Переплетенные деревья



С древних времен деревья были основным строительным материалом для наших предков. Избы, церкви и дворцы – до сих пор старинные рубленые архитектурные шедевры поражают воображение. Однако сегодня мы все больше стремимся сохранить вокруг себя жизнь, тем более, что порой получаем от этого больше выгоды для самих себя. Поэтому современные ученые и агротехники разрабатывают способы строительства сооружений из… живых деревьев. Удивительно, но примеры ультрасовременного направления Арбоархитекуры можно найти в древних постройках Индии и Японии.
В условиях теплого и влажного климата Индии люди еще в глубокой древности поняли, что незачем строить, если необходимую конструкцию можно просто вырастить. Да, возможно, что это не самый быстрый путь, зато, несомненно, результат будет невероятно крепким и долговечным. В результате на северо-востоке Индии до сих пор создают и используют удивительные мосты из корней каучукового дерева. Заметив, что отдельные отростки, если задать им нужное направление, могут дорасти до другого берега реки, люди начали это использовать. Когда несколько корней «форсируют препятствие», им дают там укорениться и переплетают таким образом, что создается воздушный подвесной мост. Такие конструкции невероятно надежны и могут выдержать вес до 50 человек. Конечно, подобная «постройка» — дело не быстрое, обычно на него уходило около 10 лет, однако результатом потомки могут пользоваться очень долго. Самый большой из современных мостов такого типа находится в штате Мегхалая и состоит из двух ярусов.

Двухъярусный мост из живых корней деревьев в деревне Нонгриат, штат Мегхалая, Индия

Немного быстрее справлялись с аналогичными задачками в древней Японии. Там для этих же целей использовали лозы винограда, которые, во-первых, быстро растут, а во-вторых отличаются невероятной прочностью. Такие мосты «строили» сразу с двух сторон реки. Посадив в подходящем месте лозы, им давали вырасти до нужной длины, а затем переплетали, соединив посередине. Ученые предполагают, что подобные агро-сооружения люди начали здесь строить еще с XII века, но в некоторых местах ими можно воспользоваться до сих пор – ведь конструкции, построенные из живых растений, не подвергаются разрушению, а только укрепляются в течение всей жизни «зеленого стройматериала». Кроме того, в процессе эксплуатации их можно «омолаживать», добавляя молодые побеги к старым. Так что в древности люди умели действительно выращивать мосты – в прямом смысле этого слова.

Мост из лозы через реку Ия объявлен важным культурным достоянием Японии

Современная Арбоархитектура (или «Стройботаника») – это очень молодое, но бурно развивающееся направление. Основу его заложили в 2005 году американские ученые, которые предложили «выращивать дома», но за реализацию такого необычного строительства взялась команда молодых немецких архитекторов из Института основ современной архитектуры и дизайна университета Штутгарта. Трое энтузиастов основали «Общество развития строительной ботаники» и взялись за первые опытные «постройки». Пока молодые ученые разрабатывают методику построения зеленых домов. Плюсами подобных сооружений ученые считают экологичность и долговечность – ведь живое дерево не подвержено гниению. Кроме того, необычные живые постройки необычно красивы и меняются в зависимости от времени года. К минусам относят долгое «строительство» и недостаточные исследования того, как будет вести себя живая и постоянно меняющаяся система в течение долгого времени, ведь остановить ее рост нельзя.


Постройка многоэтажной зеленой башни – один из последних проектов, созданных арбоархитекторами

Сегодня в качестве «стройматериала» немецкие исследователи чаще всего используют Серебристую иву (Salix alba) и экспериментируют с многоэтажными конструкциями. Для этого первый ряд деревьев высаживается в землю, а более высокие «этажи» — во временные кадки. Для придания всей постройки нужной формы используются легкие металлические конструкции, которые сначала направляют стволы и ветки в нужных направлениях. Постепенно, в процессе роста, деревья с помощью технологии прививки сращиваются друг с другом, превращаясь постепенно в единый древесный «организм». Через несколько лет поддерживающие конструкции удаляются, корни верхних деревьев отрезаются, и вся система начинает питаться только от земли. Таким образом создаются прочные и долговечные несущие конструкции будущего здания.

Vogelbeobachtungsstation – «Станция наблюдения за птицами» в муниципальном парке Вальдкирхена (Waldkirchen), выращенная из белой ивы в 2006-2007 годах

Одним из последних проектов стал целый Собор из живых деревьев, заложенный в 2009 году в Италии талантливым архитектором Джулиано Маури. «Живой собор» (Cattedrale Vegetale) был торжественно открыт в конце 2010 года в коммуне Ольтре-иль-Колле в итальянской провинции Бергамо. Площадь необычного храма составляет 650 кв.м. Пока его буковые стены еще растут в своих деревянных клетках-конструкциях. По задумке архитектора, через некоторое время эти временные «леса» сами распадутся, и 42 деревянные колонны постепенно создадут крышу для этого необычного здания.

«Живой собор» (Cattedrale Vegetale) в Италии

А пока собор в Италии подрастает, немецкие архитекторы уже изучают поведение стен своих строений «в процессе эксплуатации». Кстати, их эксперименты находят не только новых заказчиков, но и партнеров, которых интересуют данные разработки, так что можно ожидать, что со временем наши города станут еще более зелеными, а поговорку про «посадить дерево и построить дом» можно будет немного изменить, ведь дома наши потомки, возможно, будут тоже выращивать.

Футуристическое представление о возможных домах-деревьях будущего от немецких архитекторов (иллюстрации Entwicklungsgesellschaft für Baubotanik, Ferdinand Ludwig/Der Spiegel)

Экологичные здания из необычных материалов – одной из самых современных направлений архитектуры. Так, например, Архитектор из семьи кочевников возводит здания, каждое из которых – экологичный арт-объект

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Что это такое? Арбоскульптура – довольно современная техника оформления ландшафтного дизайна. Она представляет собой различные изделия: постройки, скульптуры, декоративные оснащения – из живых деревьев.

Существует данная дизайнерская находка всего столетие, хотя постройки из деревьев делались значительно раньше. Например, возводились мосты при помощи срощенных деревьев или изгороди. Но все они носили лишь практический, бытовой характер и уже потом переросли в искусство арбоскульптуры.

Придумал ее еще в начале XX века, а именно в 1919 году Аксель Эрландсон, явив миру свое первое творение. А позднее, в 1947 году, им был основан калифорнийский парк под названием «Tree Circus» («Цирк Деревьев»), который является самым ярким и уникальным представителем искусства арбоскульптуры.

Цирк деревьев Алекса Эрландсона.

Попадая туда, человек окунается в интересный, таинственный мир причудливых форм и необычных живых строений из деревьев. Больше всего наводит на мысль, что они были созданы естественным образом самой природой в течение не одного столетия, нежели человеческой рукой и фантазией. Вот таким интересным завораживающим свойством обладает этот вид искусства.

Арбоскульптура своими руками для начинающих

Как в любом виде искусства, так и арбоскульптуре создание произведения начинается с идеи и отражении ее на бумаге в виде рисунков и чертежей. И только после осмысления задумки и обзора на бумаге желаемого результата, а также приведения расчетов можно приступать к выполнению работы.

На выращивание такой скульптуры уходит в среднем до 10 лет. Используют такие виды деревьев или кустарников, которые могут быстро наращивать древесный слой, а также способные срастаться между собой.

Сюда подойдут:

  • ива;
  • береза;
  • клен;
  • граб;
  • черемуха;
  • сикомор;
  • плодовые (слива, яблоня, вишня, черешня) и другие.

Важно: лучше подбирать деревья, хорошо растущие в данной климатической полосе.

Это способствует более продуктивной работе, максимальному избеганию различных сложностей в выращивании культуры. Если же использовать плодовые деревья в арбоскульптуре, то урожая от них ожидать нужно на несколько лет позже обычного. Для одной скульптуры лучше использовать растения одной породы.

Срастания добиваются несколькими способами:

  1. Плотное соединение и закрепление чем-либо стволов саженцев, молодых побегов и т. п.
  2. Прививка дополнительных ответвлений
  3. Переплетение стволов и побегов

Как в случае прививки, так и в остальных деревья образуют прочные сращивания в области соединения.

Важно, что для хорошего срастания нужно использовать участки с более тонкой стенкой коры.

Для закрепления стволов друг с другом используются различные крепежные устройства:

  • мягкая проволока;
  • жгут из резины;
  • кабельные стяжки и другие похожие вещи.

Предметы из таких мягких материалов способны минимизировать вред деревьям от стягивания, при этом со своей крепежной задачей справятся очень хорошо. Срастание может благополучно осуществиться уже через год и крепление лучше всего будет снять, если, конечно, оно к тому времени уже не врастет в коровую ткань. Тогда стоит оставить все как есть, так как деревья способны отлично сливаться с инородными телами. Их кора, как бы обволакивает собой эти предметы.

Также для соединения стволов могут использоваться шурупы-саморезы, направляющий шпалер или проволочные корсеты. В особенности, если требуется более плотное примыкание, необходимое, например, при изготовлении «живой» мебели. Такую мебель можно даже спилить впоследствии для более мобильного использования.

Арбоскульптура из ивы

Ива в арбоскульптуре имеет относительные преимущества, по сравнению с другими деревьями. Она неприхотлива, легка в посадке и размножении и довольно быстро растет. А ее стебли имеют свойство прочно и скоро срастаться. Поэтому ива имеет большую популярность среди мастеров и, в особенности, любителей арбоскульптуры.

На участках оформленных при помощи такой ландшафтной техники можно увидеть множество различных «живых» ивовых изделий. Популярными являются изгороди, беседки, скамьи, навесы, арки или тоннели. Встречаются также и более сложные экспонаты (примеры из ивы — на заглавном фото-коллаже). В целом можно увидеть все, на что только способна фантазия человека.

Среди огромного количества сортов данного растения для арбоскульптуры выделяют следующие:

  • ива остролистая;
  • краснопал;
  • верба красная.

Другие сорта также используются, но значительно реже. Есть сорта, непригодные для данного искусства:

  • ракита или, по-другому, ива ломкая, отличающаяся своей непрочностью;
  • ветла или ива белая, вырастающая в большие деревья длинной до 30 метров, что является очень неудобным в применении к ландшафтному дизайну, так как требует применения дополнительного оснащения и техники.

При изготовлении изделий из ивы лучше всего использовать каркас из проволоки. Из него сооружается основа для будущего изделия, вокруг которой и сажаются ивовые кусты, в последствие, обрастающие вокруг каркаса в нужную форму. Необходимо лишь корректировать ее своевременной стрижкой лишних отростков.

Посадка ивы особых сложностей не представляет. Достаточно воткнуть в разрыхленную землю отрезанные веточки и затем тщательно их поливать. Эти веточки очень быстро дают корни и принимаются, и также быстро начинают расти и обвивать каркас изделия. А остригать дерево можно в любое время года.

Подборка на видео

Подборка потрясающе красивых фото на видео от канала «Компания Красивый сад».

Pleaching – дерево переплетённое

То что раньше было только прерогативой великих поместий — переплетённое дерево или искусство плетения деревьев в потрясающие формы – стало распространённым современным стилем.

Рано или поздно все садоводы понимают, что нет ничего нового под солнцем. Каждый модный стиль посадки, техника или элемент дизайна, это просто переосмысление того, что было раньше. 26-й Национальная Неделя Дерева (www.treecouncil.org.uk) показала хорошую возможность думать о том, что сделать, чтобы старые древесные методы зазвучали в современной обстановке.

Использование архитектуры сада переплетенного дерева, установилось и являлось одним из важнейших аспектов дизайна 17 и 18-го века, в частности, во Франции и Италии. Традиционно используемые для разграничения грандиозных аллей или создания интимных уголков, переплетенные деревья были, до недавнего времени, незаслуженно забыты. Теперь, после их появления на выставке садов в Челси (Chelsea Flower Show), часто в форме «живых изгородей на сваях», энтузиазм техники дерево переплетенное вновь распространяется по всей стране. Также популярны родственные формы таких манипуляций — «потолки» и туннели из деревьев, например, можно увидеть на продажу в больших садовых центрах.

Переплетенное дерево это стиль растущих в линию деревьев, как правило, с прямыми ветвями связанными друг с другом. Они обрезаются по плоской форме при голом стволе. Ветви привязаны на трости или проволоку, чтобы сделать ярусы, а затем регулярно обрезаются, чтобы держать свою форму. Иногда они, естественно, сами себя прививают друг на друга.
Посадка изгороди из переплетенных деревьев стала намного легче в последние годы за счет наличия готовых переплетенное деревьев, импортируемых основном из Италии. Это деревья, чьи ветви уже начали «обучаться» и привязаны к бамбуковой рамке. Даже в этом незрелом состоянии они имеют чётко выраженный строй и сильное влияние в саду. Но, перед их посадкой, важно представить себе, какие они будут через пять, 10 и 20 лет. Оставьте много места для них, чтобы расти.

Внушительный ряд аккуратно подстриженных деревьев выглядит красиво, но требует работы. Главный садовник Jardins du Bâtiment in Thiré, France, Дэвид Мартин из Франции (страны, где вы найдете лучшие образцы техники) говорит, что требуются десятки манипуляций, чтобы получить переплетенное дерево. По его оценкам, команда из трех экспертных садоводов может провести целую неделю, два раза в год, чтобы поддержать формирование аллеи из 50 деревьев.

По материалам www.telegraph.co.uk