Порода першерон лошадь

Происхождение

Формирование данной породы происходило во Франции. Название свое першероны получили в честь исторической родины — провинции Перш. По инициативе общества, следящего за разведением лошадей, в 1883 году была составлена первая племенная книга этой породы.

Точные прародители першеронов не установлены из-за небольшого количества сохранившейся информации. Но большинство селекционеров склоняются к мысли о том, что предками этой породы были нормандские тяжеловозы и восточные жеребцы.

Впервые кони этой породы появились в 732 году после сражения с сарацинами в долине под названием Вулье. Трофеем стали роскошные арабские и варварские лошади, розданные выходцам из Перши, которые сыграли решающую роль в исходе сражения. После трофейные лошади были отвезены в Перш и стали производить потомство с местными тяжеловозами. Результатом скрещивания стали грациозные, красивые, быстрые и в то же время сильные и выносливые першероны.

Некоторые специалисты не согласны с предыдущей точкой зрения и полагают, что представители этой породы являются потомками чистокровных арабских лошадей, которые несколько изменились в облике и комплекции из-за непривычного климата. Данное мнение распространено не широко, т. к. не имеет весомых документальных доказательств.Из исследований профессора Кулешова следует, что представители першеронов в начале 19 в. сильно отличались от современных животных. Он считает, что лошади были выведены не так давно для удовлетворения потребностей покупателей из-за границы. По версии Кулешова, в создании породы принимали участие арабские, булонские и нормандские лошади.

История породы

С 1760 года разведение першеронов стало проходить лучше и эти животные приобрели большую популярность сначала на своей родине — во Франции, а после и в других странах. Но во время революции они были практически утрачены. Череда военных действий оказала негативное влияние на количество особей, а для выведения новых условия в разрушенной стране были неподходящие.

В 1803 году, когда порода была практически утеряна, Наполеон, нуждавшийся в сильных скакунах для своей армии, подписал приказ о восстановлении породы. Немедленно были построены конные заводы, на которых началось возрождение першеронов.

Спустя почти 15 лет во Франции появились первые представители арабских и турецких пород. Их активно начали скрещивать с першеронами, а арабская кровь сделала экстерьер животного таким, какой он предстает перед нами сейчас, в серой масти и с горделивой осанкой.

Также першеронов более других лошадей использовали для нужд общественного транспорта, потому как они обладали прекрасными для того характеристиками: выносливостью, силой и послушанием. Спрос на породу был высоким, и только в Париже использовалось около 10 тыс. першеронов. Представители породы стали разводиться еще быстрее, после чего без них не могли обойтись не только во Франции, но и в других странах, куда першероны активно импортировались.

Внешний вид

Неповторимость першерона состоит в том, что он объединил в себе противоположные признаки своих предков. Эти лошади одновременно мощны и тяжелы из-за крови тяжеловозов, но при этом грациозны и подвижны из-за арабских корней, поэтому они могут совмещать тяжелую работу и быстрый бег. При любом темпе походки эти лошади двигаются мягко и плавно благодаря своему сложению: крепкой грудной клеткой, мощным ногам, горделивой осанке.

Жеребец обладает следующими характеристиками:

  • высота в холке — 163 см;
  • длина туловища — 170 см;
  • обхват груди — 205 см;
  • обхват пясти — 24,5 см.

А для кобылы стандартным считается следующий экстерьер:

  • 160 см в холке;
  • 170 см длина туловища;
  • 197 см обхват груди;
  • 22,5 см обхват пясти.

Эта порода делится на больших и малых першеронов. Последние являются более востребованными из-за своей универсальности, т. к. их комплекция подходит и для выполнения тяжелой работы, и для упряжки в карету. В сравнении с большим, малый першерон имеет более изящное и сухое строение тела.

Большой першерон в своих размерах почти догнал нормандских тяжеловозов. Если для малого першерона 160 см — максимальная высота в холке, то для большого это минимальное значение.

В начале своего разведения эти лошади имели множество мастей, но из-за большего спроса на серую в яблоках она была признана французскими заводчиками приоритетной. Сейчас распространенными являются серые и вороные першероны, изредка встречаются рыжие особи.

Грива у этих животных особенно красива: воздушная, густая и длинная, она является гордостью породы. Хвост посажен низко. В прежние времена хвосты у першеронов обязательно купировали для увеличения комфорта при верховой езде, но вскоре этим вопросом занялась организация защиты животных. Ее представители смогли доказать, что животное испытывает неудобства без полноценного хвоста, т. к. не может защищаться от насекомых. После этого от данной процедуры отказались.

Форма ног у першерона несколько отличается от конечностей других пород. Они плотные, мускулистые, предплечья стандартные. Пясти имеют более короткую длину и мускулистее, чем у остальных лошадей.

Характер и использование

Характер и нрав першеронов является их главным достоинством после удачного телосложения. Они добры, терпеливы, покладисты. В то же время быстры и активны при необходимости. Благодаря быстрой реакции и хорошей сообразительности эти лошади хорошо поддаются обучению. Их чуткость и сообразительность помогают сразу же понимать, чего хочет владелец. Першеронов легко научить и пахать поле, и работать в упряжке, и выступать на цирковой арене. Животное податливое, неагрессивное и всегда ведет себя с присущей породе грациозностью.

Першероны — порода лошадей, которая используется во многих сферах деятельности. На протяжении долгого времени они были лучшими животными, доставляющими почту на дилижансах. До строительства железной дороги они доставляли почту во все части Франции и использовались для этих целей и за границей.

Першероны способствовали стремительному развитию земледелия и сельскохозяйственной деятельности во Франции после революции. Тяжелый вес и мускулы позволяют лошади легко управляться с упряжкой и плугом, а покладистый характер упрощает работу.

С распространением технологий першероны стали вытесняться из многих сфер машинами. Представители данной породы все реже используются как рабочий скот. Но их популярность не падает. Эти лошади все еще представители самых востребованных пород для конного спорта. Они являются украшением любой конюшни и предметом роскоши.

Способность к адаптации

Першероны — лошади, чьим достоинством является отличная способность к адаптации. Животные ощущают себя комфортно почти в любых погодных условиях. Большим преимуществом считается способность першеронов находиться на пастбище практически круглогодично. Они с легкостью выносят похолодания, жару и влагу. В стойла коней загоняют лишь при сильной непогоде.

Першероны быстро адаптируются к любому предлагаемому корму. Лошади имеют сильный иммунитет и стойкость по отношению ко многим болезням.

Неприхотливость представителей данной породы делает их содержание простым и относительно не затратным. Главное для першеронов — теплое и сухое стойло, где они смогут спрятаться от плохой погоды. Уход за животным включает в себя следующие процедуры:

  • осмотры специалиста для профилактики;
  • вычесывание гривы с помощью специальных расчесок с натуральной щетиной;
  • купание или полив из шланга при палящем солнце и духоте;
  • регулярное очищение полости носа и ушей;
  • физические нагрузки и контрастный душ после них.

Корм

Рассчитывать количество потребляемой пищи необходимо исходя из получаемых лошадью физических нагрузок. Чем они больше, тем богаче и насыщеннее ежедневное питание. Весной и летом кони должны пастись на лугу, употребляя свежую траву, т. к. в ней содержатся все нужные вещества для поддержания здоровья животного. В зимнее время трава заменяется сеном.

Рацион першерона должен состоять из клевера или сена, муки, масленичного жмыха. Для того чтобы лошадь была здорова, следует соблюдать ряд правил в кормлении:

  1. Никогда нельзя экономить на фураже. Фураж должен быть качественным и чистым, без плесени и пыли. Комбикорм необходимо хранить в сухой закрытой таре, в которую не смогут проникнуть грызуны и насекомые.
  2. Кормление должно быть частым, небольшими порциями, в противном же случае у лошади могут возникнуть проблемы с системой пищеварения.
  3. В кормушке у животного всегда должно быть много фуражного корма. Он необходим для нормальной работы желудка животного. Если лошадь, находящаяся в стойле, имеет возможность постоянно что-то жевать, то она ведет себя намного спокойнее и не страдает отклонениями в поведении.
  4. Менять питание резко нельзя. Привычный рацион формирует микрофлору в организме животного. Неожиданная смена меню повлечет за собой гибель всех полезных бактерий. На этой почве могут появиться колики и развиться заболевания ЖКТ.
  5. У лошади всегда должна быть свежая вода. Также необходимо следить за чистотой поилок, потому как конь скорее будет мучиться от невыносимой жажды, чем примет плохо пахнущую воду из грязного ведра.

Першероны в России

Первые першероны появились в России в 1891 году. Для разведения отечественных представителей данной породы был выбран Хреновский конный завод. Ближе к 1930 году был построен Таловский государственный племенной рассадник першеронов, занимавшийся выведением жеребцов, которые впоследствии стали бы улучшать чистоту крови при размножении.

В начале войны, в 1941 году все уцелевшие представители породы были вывезены с Хреновского завода. Для них был построен Октябрьский конный завод, находящийся в Ульяновской области. По окончании войны работа над выведением и креплением першеронов была продолжена. Представители Октябрьского завода многократно признавались лучшими на различных конкурсах. Отечественные лошади ставили новые рекорды. Так, кобыла по кличке Слива смогла сдвинуть с места груз весом в 9 тыс. килограммов на 2138 м, установив тем самым новый мировой рекорд.

В конце 2010 года для Октябрьского завода неожиданно настали тяжелые времена. Предприятие было вынуждено продавать принадлежащее ему имущество, в т. ч. и самых лучших особей першеронов. Многие животные находились в болезненном состоянии, некоторые даже погибли, а часть попала в руки случайных людей, не способных обеспечить животным должный уход.

На этом история породы в России могла закончиться, но в 2011 году завод перекупил бизнесмен из Ульяновской области. Поголовье было перевезено на его ферму, находящуюся в Инзенском районе. Оставшиеся лошади были выкуплены из рук частных владельцев. В начале 2011 поголовье составляло всего 34 уцелевшие лошади, но сейчас их количество увеличено в 3 раза.

История формирования породы

Считается, что першеронская порода лошадей берет свое начало от массивных верховых коней, которых использовали в рыцарской кавалерии. Рыцарь был очень тяжелой ношей, поэтому и породы лошадей для них нужны были особенные.

После того как рыцарская лошадь потеряла свою актуальность, тяжелые кони стали востребованы преимущественно как упряжные перевозчики тяжестей.

Определить точно, от кого пошла порода Першерон сейчас сложно. Ретроспективный анализ гибридизации привел к выводу о том, что лошадь Першерон была выведена путем длительного скрещивания восточных лошадей, преимущественно арабских, а также бретонских и булонских пород. Столь сложная гибридизация привела к тому, что першеронская лошадь приобрела такие качества, как:

  • особенную выносливость;
  • сухой тип сложения тела;
  • гармоничность пропорций;
  • массивность, мускулистость и необычайную силу;
  • ловкость, маневренность и даже легкость в передвижении;
  • мягкий ход при любом аллюре.

Эта порода унаследовала от своих арабских предков редкую серую масть, что придало ей особую привлекательность.

Принято считать, что эта порода окончательно сформировалась и начала поддерживаться в качестве стандарта с середины XIX в. С тех пор коннозаводчики стали целенаправленно поддерживать породные качества тяжелых лошадей, а селекционная работа была направлена на улучшение самых ценных качеств этой лошади.

Экстерьер Першеронов

Внешний вид современных Першеронов впечатляет своей мощью, размерами и в то же время гармонией. Эта лошадь не грузная — она большая и сильная. Параметры породы можно выразить следующими цифрами:

  • высота в холке — 162 см у жеребцов, 160 см у кобыл;
  • длина туловища -169 см для жеребца и кобылы;
  • обхват груди — соответственно, 202 и 197 см;
  • обхват пясти — 24,4 и 22,7 см.

Принято считать, что эта порода окончательно сформировалась и начала поддерживаться в качестве стандарта с середины XIX в.

Более подробно породные параметры представлены следующим образом.

  1. Преобладающие масти — серая и вороная, однако могут быть чалая и рыжая.
  2. Как у всех тяжеловесов, голова относительно всей величины тела имеет небольшие размеры, однако отличается особой выразительностью. Лоб выпуклый и широкий, глаза слегка навыкате, уши длинные, нос приплюснутый с широкими ноздрями.
  3. Шея крепкая, широкая, средней длины, хорошо поставленная.
  4. Грива пушистая и очень густая.
  5. В холке наблюдается приподнятость, характерная для сильных лошадей.
  6. Круп длинный, мощный и прямой.
  7. Хвост отличается особой пушистостью и низкой посадкой. В настоящий момент купирование хвостов не практикуется.
  8. Спина, хоть и короткая, но мускулистая, сильная, хорошо поставленная. Именно это свойство обеспечивает ту самую плавность движений и маневренность перемещения.
  9. Грудь одновременно отличается глубиной и широтой.
  10. Ноги очень сильные и мускулистые. Пропорции ног несколько отличаются от таковых у скаковых лошадей. Предплечья обычные, т. е. средней длины, зато пясть короткая и очень крепкая. Суставы отличаются плотной костью, а сухожилия — выносливостью.

Продолжительность рабочей жизни Першеронов может длиться четверть века. Учитывая тот факт, что эта лошадь большая и тяжелая, такой срок оценивается, как большой.

Применение тяжеловозов в наше время

Благодаря замечательным качествам характера этих огромных лошадей любят включать в цирковые программы. Хлопот с ними немного, а зрелище можно создать великолепное.

В наше время эти силачи по-прежнему востребованы в качестве тягловой силы, но уже без всяких рыцарей и турниров.

Использоваться тяжеловоз французской породы может в самых разных работах. Они хорошо зарекомендовали себя на войне, в земледелии, с телегой и даже под седлом в качестве кавалерии. На аналогичных работах применяется и другой красавец-тяжеловоз — бельгийский Брабансон.

Французские Першероны делятся на 2 типа — малые и большие. Представители 1 типа имеют средний рост, быстрый и легкий ход, они хорошо идут под седлом, быстро передвигаются в упряжи.

Першероны 2 типа отличаются более высоким ростом, особой массивностью и мускулистостью. Это настоящие богатыри в мире лошадей, способные тащить телегу, пушку, плуг или несколько прыгающих по широкой спине циркачей. Во время Великой Отечественной войны, не говоря уже о Первой Мировой, тяжеловозы были крайне востребованы как сила, способная перетаскивать артиллерийские орудия и другие военные грузы.

Считается, что тяжеловесы в наше время менее востребованы, чем беговые лошади. Это связано с существованием моды на домашние конюшни исключительно с легкими, быстроходными скакунами. А удел тяжеловозов — сельское хозяйство, а также катание отдыхающих людей в парках и зеленых зонах.

Разведение и торговля Першеронами

Крепкие и тяжелые лошади ценились во все времена, но специально тяжеловесные породы выводили в Европе, точнее, во Франции и Бельгии. В настоящее время самыми известными породами такого типа являются бельгийские Брабансоны. Франция специализируется на Першеронах. Обе страны разводят также и тяжеловесов мелкого калибра — Арденнов. Они значительно уступают по силе и величине Першеронам и Брабансонам, но при этом не утрачивают своих богатырских качеств.

С начала XIX в. началась продажа тяжеловозов из Франции в соседние страны. Торговля проходила бойко, потому что эти лошади прекрасно зарекомендовали себя в самых разных климатических условиях. Особенно Першероны оказались востребованными за океаном — в Северной Америке.

В России интерес к большим тяжелым лошадям всегда был огромен. Огромная территория, сложный рельеф и обилие тяжелой работы на рудниках и лесозаготовках формировали большой спрос на крепких лошадей.

Впервые племенных тяжеловозов из Европы в Россию стали завозить с конца XIX в. Разведением своей большой и сильной лошади занялся Хреновской конный завод, который и сейчас продолжает работать в Воронежской области.

Несколько позже тяжеловозов стали разводить на других конезаводах России, например, в Воронеже и Брянске. В результате селекционной работы российский Першерон приобрел некоторые отличия от французского варианта породы.

Российский тяжелый конь получил название Владимирского тяжеловоза. Работа над своей чистопородной линией была начата после первых закупок знаменитых европейских тяжеловозов: Брабансонов, Першеронов, Клейдесдалей, Шайров.

Выведение породы путем гибридизации проводили на основе как чистопородных экземпляров, закупленных в Европе, так и местных лошадей, обладавших определенными свойствами.

Владимирский тяжеловоз как порода лошадей появился на свет в начале 30-х гг. XX в. Официально порода была зарегистрирована уже после войны — в 1946 г. Над созданием породы работала целая сеть конезаводов Юрьев-Польского и Суздальского районов Владимирской области. Аналогичные селекционные работы проводились и в Ивановской области.

Наибольших успехов в разведении Першеронов достиг Октябрьский конный завод в Ульяновской области. Там поддерживалась чистопородная линия именно от французских производителей. Здесь были самые крупные особи с правильным телосложением, высокой работоспособностью.

Однако российская популяция тяжелых лошадей слишком мала и не может поддерживаться без вливания генов из Европы. Однако последний производитель породы Першерон был завезен из Франции в 1991 г.

Сейчас роль государственных конезаводов в разведении чистопородных лошадей сильно подорвана, поэтому эту функцию на себя взяли преимущественно частные заводчики, которые в силу своего коммерческого положения ориентируются на сиюминутный спрос. Люди же предпочитают покупать легких скакунов, а не потомков рыцарских тяжеловозов.

Для того чтобы купить красавца породы Першерон, не обязательно ехать во Францию. Это можно сделать в России. Мало того, их можно взять в аренду. В финансовом выражении такое временное или постоянное приобретение может обойтись в сумму от 2000 до 10000 долларов.

Стоимость покупки или аренды зависит от многих особенностей лошади. Прежде всего ценится возраст, здоровье, внешние данные, обученность, характер и даже масть.

В наш век двигателей внутреннего сгорания далеко не все отдают предпочтение лошадям как тягловой силе. Бензин, конечно, все время дорожает, однако трактор или автомобиль пока стоит в гараже, забот не требует Лошадь же — существо живое, она требует постоянного ухода и снабжения кормами. Однако у нее перед автомобилем есть 1 несомненное преимущество: она сама размножается. Для некоторых хозяйственных работ труд лошади гораздо более удобен и выгоден, чем использование автомобилей. По крайней мере не надо платить ОСАГО и проходить техосмотр.

Во Франции и Бельгии — родине тяжеловозов эти породы по-прежнему востребованы. Впрочем, речь идет не столько о коммерческой востребованности породы, сколько о поддержке культурных достижений. Ведь Першерон во Франции, а Брабансон в Бельгии — это история и национальная гордость. Эти лошади когда-то сыграли свою значимую роль в 2 войнах. Наконец, это визитная карточка страны, что трудно измерить в денежных единицах. По этой причине для поддержания породы во Франции государство дотирует и поощряет коневодство как национальную особенность хозяйственной деятельности.