Сад картина

Что представляла собой классическая русская усадьба? Прежде всего, для нее выбиралось красивое место, обычно у реки или естественных прудов. На возвышенности главенствовал дом, который был чаще двухэтажный. Перед домом со стороны подъезда формировался парадный двор. По бокам располагались флигели, часто связанные с домом крытыми переходами или колоннадами. С одной стороны от парадного двора размещались скотный и конный дворы, амбары, другие хозяйственные постройки и плодовый сад. С другой стороны обычно возводилась церковь. Рядом устраивался парк. Вблизи дома (на небольшом участке) он был регулярным, состоял из прямоугольных посадок деревьев, цветников, а по удалении от дома превращался в пейзажный, занимавший большую часть усадьбы. В пейзажном парке тянулись аллеи, каскадные пруды с мостиками, располагались павильоны, беседки, скульптуры и другие сооружения, напоминавшие о разных странах и эпохах.

«В 1917 году началась агония… Опустели дома, белые колонны рухнули. Дорожки парков заросли травою… Львы на воротах облезли и обвалились бесформенными кусками… В десять лет создан грандиозный некрополь. В нем — культура двух столетий. Здесь погребены памятники искусства и быта, мысли и образы, вдохновлявшие русскую поэзию, литературу и музыку, общественную мысль… И нет над некрополем надгробного камня», — так писал в 1930 году искусствовед А.Н.Греч, создавший замечательную книгу «Венок усадьбам».

В советское время были уничтожены большинство дворянских усадеб: разрушены усадебные дома и хозяйственные постройки, заросли, заболочены, вырублены и застроены парки. Сегодня полностью уничтожены дворянские усадьбы в Архангельской, Астраханской, Ростовской, Волгоградской, Оренбургской, Кировской областях, а также в Карелии, Удмуртии, Чувашии… В Московской области из 690 усадеб главные дома сохранились лишь в 190, часть из них уже стала руинами. Ветер гуляет меж остатков стен сотен дворянских гнезд по всей стране…

Хорошо, что часть усадеб были заняты санаториями и домами отдыха и пусть и в перестроенном виде, но они радуют нас своей гармонией, но в наиболее сохранившемся виде находятся усадьбы-музеи.

Усадьба Архангельское в Подмосковье.

Данное место известно еще с начала 16 века как Уполозы, имение Алексея Ивановича Уполоцкого. Затем в разные периоды имение принадлежало Шереметевым, Одоевским, Голицыным, а с 1810 года и до прихода к власти большевиков владельцами усадьбы был род Юсуповых. К своему счастью усадьба избежала участи многих иных дворянских поместий и не оказалась разрушенной.

Дубровицы, Подольский район Московской области.

История этой усадьбы берёт своё начало в 17 веке, тогда она становится владением боярина Ивана Васильевича Морозова. После его смерти усадьба переходит в руки к его дочери, которая выходит замуж за князя И.А. Голицына и поэтому затем усадьба принадлежала роду Голицыных. Не смотря на то что это имение в 18 веке переходило из рук в руки, в конце концов в 19 веке оно снова вернулось к Голицыным, владевшим им до самой революции.

Усадьба знаменита не вполне обычным православным храмом. Церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Дубровицах была заложена в 1690 году.

Марьино Голицыных-Строгановых, Ленинградская область.

Усадьба Марьино основана в 1726 году. Наибольшего расцвета Марьино достигло при вдове графа П.А. Строганова Софье Владимировне Строгановой (урожденная княжна Голицына, 1775-1845).

Своим необычным для русской усадебной архитектуры видом здание обязано ученикам знаменитого зодчего Андрея Воронихина. Со смертью знаменитой хозяйки в истории имения завершилась целая эпоха, и впоследствии никто из хозяев не уделял ему столько же внимания. Судьбе Марьино после революции типична для многих дворянских построек России. Богатейшие коллекции предметов искусства были перевезены в Государственный Эрмитаж, а здание несколько раз меняло хозяев. Все это, включая разрушения, полученные в ходе боев во время Великой Отечественной войны, внесли заметные коррективы во внешний вид здания. Самой большой утратой стали внутренние интерьеры, практически не дошедшие до наших дней. В 2008 году бывшая дворянская усадьба Марьино Строгановых-Голицыных в деревне Андрианово Тосненского района Ленинградской области вновь стала частным владением.

Усадьба Марьино князей Барятинских, Курская область.

В Рыльском районе Курской области находится дворцово — парковый ансамбль, усадьба Марьино, родовое поместье князей Барятинских. Князь Иван Барятинский — представитель одной из самых древних и родовитых русских фамилий. Трехэтажный дворец был сооружен в начале XIX века в уникальном уголке природы.

Имение до 1917 года не уходило из рода Барятинских, сохраняя семейные реликвии. В 1918-1919 годах дворец был разграблен окрестными крестьянами. В 1919-1922 годах в Марьино находился сельхозтехникум. Богатейшая библиотека редких книг из дворца была передана в Исторический музей в Москве. В настоящее время эти книги хранятся в Российской государственной публичной исторической библиотеке в Москве. Убранство комнат дворца составили экспозиции Эрмитажа. С декабря 1922 года в усадьбе расположился дом отдыха, а затем санаторий ЦИК СССР.

До сей поры здесь сохранилась великолепная лепнина потолка, мраморные камины, первозданный паркет, предметы старинной мебели и ландшафтный парк. Сейчас в усадьбе находится санаторий Управления делами Президента России.

Середниково в Подмосковье

Усадьба Середниково является знаменитым памятником архитектуры России. Владельцы этой усадьбы носили известнейшие фамилии: Черкасские, Всеволожские, Салтыковы, Столыпины. История Середниково начинается с XVI века. Первым владельцем этой территории считается Чудов монастырь. В 1623 г. царь Михаил Федорович подарил Середниково князю Никите Ивановичу Черкасскому. Основная часть комплекса начала возводиться в 1775 г. при следующем владельце усадьбы сенаторе Всеволоде Алексеевиче Всеволожском. С 1811 по 1825 гг. усадьба перепродавалась несколько раз. В 1825 г. брат бабушки Михаила Юрьевича Лермонтова генерал-майор Дмитрий Алексеевич Столыпин приобретает усадьбу для своей семьи. С этого времени Середниково становится родовым гнездом Столыпиных-Лермонтовых.

После революции в усадьбе была была открыта здравница «Тишина» для членов ВЦИК. В 25-м году усадьбу превратили в санаторий для нервнобольных, который и получил название «Мцыри».
В послевоенные годы в усадьбе снова был организован санаторий – на сей раз для больных туберкулезом, прибывших из мест заключения. Этот период особенно негативно сказался на сохранении архитектурного ансамбля.

В 1992 г. Середниково было передано ассоциации «Лермонтовское наследие», и с этого момента усадьба стала возрождаться. Реставрационные работы проводились по инициативе Михаила Юрьевича Лермонтова – потомка знаменитого поэта и его полного тезки. Очищен пруд в парке, восстановлена центральная часть дома по старым чертежам. Интерьер в комнатах полностью передает прежнее великолепие усадебного комплекса. В настоящее время Середниково можно назвать самым знаменитым парково-усадебным комплексом 18-19 вв.

Валуево, Московская область.

Владельцами усадьбы в разное время были Валуевы, Толстые, Шепелевы, Мусины-Пушкины, Святополк-Четвертинские. История усадьбы уходит в глубь веков. В 1341 году Верительной Грамотой Великий князь Семен подтверждает дарение усадьбы Тимофею Валую, бывшему воеводой у войска князя Дмитрия Донского. Отсюда и название усадьбы. Парадный въезд, господский дом и некоторые другие дошедшие до наших дней постройки были сооружены в начале XIX века. Из всех владельцев подмосковной усадьбы самым знаменитым был граф Алексей Иванович Мусин-Пушкин (1744—1817). Именно при нём здесь и был создан основной архитектурный ансамбль поместья.

После революции Валуево национализировали, мебель и предметы утвари из господского дома вывезли. В усадьбе устроили санаторий, а затем дом отдыха. С 1960 года вплоть до настоящего времени бывшую усадьбу занимает санаторий «Валуево». В 1962—1964 годах произведён реставрационный ремонт, в ходе которого многие постройки приспособили под санаторные нужды.

Русские усадьбы часто привлекали внимание кинематографистов красотой и просторами пейзажей. В конце 1970-х годов в Валуево снимали фильм «Мой ласковый и нежный зверь». Картина вышла на экраны Советского Союза в 1978 году и сразу привлекла внимание зрителей не только своей сюжетной стороной и участием именитых актёров, но и прекрасной музыкой, которую к этому фильму написал композитор Е. Дога. Удивительной природой Валуева проникнут вальс, в мелодии которого слышатся шум вековых деревьев, и журчащая вода каскадных прудов, и пение птиц, и эхо голосов владельцев усадьбы.
Вороново в Подмосковье

В сорока километрах к юго-западу от Москвы находится один из интереснейших дворцово-парковых комплексов Подмосковья — усадьба Вороново, — которая является одновременно памятником архитектуры и русской культуры. История Вороново начинается в конце 16 века. Эта старинная подмосковная усадьба связана с именами видных государственных деятелей, архитекторов, писателей и поэтов. В разное время усадьбой владели А.И.Воронов-Волынский, Воронцовы, Д.П.Бутурлин, Ф.В.Ростопчин и наследники, Шереметьевы. Последний владелец Воронова граф А.П.Сабуров.

В 1812 году усадьба была сожжена московским градоначальником Растопчиным после занятия Москвы французами. Считается, что все художественные сокровища погибли в огне… Но в этой истории есть загадка. Свидетелей гибели дворца удивило, что среди пепла и руин не оказалось мраморных и бронзовых скульптур, которые не подвластны пламени. Вероятно, какая-то часть ценностей усадьбы была где-то заблаговременно спрятана. Но где? Исследователи вороновской загадки указывают на глубокие подземные лабиринты, связывавшие все усадебные постройки между собой. Действительно, остатки каких-то подземных сооружений не раз обнаруживали на территории усадьбы, но тайна Воронова до сих пор не раскрыта… Затем усадьба перепродается несколько раз и, в конце концов, становится собственностью Шереметьевых. Тогда, в конце XIX века, начинается ее восстановление. Шереметьевы построили новый дом, привели в порядок окружающие его земли, и в таком виде усадьба просуществовала до 1949 года, когда ее перестроили под дом отдыха, который работает до сих пор.

Введенское в Подмосковье

Среди исторических усадеб Подмосковья имение Введенское, упоминаемое в документах еще с 1504 года и принадлежавшее в разные годы Шереметевым, Лопухиным, Голицыным и другим представителям знатных русских родов, выделяется своей особой поэтичностью и прекрасной сохранностью.

Двухэтажный кремовый особняк с колоннами, парадный двор, окаймленный липами, старинный парк, изящная церковь на берегу Москвы-реки были построены по проекту выдающегося архитектора Николая Львова.

Именно это место в середине прошлого века выбрал режиссер Сергей Бондарчук для съемок киноэпопеи «Война и мир». Сегодня в исторической усадьбе размещается санаторий «Звенигород»

Горенки

Усадьба Горенки (г. Балашиха) — одна из самых больших по масштабу подмосковных усадеб. Владельцы: Плещеевы (1623-1693), Хилков П. Ю. (1714), Разумовские (1747- 1812), Юсупов и Волков, Пантелеев (1852), вторая половина XIX в. — нач. XX в. фабрикант Третьяков и его наследники, до 1917 г. — Севрюгов. Все при ней — и размах территории, и грандиозность замысла, и впечатляющее архитектурно-ландшафтное исполнение. На ее долю выпало несколько завидных ролей: любимое имение Петра Второго, первое русское Ботаническое общество, образцовый дворцово-парковый ансамбль в стиле классицизма — с английским парком, системой прудов, островами, мостиками, беседками и кордегардиями… Увы, от былого величия следы если и остались, то довольно жалкие.

Сейчас в Горенках уцелели почти все постройки, но их состояние удручающее. Архитектурному комплексу был нанесён непоправимый урон непродуманной хозяйственной деятельностью, расположенного здесь противотуберкулёзного санатория «Красная Роза». Обветшавший парк наполовину вырублен. Малые архитектурные формы давно бесследно исчезли, так же как и бронзовые орлы с парковой лестницы.

Знаменское-Раёк, Тверская область

Ансамбль усадьбы Знаменское-Раёк является вершиной творчества зодчего-самородка Н.А. Львова. Его ядро составляет господский дом, четыре флигеля, и триумфальные ворота, объединённые колоннадами.

Дворцово-парковый ансамбль был создан в конце XVIII века, когда усадьба принадлежала видному вельможе екатерининского времени, сенатору, генерал-аншефу Ф.И.Глебову-Стрешневу. Для постройки было выбрано возвышенное место в излучине реки Логовежь. Строительство началось в 1787 году и продолжалось несколько лет.

Вероятно, дом был расчитан на великосветские приемы, о чем говорит его планировка: овальный входной вестибюль, парадная лестница, центральный зал, перекрытый двойным куполом. По преданию, усадьбу посетила Екатерина II, в столовой имелось почетное место, над которым висел ее портрет. Был спланирован великолепный пейзажный парк с беседками, павильонами, прудами, купальнями, гротом. Сейчас дворцовый ансамбль, находящийся в процессе медленной реставрации, тихонько ветшает. Парковые постройки разрушаются, пруды заросли и стали похожи на лесные озера.

Восстановленный флигель, в котором сейчас размещаются гостиничные апартаменты:

Остафьево в Подмосковье

Окончательно архитектурно-парковый ансамбль усадьбы сложился при Андрее Ивановиче Вяземском. В Остафьево приезжали А. И. Тургенев, В. Л. Пушкин, В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков, В. К. Кюхельбекер, А. С. Грибоедов, Д. В. Давыдов, А. С. Пушкин, А. Мицкевич. Кстати, говорят, что именно в Остафьеве Пушкин впервые читал последние главы «Евгения Онегина». В 1898 году Остафьево приобретает Сергей Дмитриевич Шереметев. Он устраивает в Остафьево музей, проводит реставрацию главного дома и устанавливает памятники тем, с кем связана история усадьбы.

Сын Сергея Дмитриевича, Павел Сергеевич Шереметев после национализации усадьбы в 1918 году стал директором музея Остафьево, до тех пор пока в 1928 году его не уволили и не выселили из усадьбы. В 1931 году из музея делают базу отдыха, но в 1989 году Остафьево вновь становится музеем. Сейчас в усадьбе ведутся реставрационные работы.

Суханово

Усадьба Суханово — одно из тех роскошных некогда владений, которые сейчас пребывают в упадке и запущении.

Сменив на своём веку нескольких видных хозяев, Суханово приобрело известность как имение князей Волконских, которые владели им достаточно долгое время и сформировали тот облик усадьбы, в котором она частично дошла до наших дней.

Начало советского периода для усадьбы ознаменовалось упадком: в годы Революции и Гражданской войны отдельные сооружения были разрушены и разграблены. В советские годы, как и во многих других усадьбах, здесь ютились разные учреждения, сейчас же располагается лицей и дом отдыха Союза Архитекторов.

Степановское-Павлищево, Калужская область

Имение основано во вт. пол. XVIII в., боярами Степановыми. Одной из последних представительниц рода, кому принадлежала усадьба, была Елизавета Платоновна. Она вышла замуж за инженера В.А. Ярошенко, брата известного художника-передвижника — Н.А. Ярошенко.
«Супруги Ярошенко называли свою усадьбу «Лесная дача» и приезжали в Степановское-Павлищево только летом. В переустройстве усадьбы активное участие принимал Василий Александрович Ярошенко, который, будучи инженером-строителем по образованию, возможно, являлся и архитектором — автором проекта знаменитого усадебного дома-дворца, построенного в период 1895—1899 годов.

После революции усадьба Степановское-Павлищево была национализирована. Из главного дома в Павлищеве были вывезены произведения живописи, которые поступили в Калужский художественный музей, открытый за год до этого. В советское время усадьбу занимали санаторий и пионерский лагерь. В 1980-е предпринимались попытки консервации состояния усадебного дома, но после сильного пожара он был заброшен и разгромлен. Сегодня усадьба находится, по непроверенным данным, в частной собственности, и в полном запустении. В какой-то период велась реконструкция, но так и не была завершена.

А так эта усадьба выглядела раньше:

Заброшенная усадьба графа Орлова Семёновское-Отрада, Московская область

Во времена Советского Союза задание усадьбы было использовано в качестве санатория КГБ и считалось одним из самых благополучных и закрытых. В наши дни она включена в список «100 уникальных памятников мира, которым грозит разрушение». Несмотря на разрушенное состояние, усадьба Орловых поражает своим великолепием и размахом.

В 1770-х годах граф Владимир Орлов решил поселиться в селе Семёновском и дал ему название Отрада. Он хотел, чтобы его владения были похожи на поместья английских лордов, именно поэтому архитектура и размах усадьбы настолько величествен.

После кончины графа Орлова усадьба перешла в собственность его внуку. После смерти Орлова, усадьба не прекратила свою жизнь. Здесь в течение 150 лет хранилась библиотека и телескоп Ломоносова М.В., кроме того в отраду приезжали Тютчев Ф.И., Болотов А.Т., Чехов А.П., Бунин И.А. и многие другие.

В середине 80-х годов прошлого столетия здесь были начаты реставрационные работы: отреставрированы паркетные полы, открыты старинные росписи, восстановлены изразцовые печи. Но в наше время усадьба снова заброшена и постепенно разрушается.

Гребнево в Подмосковье

Гребнево – один из самых грандиозных усадебных ансамблей конца XVII – первой трети XIX веков. Настоящее дворянское гнездо, где успели пожить и Трубецкие, и Бибиковы, и Голицыны. В имение заглядывали известные русские литераторы: поэты Державин и Жуковский, писатель-революционер Радищев, журналист и книгоиздатель Новиков.

Ворота усадьбы оформлены в виде классической триумфальной арки.

В 1919 г. усадьбу национализировали и устроили санаторий им. Н. Семашко для туберкулезных больных. В 1960 г. усадьбу объявили историко-архитектурным памятником республиканского значения. Долгое время здесь был Щелковский техникум электровакуумных приборов, затем подсобное хозяйство НИИ «Платан». Усадьба несколько раз реставрировалась. В конце 1980-х — начале 1990-х гг. в восточном флигеле усадьбы размещался Историко-культурный центр, включавший выставочный зал, школу эстетического воспитания и художественную студию. В это короткое, но счастливое время в усадьбе проводились концерты мастеров искусств и выставки картин Н. Рериха и К. Васильева, на берегу пруда устраивались многолюдные праздничные гулянья. Реставрация дворца близилась к завершению, когда в 1991 году при невыясненных обстоятельствах в нем происходит пожар, уничтожающий не только интерьеры, но и перекрытия с крышей, оставляющий лишь голые обожженные стены…

В 2007 года в усадьбе произошел новый пожар, в результате которого часть усадьбы ещё больше пострадала. С 2008 года планировалось восстановление усадьбы силами частных инвесторов, однако из-за различных бюрократических сложностей найти желающих так и не получилось.

Зубриловка, Пензенская область

Главный дом усадьбы князей Голицыных-Прозоровских. 1780-е гг. Одна из лучших усадеб 18 века превращена в руины за последние годы.

Пущино-на-Наре, Московская область

Главный дом усадьбы князей Вяземских. Эти романтические руины еще в 1970-х гг. были действующим домом отдыха.

Алексино в Смоленской области.

«Пятая гора», Ленинградская область

Построенное в 1820 году имение Якова Брюса, известного сподвижника Петра, разрушено почти до основания — хорошо сохранилась лишь круглая Троицкая церковь, ворота от старого парка и остатки хозяйственных зданий. Церковь-ротонда очень впечатляюще возвышается над пустынным пространством бывшей усадьбы.

Вот лишь небольшая часть этих впечатляющих сооружений, дошедших до наших дней. Но даже и в таком полуразрушенном состоянии они поражают своей величественной красотой и гармонией.

В Великобритании вышла книга историка садов Джеки Беннетт «Сады художников: тайные места, вдохновившие великое искусство» (Jackie Bennett. The Artist’s Garden: the Secret Spaces that Inspired Great Art. Quarto Group; White Lion Publishing, 2020). Книга посвящена 20 великим художникам, от Рубенса до Моне, и тем садам, которыми они владели. Мы решили вспомнить самые интересные сады в русском искусстве и рассказать, какие места и усадьбы особенно любили наши пейзажисты.

Сады XVII столетия

Где увидеть сады, которые цвели до прихода светской живописи на Русь? Пожалуй, только на фонах икон и фресок. Знаменитая икона «Вертоград заключенный» (1670-е) мастера Оружейной палаты Никиты Павловца из Государственной Третьяковской галереи представляет аллегорическое изображение девственной Богоматери в виде запертого сада (hortus conclusus). Клумбы позади Марии выверены по линейке; ученые считают, что иконописец вдохновлялся регулярным садом своей эпохи, скорее всего, царским садом поблизости от Кремля.

Сады золотого века Российской империи

Пророком садоводства в России стал Андрей Тимофеевич Болотов, создатель первого в стране пейзажного парка. И до него здесь разбивались грандиозные сады — но все это делалось в императорских резиденциях, с версальским размахом и на французский манер, то есть по линейке, «регулярно». А вот

английские сады, имитирующие непредсказуемость природы, к нам ввез именно Болотов. Созданный им парк в Богородицке, бывшей усадьбе графов Бобринских, существует до сих пор. А альбом его сына Павла Болотова с рисунками различных видов этого сада — важнейшая веха в истории русского садового искусства.

Ампирные сады

Долгое время считалось, что «Урожай» — картина анонимного художника, видимо крепостного живописца, и изображает она поместье в Курской губернии, принадлежавшее князьям Барятинским. В золотой век русских усадеб, начавшийся с Петра III и Екатерины II, появляется все больше таких поместий с прекрасными парками — в основном английскими, по тогдашней моде — и цветниками, наполненными растениями, нередко привезенными из далеких теплых стран. Картин с подобными пейзажами тоже немало, и многие из них действительно созданы крепостными живописцами. Некоторые до сих пор остаются анонимными, другие, как подписанные Григорием Сорокой виды поместий Милюковых, висят на почетных местах в музеях.

Зимние сады

«Чтобы не мерзнуть, на зиму надобно уезжать в Россию», — писала в мемуарах французская художница Элизабет Виже-Лебрен, оказавшаяся здесь в конце XVIII века. Ее восхищало, насколько хорошо мы приспособились к холодам. В восторг ее приводили и дворцовые зимние сады: «Русским мало, что у них зимою в комнатах весенняя температура; ко многим комнатам примыкают стеклянные галереи, наполненные самыми лучшими цветами, какие у нас появляются лишь в мае месяце». К сожалению, Виже-Лебрен, писавшая Екатерину Великую и ее семью, не оставила нам зарисовок повседневного быта императорской фамилии. Зато созданный по приказу Екатерины висячий сад с миртовыми и апельсиновыми деревьями в кадках можно разглядеть на акварелях Эдуарда Гау, сделавшего сотню рисунков с изображением интерьеров Эрмитажа, в том числе и этого, такого непривычного.

Подмосковные усадьбы

Усадьба Абрамцево, принадлежавшая меценату Савве Мамонтову, стала пристанищем для многих художников второй половины XIX века, здесь работали Врубель, Левитан, Нестеров, Поленов, Репин, Серов и другие. Но мало кто «портретировал» ухоженный абрамцевский сад. Художников гораздо больше интересовали окружавшие имение дикие леса и поля (например, тут писал этюды пруда для фона своей «Аленушки» Виктор Васнецов). Впрочем, сохранилось и несколько картин с изображением цветников и газонов этой подмосковной усадьбы. Например, «Цветник в Абрамцеве» (1880-е) кисти Александра Киселева. Теперь усадьба превращена в музей, и можно собственными глазами оценить, сколько примет того времени здесь сохранилось. А вот «Бабушкин сад» Василия Поленова уже не найти: он писал особняк и палисадник в одном из арбатских переулков, позади церкви Спаса на Песках, той самой, что запечатлена в «Московском дворике».

Сады Серебряного века

Поэты Серебряного века питали особую любовь к сирени. Скажем, в стихотворениях Игоря Северянина, как дотошно подсчитали филологи, она встречается 68 раз, из них 16 — в заглавиях. А в живописи запечатлеть «глубокий обморок сирени», как позже напишет Осип Мандельштам, лучше всего удалось, конечно, Михаилу Врубелю. Заросли сирени на его картинах имеют четкий адрес. Это хутор Ивановский (ныне село Шевченко), принадлежавший художнику Николаю Ге, женатому на тетке Надежды Забелы-Врубель. Имение, которое можно увидеть и в произведениях Ге, находилось в Черниговской губернии, недалеко от Нежина, близ станции Плиски. В гостях там бывали Мясоедов, Репин, Серов, киевские художники — ученики Николая Мурашко.

Мелкопоместные усадьбы

Любимой «натурщицей» известного пейзажиста Сергея Виноградова, которую он писал со всех возможных ракурсов, была усадьба Головинка в Тульской губернии (сейчас Мценский район Орловской области), принадлежавшая Елене Дмитриевне Мамонтовой, жене Всеволода Саввича Мамонтова. Савва Мамонтов к тому времени уже разорился, и сын его вел скромную жизнь, работая страховым инспектором, и развлекался только большой псовой охотой, которую завел в Головинке. Имение было небогатое, но цветники имело весьма ухоженные, и всегда там было много гостей. Один раз пришел Лев Толстой (живший за 6 верст, то есть в 6,5 км), но неудачно, и оставил записку: «Был в Головинке, но никого не застал, жаль. Лев Толстой». Все расстроились.

«Вишневые сады»

Если Сергей Виноградов писал обжитые, ухоженные поместья и сады, где еще кипела жизнь, то Виктор Борисов-Мусатов вошел в историю русского искусства как певец совсем других усадеб — угасающих, опустевших, полных туманных призраков дам в кринолинах. Он любил сады, которые были разбиты в XIX, если не в XVIII веке, а в его время зарастали и дичали. Главным местом, связанным с именем этого художника, является Зубриловка — усадьба Голицыных в Поволжье. Борисов-Мусатов будто предвидел ее печальную судьбу и разрушение.

Советские дачи

Хотя концепция дачи возникла еще в XIX веке (вспомним рассказы и Антона Чехова, и Аркадия Аверченко), картин, изображающих дачные сады до революции, практически нет. Наверное, художникам больше нравилось приезжать «на все готовое» в чужие богатые поместья и там рисовать, чем снимать

небольшие дачи самим. В советское время жизнь кардинально поменялась: художники стали писать свои личные сады и дачи (если им посчастливилось их иметь). Кроме того, приусадебные участки стали важны не только как источник красивых цветов, но и как место для плодовых деревьев и огорода. Некоторым везло иметь дом с землей прямо в черте Москвы — как в знаменитом поселке художников «Сокол». А вот Дмитрий Жилинский 27 лет прожил в коттедже в Новобутакове (Химки), купленном у Олега Прокофьева после смерти его жены, искусствоведа Камиллы Грей. «Выйдешь за порог — и уже в лесу, речка рядом, парк», — вспоминал художник.

Поддержание традиций

В XXI веке традиция иметь свою землю, украшать ее, сажая цветы и деревья, а также писать об этом картины (или делать видеоинсталляции) остается неизменной. И конечно, надо не забыть про обустройство хорошего дома (как на картине Татьяны Назаренко 2011 года «Строительство дачи»), чтобы было где отсидеться в интересные времена.

В 1867 году в Словаре живого великорусского языка В.И.Даль определил усадьбу как
«господский дом на селе, со всеми ухожами, садом и огородом»

Картинка из интернете – кто автор, мне неизвестно. Но настроение красивой жизни предано на полотне ярко и объемно. Так и хочется войти в картину и пристроиться у стола со своим складным стульчиком.
Но давайте немного отвлечемся от «красивого» и посмотрим «объективным взглядом» ….
Вот какими красивыми словами описывают усадьбы наши современники. Я выбрал навскидку фрагменты из разных работ, посвященных русской усадьбе:
— «деревянные русские усадьбы поражают нас своей красотой и вызывают нечто вроде тоски по чему-то очень родному и близкому, но потерянному задолго до нашей эпохи».
— «Мир дворянских усадеб… Мир бесконечно красивый, богатый, разнообразный, со своими традициями, укладом, культурой… Именно здесь, вдали от городов, в тиши уединения и рождались лучшие произведения русской прозы, поэзии, живописи… «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья», как писал Пушкин. Мир, безжалостно стёртый кровавой волной XX века, давно уж канувший в лету»
— «Так постепенно идеальный мир обретал в усадьбе реальность. Около двух столетий жизнь дворянина начиналась в усадьбе, протекала в ней и часто заканчивалась здесь же. Жизненный круг делился не только временно, но и пространственно. В усадебной жизни всегда большое значение уделялось интерьеру и убранству помещений»
— «Всякая дворянская усадьба – это в определенной степени музей, поскольку в ее стенах столетиями накапливались огромные исторические и художественные ценности – картины, книги, гравюры, мебель, фарфор, семейные архивы. Все это собиралось и веками бережно хранилось. В барских особняках таились несметные, составленные несколькими поколениями просвещенных людей собрания книг, рукописей, картин, мебели, оружия, фарфора… Настоящие «сельские эрмитажи»! А люди, которые жили в усадьбах! Как много среди них было по-настоящему талантливых писателей, поэтов, композиторов, художников!»
Можно привести еще десятки правильных слов из статей. Но во всех этих красивых фразах каждый автор старается видеть русскую историю как бы только «с одной стороны». С нарядной стороны. Вот и строки из Пушкина кто-то привел, но – фрагмент, потому что стихотворение посвящено совсем другим проблемам. А что там дальше пишет наш Александр Сергеевич о жизни в дворянской усадьбе? Давайте откроем том стихотворений и найдем то самое. И почитаем…..
«Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого владельца.
Здесь тягостный ярем до гроба все влекут,
Надежд и склонностей в душе питать не смея,
Здесь девы юные цветут
Для прихоти бесчувственной злодея.
Опора милая стареющих отцов,
Младые сыновья, товарищи трудов,
Из хижины родной идут собой умножить
Дворовые толпы измученных рабов»
Дворянские усадьбы создавались и цвели в эпоху крепостного права. В эпоху жесточайшей эксплуатации.

Пукирев В.В. Сбор недоимок
И уже во второй половине XIX века начали разрушаться и исчезать. А ХХ век и события 1917 года только продолжили начатое, когда «проснувшийся народ» начал создавать свою историю. Новую историю. Не будем винить его за это. Хотя бы потому, что это НАШ народ, и мы, сегодняшние — такие знающие и такие умные – всего-навсего дети своего народа.
А немного понастольгировать о прекрасных усадьбах и о прекрасной жизни в них – это всегда пожалуйста.
С превеликим удовольствием.
Сегодня в интернете сотни страниц посвящены усадьбам.
Читайте, наслаждайтесь, завидуйте, и представляйте себя барином на лужайке перед своим усадебным домом. Вряд ли кто из вас захочет представить себя на месте бесправного русского крестьянина…. ведь верно?
…………………………………………………………………………………………
P.S. Работа задумана большая. В качестве первой части я использовал ранее показанные материалы, но уже под более широким углом обзора. И теперь есть идея показать внутреннюю трагедию русской усадьбы и объективные причины ее заката. И хотя бы в общих чертах обозначит основные этапы разрушения и их причины.
Часть 1 – мир русской усадьбы
Часть 2 – разрушение усадеб в 1905 -1917 годы
Часть 3 – первые декреты Советской власти по охране усадеб (берегите народное достояние!)

Александр Яковлевич Головин.
«Нескучный сад».
1910-е.

Сад:

Участок земли, засаженный деревьями, кустами, цветами, обычно с проложенными дорожками.

При доме был разбит большой сад, вдоль и поперёк разделённый дорожками на равные куртинки, в которых были насажены вишнёвые деревья. (М. Салтыков-Щедрин. Пошехонская старина.)

Ботанический сад – научное и культурно-просветительское учреждение, в котором изучаются и демонстрируются различные растения.
Зимний сад – специальное помещение в доме, обставленное живыми растениями.

Словарь русского языка. Москва, «Русский язык». 1984 год.

* * *

Анри де Тулуз-Лотрек.
«В саду папаши Фореста».

Анри де Тулуз-Лотрек.
«Рыжеволосая девушка в саду Фореста».

Анри де Тулуз-Лотрек.
«Жюстина Диель в саду Фореста».

Анри де Тулуз-Лотрек.
«Женщина в саду».

Анри де Тулуз-Лотрек.
«Мадам Тапье де Селейран в саду».

Анри де Тулуз-Лотрек.
«Женщина в саду месье Фореста».

В. В. Громов.
«Монастырский сад».

В. Лангер.
«Лицейский садик».

А. Иткин.
«Юный Пушкин в садах Лицея».

Валентин Александрович Серов.
«А. С. Пушкин на садовой скамье».

Е. А. Устинов.
«Пушкин с женой в саду».

Василий Васильевич Верещагин.
«Садовая калитка в Чугучаке».
1869-1870.

Василий Владимирович Сухов.
«Осенний сад».

Василий Дмитриевич Поленов.
«Бабушкин сад».

Иван Иванович Шишкин.
«Уголок заросшего сада. Сныть-трава».

Клод Моне.
«Уголок сада в Монжероне».
Около 1876.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Клод Моне.
«Дама в саду Сент-Адресс».

Клод Моне.
«Сад в Бордигере».

Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Клод Моне.
«Сад».

Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Клод Моне.
«Женщины в саду».

Клод Моне.
«Женщина, сидящая в саду».

Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Джованни Больдини.
«Женщина, сидящая в саду».

Джованни Больдини.
«В саду».

Джованни Больдини.
«В саду».

Джованни Больдини.
«В саду».

Альфред Генри Маурер.
«В саду».

Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Иван Соколов.
«Сбор вишни в помещичьем саду».

Иероним Босх.
«Сад земных наслаждений».

Исаак Ильич Левитан.
«Садик в Ялте. Кипарисы».

Исаак Ильич Левитан.
«Сад в снегу».
1880-е.

Исаак Ильич Левитан.
«Ранняя весна. Ботанический сад».

Исаак Ильич Левитан.
«Сад».

Эжен Буден.
«Сад».

Эжен Буден.
«Мадам S с детьми в своём саду в Трувиле».

Эжен Буден.
«Фервак, сад и дом господина Жаке».

Эжен Буден.
«Цветы и фрукты в саду».

Карл Блехен.
«Вид на крыши и сады».

САД

ЖИВОПИСЬ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ.