска ложится лучше и равномернее, чем на незагрунтованную поверхность.

Позаботьтесь о том, чтобы помещение, в котором вы работаете, было сухим, непыльным и не слишком прохладным. Так вы создадите идеальные условия для работы. Грунтовку удобнее наносить мягкой плоской кистью.

Грунтовка высыхает уже примерно через полчаса. Но подождите минимум час, прежде чем начнете шлифовать покрытую грунтовкой поверхность самой мелкозернистой шкуркой (№ 240). Работайте только в направлении волокон древесины, чаще меняйте шкурку и выбивайте из нее мелкую пыль, которая образуется при шлифовании.

Поверхность, казавшаяся безупречно гладкой, после увлажнения стала грубой, ворсистой.

На подготовленную поверхность аккуратно нанесите плоской кистью разбавленную грунтовку.

Шлифование ровных поверхностей

При шлифовании ровных поверхностей важно правильно пользоваться наждачной бумагой: слишком грубая шкурка расцарапает древесину, шкурка без бобышки обрабатывает поверхность неравномерно. Бобышка обеспечивает ровное прилегание шкурки к дереву на сравнительно большой площади. Обычно пользуются пробковой бобышкой. Но вполне подойдет и небольшой деревянный брусок с ровными гладкими гранями. Можно также использовать специальные колодки-держатели, изготовленные из твердой резины или пластмассы: они состоят из двух частей — верхней и нижней, между которыми и закладывается наждачная бумага.

Сначала грубая, затем тонкая

Для зачистки грубых срезов пилой применяют шкурку с крупнозернистым абразивным покрытием (зернистость 100). Строганые поверхности шлифуют шкуркой зернистостью 120. Для тонкой, завершающей шлифовки используют шкурку зернистостью 180 или 240. Шлифуйте древесину все время в направлении роста волокон и без излишних усилий. Опытные мастера избегают подолгу обрабатывать поверхности наждачной бумагой, при этом движения их очень легкие, почти без нажима. В результате крохотные окончания волокон только прижимаются к поверхности, но не срезаются.

Особое шлифовальное приспособление — так называемые «песочные пластины» разных размеров и зернистости. Каждая представляет собой стальную пластину с выступающими на поверхности крохотными «кеглями» с острыми гранями. При шлифовке такой пластиной из-за большого расстояния между «кеглями» образуется много опилок, причем их режущие грани долгое время остаются острыми. В деле «песочные пластины» заметно «агрессивнее», чем обычная наждачная бумага.

Если поверхности больших деталей шлифуют, проводя по ним бобышкой, обернутой наждачной бумагой, то при обработке маленьких деталей поступают иначе: кусок шкурки подходящего размера закрепляют на верстаке полосками скотча и проводят по шкурке деталью. Это позволяет избежать закруглений по краям. Прежде чем приступать к дальнейшей обработке детали, после шлифовки следует тщательно очистить ее от пыли.

При шлифовании ровных поверхностей используйте специальную бобышку, чтобы шкурка равномерно прижималась к дереву.

Маленькие детали лучше всего шлифовать, проводя по наждачной бумаге, закрепленной на верстаке.

Вспомогательные приспособления из пробки и пластмассы для фиксации наждачной бумаги. «Песочные пластины» приклеиваются к накладке-рукоятке.

Кривые линии и профили

Для шлифования сложных краев и профилей необходимо особое чутье и соответствующий шлифовальный инструмент. Бобышка с накладкой из наждачной бумаги тут не подойдет. Часто удобнее работать, взяв бумагу просто в руку и зажав ее края между пальцами так, чтобы они не царапали деталь.

При обработке деталей сложных форм целесообразно использовать самодельные «напильники». Мастерят их следующим образом. Узкие полоски наждачной бумаги наклеивают на планки или круглые палочки. Такими «напильниками» можно чисто обработать мельчайшие закругления или самые узкие выемки на выточенных деталях.

Для шлифования закругленных поверхностей хорошо подходят наждачные губки, которые наряду с наждачной бумагой продаются в хозяйственных магазинах. Губки имеют с обеих сторон абразивное покрытие крупной, средней или мелкой зернистости, а тонкая мягкая прокладка между покрытиями придает губке особую гибкость, эластичность. Есть также шлифовальные губки более толстые и довольно жесткие: они предназначены для шлифования ровных, без дефектов поверхностей.

Древесную пыль из губки удаляют, сминая ее. Можно также губку помыть, но, прежде чем снова ее использовать, надо дождаться, когда она полностью высохнет.

Шлифовальные губки с абразивным покрытием крупной, средней и мелкой зернистости особенно хороши для зачистки закруглений и профилей.

Наждачные губки настолько гибкие, что они плотно облегают любое закругление и даже многоступенчатые профили.

Если вы придерживаете наждачную бумагу рукой, следите, чтобы края бумаги не царапали дерево.

Наждачные «напильники» можно сделать из полосок подходящей наждачной бумаги, наклеенных на планки или круглые палочки.

Закругления

Обработку деревянной детали завершают обычно тем, что немного закругляют ее края, то есть острые грани переходов от одной плоскости к другой или от фронтальной поверхности к торцевой слегка стачивают.

Будьте очень внимательны и осторожны при выполнении этой работы, так как об острые края детали можно пораниться. Не допускайте резких движений при переворачивании детали, что может привести к удару ее о какой-то твердый предмет и соответственно к повреждениям. После выполнения закруглений обработанную поверхность можно покрыть лаком. Заметим, что на закругленном крае лак ложится равномерной пленкой и лучше держится, тогда как на острой грани перехода от одной плоскости к другой эта пленка очень тонкая и часто разрывается.

Выполняйте закругления, используя наждачную бумагу только вместе с бобышкой, которую направляйте под углом 45 градусов к обеим поверхностям. Бобышка обеспечивает равномерность шлифовки и закругления.

Следите за тем, чтобы работа, по возможности, велась в направлении волокон древесины, а на торцевых сторонах — от середины к краям. При шлифовании вдоль края нужно немного прижимать бобышку с наждачной бумагой к поверхности, чтобы не обрывать волокон древесины.

При закруглении краев ведите бобышку, обернутую наждачной бумагой, под углом к боковым граням или с легким нажимом вдоль края.

Реклама

Браширование древесины – одна из часто применяемых техник декоративной отделки предметов из дерева. Она основана на разной степени твердости слоев древесного массива. Поперечный срез четко демонстрирует годичные круги, которые образуют различные по физическим показателям волокна. В зависимости от сорта дерева, слои образуют уникальный рисунок, который украшает какое-либо изделие или предмет интерьера.

При удалении мягких слоев участки с твердыми волокнами проявляют четкий рельеф на поверхности древесины, придавая ей особую декоративность. В естественной среде это происходит со временем: мягкие волокна самостоятельно отходят, в зависимости от частоты эксплуатации предмета. Браширование придает фактурности древесине, создавая эффект визуального состаривания.

Браширование как техника искусственного состаривания дерева

Данный метод структурирования пригоден для работ с твердыми и мягкими древесными породами с четко выраженной фактурой и проявляющимися слоями различной твердости. К таким относятся дуб, сосна, орех, венге, ясень, лиственница.

Породы с мелковолокнистой, слабо выраженной фактурой непригодны для браширования. Это древесина клена, тика, ольхи, бука, вишни, березы.

Техника браширования предполагет создание невероятно красивых, оригинальных фактур, которые идеально подходят для предметов интерьера разнообразных стилей. Структурированное дерево активно применяют в изготовлении мебели, полов, декоративных деталей.

Оборудование для браширования

Браширование считается простой и доступной техникой, позволяющей довольно быстро достичь эффекта состаренного натурального дерева. Для этого понадобится домашняя мастерская и минимальный набор инструментов:

  • металлические щетки с разной жесткостью, которыми удаляют мягкие волокна с поверхности древесины;
  • наждачная бумага с разной зернистостью для шлифовки и завершающей полировки;
  • морилки и прочие инструменты для создания декоративного эффекта;
  • лак для финального вскрытия поверхности изделия в конце браширования.

Максимально упростить работы и сделать их более механизированными помогут дрели с регулированием скорости или машины, предназначенные специально для браширования.

Дополнительно к ним следует приобрести широкие или плоские щетки разных видов: полимерные (с абразивом), волосяные либо сезалевые и металлические. Придерживаясь правильной техники и очередности, с использованием механического оборудования можно достичь безукоризненного выполнения деталей для разных изделий.

Техника браширования: шаг за шагом

1. Чтобы пыль от древесины не разлеталась, заготовку необходимо увлажнить. Первая обработка производится металлической щеткой. Ее жесткость подбирают в зависимости от степени твердости древесины. Важно, чтобы щетина не повреждала ее твердые волокна, но при этом хорошо удаляла мягкие. Траектория движения должна следовать направлению волокон, а скорость должна быть умеренной – достаточной для результативного выскабливания.

Высокая скорость вращения может запечь дерево, поэтому нужно уметь подбирать подходящий вариант индивидуально для каждой заготовки. В случае ручной работы данная проблема исключена, но здесь придется приложить больше усилий и времени.

2. Первая шлифовка образца снимает обрывки и шероховатости волокон, оставшихся на поверхности. Она производится полимерной щеткой с нанесенным абразивом. После удаления всего лишнего, можно посмотреть, насколько качественно и глубоко было выполнено структурирование, а при желании еще и углубить образовавшиеся бороздки. На этом этапе можно дополнить отделку декоративными элементами. Используя стаместку, в различных местах следует пометить углубления любой формы. Далее производится их черновая шлифовка, после чего можно придать им вид естественных старых трещинок.

3. Финальную полировку делают волосяной или сизалевой щеткой. На этом этапе изделие уже приобретает лощенный законченный вид, полноценно проявляя красоту декоративной фактуры древесины. Ручная обработка производится наждачной мелкозернистой бумагой, благодаря которой достигается эффект идеальной полировки. Далее изделие подготавливают к дальнейшему окрашиванию и вскрытию лаком. Если вначале древесную поверхность смачивали, то на данном этапе ее необходимо как следует высушить и тщательно очистить от осевшей пыли.

4. Для придания особой декоративности изделие подвергается ряду дополнительных манипуляций – патинированию, золочению, покраске, обжигу и прочим способам отделки.

Используя морилку, достигают эффекта состаривания за счет образовавшихся фактурных контрастных узоров. Особое впечатление производит золотая краска, попавшая при нанесении в мелкие углубления и трещинки на естественном древесном фоне. После покраски поверхности окончательно полируют, избавляясь таким образом от шероховатостей, возникших при обработке красящими составами.

5. Последний шаг – лакирование. При этом дерево должно быть абсолютно чистым и высушенным.

Браширование паркета требует использование специального паркетного лака. Такое покрытие прослужит долгое время.

Сфера использования техники браширования

Доступность и потрясающий декоративный эффект методики браширования делают ее очень востребованной при изготовлении предметов интерьера и прочих деталей в оформлении помещений.

Полки, колонны, потолочные балки, стеновые панели, отделки каминов, выполненные из намеренно состаренного дерева, придают особого шарма и колорита холлам и гостиным, кухням и ресторанам.

Очень изысканно выглядит мебель из дерева с брашированными элементами.

Особо ценен материал, тронутый короедом, так как подобная фактура вручную не воспроизводится, а ведь именно она создает абсолютное впечатление старины деревянного изделия.

Техника браширования – идеальный и доступный способ создания безупречного интерьера с колоритной стилистикой кантри или винтажа. Структурированные предметы из древесины наполнят дом природными мотивами, особой атмосферой тепла и уюта, станут изюминкой в общем дизайне.

Искусственно состаренная древесина — это недорогой, прочный, с самобытной красотой старины материал. Он нужен для оформления интерьера дома, изготовления мебели, оборудования малых архитектурных форм и других целей.

Применение искусственно состаренной древесины

Существует много способов, изменяющих декоративные качества древесины. Однако нужный способ старения выбирают в первую очередь по породе дерева, стилю интерьера, наличию материалов и инструментов:

  • Механическое состаривание древесины
  • 3 способа термического состаривания древесины
  • 4 способа химического состаривания древесины

Механическое состаривание древесины

Этот способ обычно называют браширование или текстурирование древесины. Название пришло из английского языка, где слово «браш» означает «щётка».

Известно, что структура дерева имеет мягкие и твёрдые волокна. Если щёткой удалять мягкие волокна, то поверхность становится рельефной.

Механическим способом обрабатывают только породы деревьев, имеющих легко обрабатываемую структуру: орех, дуб, ель, сосна, лиственница. Не получается текстурирование у клёна, вишни, бука.

Обработку дерева выполняют двумя щётками:

  • Латунная металлическая щётка — разрывает мягкие волокна. Они «распушатся» и торчат.
  • Нейлоновая абразивная щётка — выравнивает поверхность. Абразивный материал находится в нейлоновых волосках щётки.

Подготовленную струганную заготовку обрабатывают болгаркой. На этом этапе браширования диском болгарки разрушают мягкие слои древесины.

Браширование болгаркой

Металлической щёткой, зажатой в патроне дрели, сглаживают острые углы и торчащие волокна, оставленные после болгарки.

Обработка металлической щёткой

Металлическую щётку меняют на абразивный вариант. Новой щёткой полируют поверхность, а вместе с тем выделяют структуру древесины.

Обработка нейлоновой абразивной щёткой

В любом случае антикварный вид заготовка приобретает только после покрытия лаком или маслом. В отличие от лака, масло проникает более глубоко в волокна и способно менять их цвет.

Хорошо визуально старит дерево тёмный оттенок масла. Его наносят широкой кисточкой вдоль волокон.

Покрытие тёмным маслом

Чтобы масло лучше впиталось в волокна, его втирают ветошью. Процедуру нанесения, высыхания и втирания масла повторяют несколько раз. Добиваются, чтобы у заготовки появился антикварный вид.

Втирание масла в волокна

Вдобавок для защиты промасленной поверхности от постороннего воздействия её покрывают слоем лака или краски. Хороший результат даёт покрытие глянцевым или матовым лаком на водной основе.

Покрытие глянцевым лаком

В результате лак затекает в неровности деревянной заготовки и получается гладкая поверхность антикварного вида.

Древесина после браширования

Пример браширования дерева взят на ютуб-канале FORUMHOUSE из ролика «Состаривание древесины».

Браширование древесины

Технология браширования

3 способа термического состаривания древесины

Если на верхний слой древесины воздействовать открытым огнём, то за короткий промежуток времени можно получить результат, похожий на многолетнее разрушение. Процесс обжига быстрый и не сложный, но требующий осторожности.

В зависимости от назначения древесины пользуются разными способами обжига.

Способ №1

Деревянную заготовку обжигают ручной горелкой с газовым баллончиком. Открытым огнём равномерно водят вдоль волокон без остановки, чтобы не было глубокого выгорания.

Обжиг ручной газовой горелкой

С обожжённой поверхности мягкой губкой стирают образованный нагар. Если шлифовать наждачной бумагой, то разрушатся сгоревшие волокна, поэтому пользуются губкой для мытья посуды, у которой есть абразивная сторона.

После протирки на сосновой заготовке выделяется структура дерева.

Структурированная поверхность на сосне

Чтобы подчеркнуть структуру дерева после обжига, наносят слой лака или масла.

Для сравнения образец делят на две части и покрывают разными составами.

Одну часть заготовки покрывают немецким лаком для дерева марки Osmo.

Покрытие заготовки лаком

Другую часть заготовки обрабатывают финским маслом для твёрдой древесины фирмы Teknos. Выбирают чёрный цвет ТМ 1830.

Покрытие заготовки маслом

Заготовку, покрытую разными составами, сушат. Чтобы просушенная поверхность не мазалась, покрытие делают многослойным.

Если сравнивать две части заготовки, обработанной разными составами, то видна разница. На участке, обработанном лаком, структура светлая и яркая. Участок, обработанный маслом, выглядит тёмным и жирным.

Заготовка, покрытая маслом и лаком

Обожжённая таким способом древесина имеет рельеф, зависящий от количества обжигов и слоёв покрытия. Чтобы получить состаренное дерево, достаточно обжечь поверхность один раз, а затем покрыть её маслом.

Древесина после обжига

Пример взят с канала NEGAVRILOV1, ролик «Браширование древесины обжигом и покрытие маслом».

Способ № 2

Облицовка фасада дома деревом требует больших затрат. Например, покраска деревянного фасада обойдётся дороже, чем стоимость досок, а при обжиге досок газовой горелкой затраты на баллонный газ, также превысят стоимость материала.

Японцы предложили недорогой способ обжига досок трубой. Полученный таким способом материал выглядит состаренным и красивым, а главное, он не разрушается насекомыми и грибком.

Для обжига трёх досок их складывают треугольником в трубу.

Труба для обжига

После этого конструкцию устанавливают в вертикальное положение. Снизу подкладывают газеты, и поджигают их.

Поджигание трубы

Благодаря хорошей тяге внутри трубы распространяется огонь. Он обжигает поверхность досок.

Горение досок в трубе

Время для горения выбирают экспериментально в зависимости от длины трубы и влажности досок. Для равномерного выгорания досок, через некоторое время трубу переворачивают, и огонь распространяется в другом направлении.

Обожжённую конструкцию тушат, разбирают и получают три доски с состаренной поверхностью, похожей на крокодиловую кожу.

Обожжённые в трубе доски

Чтобы обожжённая поверхность не пачкалась, её очищают, а затем покрывают маслом или лаком. Обожжённые и обработанные таким способом доски имеют коричневый цвет с чёрной текстурой.

Пример взят из ролика «Удивительный ФАСАД из Обожженной Доски» с ютуб-канала MY GALAXY

Способ № 3

Доски для пола можно не только красить, но и обжигать.

Перед обжигом половую доску обрабатывают наждачной бумагой, чтобы не было заусениц. После обработки доску со всех сторон равномерно обжигают газовой горелкой.

Обжиг газовой горелкой

В отдельных случаях доску обжигают за два прохода. Движения огня напоминают покраску. В районе сучков структура более плотная, поэтому здесь обжиг длится дольше.

Обожжённая доска

Окончательно обожжённые доски покрывают льняным маслом, разведённым уайт-спиритом с добавлением защитного средства от грибка.

Покрытие льняным маслом

Обожжённая и обработанная таким способом половая доска обретает ярко выраженную антикварную структуру.

Обожжённая и обработанная доска

Пример взят из ролика «Пол из террасной обожженной доски» с ютуб-канала Своими Силами

4 способа химического состаривания древесины

Для старения таким способом верхний слой древесины покрывают химическим или красящим составом, который меняет цвет волокон. У каждого способа своя особенность.

Способ №1. Состаривание щелочью

Для старения выбирают щёлочь, например, средство для прочистки раковин. В результате химического воздействия окисляется танин, а в итоге меняется цвет волокон.

На видео показан пример искусственного старения вишни, красного дерева, сосны и других пород под воздействием гидрокарбоната натрия NaOH (щёлочь).

Для этого деревянные образцы покрывают химическим раствором, а затем их сушат.

На высохших образцах хорошо виден результат химического воздействия на волокна разных пород деревьев.

1. Реакция вишни:

Обработанная щёлочью вишня

2. Реакция красного дерева:

Обработанное щёлочью красное дерево

3. Реакция образца сосны. Покрытый участок стал более жёлтым. Обычно сосна так выглядит через год, если постоянно находится в светлом месте:

Обработанная щёлочью сосна

После шлифовки и покрытия лаком все поверхности приобретают антикварный вид. Это хорошо видно, если сравнить цвет столика из вишни, который семь лет стоял на улице и обработанный химическим способом образец вишни.

Сравнение поверхности столика из вишни и состаренного образца

Пример взят из ролика «Искусственное старение древесины своими руками. Столярные Хитрости» с ютуб-канала Michael Makarevich

Способ № 2. Патинирование

При патинировании дерево покрывают специальным составом, а затем излишки патины удаляют. Таким способом, как правило, старят древесину, у которой слабо выражена текстура: бук, вишня, клён и другие.

На первом этапе старения выполняют обработку заготовки шлифовальным блоком 120 единиц. Это необходимо для лучшего впитывания антисептика. Образованную при обработке пыль удаляют кисточкой.

Шлифовка заготовки

На чистую поверхность кисточкой наносят тонирующий антисептик на водной основе.

Чтобы состав глубоко проник в волокна, накладывают несколько слоёв. Время высыхания слоя до трёх часов.

Нанесение антисептика

Так как состав на водной основе, то поднимается ворс. Шлифовальным блоком 120 единиц выравнивают поверхность.

Удаление ворса шлифовальным блоком

На обработанную поверхность кистью наносят бесцветный водный лак. Чтобы лак хорошо растекался, его разводят водой. Патина будет легко счищаться, если хорошо высохнет лак, поэтому обработанную заготовку сушат всю ночь.

Нанесение бесцветного лака

Чтобы оценить качество старения разными цветами патинирования, липкой лентой выделяют два участка.

На участки наносят два цвета патины на водной основе: тёмно-коричневый и белый цвет. У патины жидкий состав, поэтому её наносят кисточкой или распылением. Слой патины сохнет до двух часов.

Нанесение двух цветов патины

Высохшую патину удаляют в зависимости от требуемого декоративного эффекта шлифовальным блоком с зерном 180–240 единиц. Если при снятии патины проступит древесина, значит, ранее был наложен недостаточный слой лака.

Снятие слоя патины

Очищенные от патины участки заготовки имеют отличия. Более выраженная структура у участка, покрытого белой патиной.

Очищенные от патины участки заготовки

Оставшуюся на поверхности патину необходимо защитить. Для защиты наносят слой универсального лака для наружных работ. Его наносят распылением, так как кисточка разрушит слой патины. Лак сохнет до четырёх часов.

Распыление лака на патину

Полученный образец, покрытый двумя разными патинами, имеет антикварный вид. Таким способом пользуются, когда необходимо получить уникальный материал для беседок, лестниц, декоративных элементов дома.

Древесина, состаренная патиной

Пример взят из ролика «Патинирование при наружной отделке древесины» ютуб-канала ЛигаТВ

Патинирование древесины

Способ № 3. Лессирование

Хороший способ состаривания древесины — это лессировка. Поверхность красят, а затем её стирают, но оттенок на поверхности остаётся.

Заготовку перед лессировкой тщательно шлифуют и очищают от пыли.

На видео рассмотрен пример лессировки акриловой краской. Перед покраской в палитре смешивают два цвета: зелёный и умбре.

Смешивание красок в палитре

Смесь красок кистью наносят на декорированную поверхность и сушат. Красящий пигмент полностью впитается в структуру дерева за полчаса.

Нанесение краски на поверхность

Пропитанную краской поверхность под проточной тёплой водой смывают кухонной губкой.

Смывание краски водой

После удаления краски у поверхности проявляется яркая структура с определённым цветом.

Смытая водой поверхность заготовки

Просушенную заготовку обрабатывают наждачной бумагой, чтобы удалить поднявшийся ворс. На завершающем этапе лессировки поверхность лакируют.

Древесина после лессировки

На заготовке, обработанной способом лессировки, выполняют различные композиции.

Использование древесины после лессировки

Пример взят из ролика «Лессирование деревянной поверхности (декупаж)» с ютуб-канала Marusya Evina

Лессирование древесины

Способ № 4. Уксусная морилка

Способ старения древесины морилкой известен давно. Если стальную вату обработать уксусной кислотой, то получится морилка.

Стальную вату из упаковки помещают в стеклянную ёмкость, а затем добавляют 9% столовый уксус.

Приготовление уксусной морилки

В закрытом состоянии раствор хранят сутки. Полученная морилка не имеет цвета.

Разрушающее действие морилки сравнивают на разных сортах дерева: доска берёзы, брашированная сосна, гладкая сосна, доска дуба.

Для этого у каждой заготовки одну часть покрывают полученным составом, а другую часть обычным льняным маслом. Так как раствор бесцветный, то эффект покрытия морилкой сразу не виден у всех заготовок, кроме дуба. Покрытие проявляется только на следующий день.

Нанесение уксусного раствора на древесину

Участок, покрытый маслом, сразу желтеет и проявляется структура.

Покрытие древесины маслом

Цвет дуба моментально реагирует на морилку. Это хорошо видно, когда сравнивают морённый и родной цвет дуба.

Сравнение цвета обработанного и естественного образца дуба

Через сутки все образцы становятся одинакового цвета с фиолетовым оттенком.

Обработанная уксусным раствором древесина

Для лучшего выделения структуры все заготовки чистят наждачной бумагой.

Древесина после шлифовки наждачной бумагой

Окончательно обработанные образцы вскрывают матовым лаком. Покрытые участки имеют цвет ореха с эффектом стареющего дерева.

После обработки уксусной морилкой

Пример взят из ролика «Старение (морение) древесины стальной ватой и уксусом. Уксусное железо» с ютуб-канала Мастерская Романтика.

Сейчас очень востребован декор под старину из натурального дерева. Для искусственного состаривания материала необязательно обращаться в специализированную мастерскую. Иногда достаточно ознакомиться с простыми способами обработки дерева, чтобы выполнить эту работу в домашних условиях.

Виктор Прохоров

Еще статьи из раздела «Технология»:

  • Шпонирование. 5 практических примеров
  • Сушка древесины. 4 практических примера
  • Как распилить бревно на доски. 4 варианта
  • Как сделать вагонку своими руками
  • Мебельный щит своими руками. 4 способа склейки
  • Красивый профиль для карниза простыми фрезами
  • Ручные фрезеры: разновидности и выбор
  • Виды клея для столярных работ
  • Пару слов об оцилиндрованных бревнах
  • Шеллак для дерева: усиление цвета и способы нанесения

Раздел Технология

Заходите в группы ВКонтакте и Одноклассниках