Седло для лошадей

+ВИДЕО. На диком западе ковбои сутками ездили на лошадях, что могло повлечь поездку в закат острой болью, что и привело к изобретению ковбойского седла. Большое и крепкое оно было сделано по прообразу тех, которыми пользовались конкистадоры и делала погоню за коровами гораздо менее болезненной.

Сегодня ездоки все еще крепят ковбойское седло, которое в отличие от английского более удобное и поводье можно держать одной рукой, а не двумя. Контуры седла более четкие для большего комфорта. На таком седле есть выступ для наматывания узлов. Все начинается с каркаса из фанеры, покрытого недубленой кожей. Ремесленник вырезает полы седла и другие детали гидравлическим прессом. Сиденье вырезается вручную специальным головчатым ножом. Сиденью выделяется особое внимание, так как оно делается под конкретную лошадь. Края каждой выкройки стачиваются, чтобы ее можно было точно подогнать к каркасу — эта техника называется стачивание. Он мажет выкройку из кожи для ствола рукоятки клеем. Затем он подгоняет выкройку, заворачивая остаток на изнанку. Он накладывает верхушку на обод и обжимает края вместе. Затем собирает гвоздики намагниченным концом молотка, вбиваючи каждую шляпку прямо в дерево. Толстая вырезка из кожи скрывает шляпки гвоздиков. По периметру вырезается канавка и проделывают в коже отверстия, чтобы слои кожи было проще сшить между собой. Мастер использует 2 иглы, чтобы фиксировать стежки, это закрепляет шляпку и придает рукоятке опрятный вид. Чтобы закончить ручку он срезает остатки кожи специальным раздвоенным ножом. Нужно покрыть отдельные участки каркаса кусками кожи. Часть кожи стачивается, чтобы улучшить форму, затем кладет обшитой кожей кусок жести и прибивает ее гвоздями, это добавляет седлу жесткости.

Работа продолжается, края кожи снова стачиваются, чтобы не нарушать контуров сиденья. На сиденье накладывается еще кусок кожи, а потом все тщательно полируется. Затем он прибивает кусок кожи вокруг рукоятки. Это место называется холмик. Затем кусок кожи крепится сзади — эта часть называется лука. После удаления излишков кожи ремесленник использует этот инструмент для выравнивания краев, это выравнивает седло, чтобы оно не натирало ни ездоку, ни лошади. Следующий рабочий погружает седло в воду, это делает кожу мягкой, поддатливой, позволяет придавать ей форму. Он кладет ее на каркас и притягивает ремнем, высохнув, оно застывает в форме каркаса. Он формует заднюю часть сиденья и закрепляет кожу для высушивания. Затем он приклеивает сиденье к каркасу, но много еще предстоит сделать, прежде чем седло будет готово к поездке.

Ковбойские сиденья не просто сбруя, они могут представлять собой произведение искусства с гравировками по коже, эта традиция берет начало на диком западе, когда седло было показателем статуса и богато украшены серебром седла указывали, что их владелец птица высокого полета. Седельщик теперь приталивает сиденье прямо к луке, он обжимает края, чтобы сделать так называемый рулон Шаян — это племя индейцев. Он намечает измерения с помощью циркуля, а затем ножом доводит дело до конца. Деревянным штифтом он снова вдавливает кожу в каркас для улучшения контура. Чтобы закончить рулон Шаена он прошивает нитью 4 слоя кожи. Нить — это искусственное сухожилие, крепкий нейлон, который делает шов практически вечным. Теперь черед художника, который наносит цветочный узор на подол седла. Он с легкостью использует богатый набор инструментов, как например этот бекграундер или вытачивание канавок вдоль рисунка. Опрыскивание водой смягчает кожу, делая ее более пригодной для работы. Далее мастер устанавливает металлические пластины на обеих сторонах подола — это часть седельной сбруи, которая нужна для крепления ее к лошади, так что очень важно, чтобы эти пластины крепко держались за кожу. Каждая пластина крепится несколькими заклепками, которые затем вбиваются, чтобы не было острых краев, которые будут досаждать лошади.

Затем седельщик наносит клей на обратную сторону подола, чтобы приладить выкройку задней части или приклепать ее. Вот он приклеивает и клепает верхушку подола к основной части. Теперь нужен кусок овечьей кожи оборотной стороной. Приклеить заднюю часть подола, чтобы меховая часть овечьей кожи соприкасалась с лошадью, все это для удобства лошади. Седельщик пришивает подол к овечьей кожи с помощью швейной машины с очень крепкой иглой. Потом он срезает излишки овечьей шкуры следуя контурам подола, чтобы уменьшить объем шерсть состригается по краям. Затем он сплетает шнурки из жгутов называемые латига, они скрепляют обе части подола вместе, а позже будут крепить их к самому седлу. Шнурок пропускается под самим узлом для закрепления. Затем он наносит большое количество клея на кожаное покрытие стремена, оно сделано из дуба, выполнено в форме подковы, затем усилено полоской жестью. Он придавливает кожу к стремени и прикручивает сверху металлическую прокладку, теперь пора присоединить подол к каркасу, мастер продевает шнурок в соответствующие петли и крепит все к седлу. Другая работница смазывает все специальным маслом Для придания седлу особого цвета и его сбережения. Масло также подчеркивает рисунок и выделяет гравированный орнамент. От начала и до конца процесс производства такого седла занимает 40 часов, современные ковбои откатают на нем не одну тысячу км, все, что теперь нужно — это лошадь. Лошадь — королевство за лошадь.

С. РОМАНОВ, по материалам научно-популярной передачи «Как это работает?»

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

​Вестерн-седло и его составляющие

В этой статье мы покажем, как выглядит ковбойское седло, и из чего оно состоит. Каждая часть и деталь вестерн-седла имеет не только чисто эстетическое, но и строго функциональное назначение. Три наиболее важных составляющих — это ленчик, сиденье и крепление подпруг. Если эти три составляющих сделаны правильно, есть шанс получить хорошее, качественное седло. Если хотя бы одна из них сделана неверно, седло никогда не будет правильным.

Одна из самых важных деталей седла, его основа, хотя и невидимая в готовом седле — это ленчик (saddle tree). Без качественного ленчика Вы никогда не получите качественного вестерн-седла.

Задача ленчика — равномерно распределить вес всадника по спине лошади. Вес всадника распределяется за счет полок, поэтому, чем равномернее они прилегают к спине лошади, тем комфортнее будет для нее седло. Расстояние между полками должно быть достаточным для того, чтобы седло не давило на позвоночник, а высота и ширина вилки — достаточными для того, чтобы не было давления на холку и плечи лошади.

Деревянный ленчик

радиционно ленчики для вестерн-седел делались из дерева (отсюда английское название tree, что одновременно означает и «дерево», и «ленчик»). В производстве ленчиков используются относительно мягкие породы дерева, способные на определенную гибкость: желтая сосна, бук, ясень, тополь и т.п.

Деревянный ленчик дополнительно укрепляют, обтягивая сыромятной кожей, кожей буйвола, либо стекловолокном.

  • Сыромятная кожа (Rawhide): После того, как деревянный ленчик готов, он покрывается куском мокрой сыромяти, которая, высыхая, обтягивает дерево, делая его очень прочным и слегка упругим, что позволяет поглощать удары и выдерживать огромную нагрузку, а также защищает дерево от пота и погодных неприятностей.
  • Кожа буйвола (Bullhide): обычно более плотная и толстая, чем сыромять. Считается, что ленчик, покрытый кожей буйвола, получается более прочным и при этом, из-за толщины кожи, лучше обминается по спине лошади. Такие ленчики считаются лучшими.
  • Стекловолокно (Fiberglass): относительно недавнее нововведение в шорном деле. Стекловолокно показало себя очень долговечным материалом, хорошо способным защитить деревянные части ленчика. Это более экономичный вариант, чем сыромять или кожа буйвола.

Формы ленчиков

Как уже упоминалось, в производстве седел нет унифицированных стандартов, поэтому у каждого производителя свои представления о размерах седла, а одну и ту же форму ленчика они могут называть по-разному. Однако чаще всего название ленчика определяется формой передней луки. Остальные части — полки, задняя лука, рожок и т.д. могут быть разными, но если форма передней луки одна и та же, то и называться ленчик будет одинаково. Так что, если Вы увидите название Wade, Association, Bowman и т.п., знайте, что в основном это название относится к форме передней луки.

Различают также формы полок ленчиков: так, например, Арабские полки короче стандартных. Полки под названием «Каттинг» (используются в основном в седлах для каттинга, а также очень часто в рейнинговых седлах) тоньше и уже, для более тесного контакта всадника с лошадью. В свою очередь полки типа Аризона толще и шире, распределяют вес всадника на большую площадь спины лошади. Полки Аризона больше подходят для длительной верховой работы и используются в седлах типа ранч, олраунд и т.п.

Передняя лука соединяет полки ленчика и не дает им расходиться в стороны. Она определяет форму передней части седла и бывает двух основных видов: сглаженная (slick или A-fork) и выпуклая (swell). Выпуклая передняя лука может быть полной или вырезанной (undercut).

Различные типы передней луки появились как следствие разного использования седел, а также предпочтений всадников. Ранние седла чаще всего имели сглаженную переднюю луку. Выпуклая передняя лука считалась более надежной при езде на диких мустангах на родео. В дальнейшем такая форма получила широкое распространение на седлах для езды пересеченной местности и для соревнований.

В то же время в Калифорнии и на Западе США, где сохраняются традиции Калифорнийского стиля вестерна (стиля вакеро), наиболее распространены седла со сглаженной передней лукой.

Ширина сглаженной передней луки обычно не превышает 20 см — 25 см, в то время как выпуклая передняя лука имеет ширину от 28 см до 35 см.

ВИЛКА (GULLET)

Вилкой называют углубление под передней лукой, находящееся над холкой лошади. От длины и ширины вилки зависит, насколько комфортно седло для лошади. Вилка седла должна обеспечивать достаточное пространство между холкой лошади и передней лукой, чтобы передняя лука не давила на холку лошади.

По общему правилу между холкой и передней лукой должно проходить три-четыре пальца (без пада и без всадника сверху).

Вилка также не должна быть слишком узкой или слишком широкой. Слишком широкая вилка приведет к тому, что седло опять же ляжет на холку передней лукой. Слишком узкая вилка не позволит полкам седла полностью лечь на спину лошади, отчего вес всадника будет давить на спину лошади слишком близко к позвоночнику.

От того, какое сиденье у вестерн-седла, насколько оно подходит всаднику и выполняемым им задачам, полностью зависит удобство всадника и, пожалуй, и лошади.

Сиденье начинается с создания основания сиденья (ground seat). Это не менее важная часть работы, чем производство ленчика.

Само основание может быть сделано по-разному: из металлической пластины, из очень плотной кожи или, если ленчик отливается из пластика, отлито вместе с ленчиком.

На готовый ленчик, обтянутый сыромятной кожей, накладываются куски кожи, которые вырезаются из самых плотных участков шкуры.

Далее следуют несколько этапов проклеивания, занимающие не один день. Затем накладывается еще кусок кожи, играющий роль жесткой подкладки в передней части сиденья. Все этапы проклеивания повторяются. Седлу дают просохнуть еще несколько дней. Сверху все это закрывается еще одним куском кожи. Весь процесс проклеивания, вымачивания и придания формы повторяется вновь.

Таким образом получается основа сиденья, готовая к принятию на себя веса всадника. Последними вырезаются прорези для путлищ и отверстие перед передней лукой (если необходимо). Все еще раз проклеивается, и основа сиденья готова!

Очень важно, чтобы самая глубокая точка сиденья (карман) находилась посередине между задней лукой и отверстиями для путлищ. Это обеспечит всаднику по-настоящему центрированную посадку в отличие от многих современных седел, сажающих всадника в «стуловую» посадку. Такое сиденье позволяет ногам всадника находиться ровно под его центром тяжести, а самому всаднику — ездить на более длинных стременах и сделать свою посадку более глубокой, снимая давление с коленей и лодыжек. Всадник перестает постоянно бороться за правильное положение в седле.

Основа сиденья также может иметь разный угол наклона к передней луке. Плоское сиденье дает больше свободы движения седалищу и бедрам всадника, в то время как более высокий угол наклона обеспечивает более устойчивое положение в седле.

Выбор определяется частично предпочтением всадника, частично — назначением седла. Так, например, сиденья седел для скачек вокруг бочек часто делаются с высоким углом наклона, в то время как седла для каттинга и роупинга в большинстве своем имеют плоские сиденья.

Часто сиденья делаются с мягкой подкладкой для удобства всадника. Однако, следует помнить, что неудобство сиденья чаще всего заключается не в его жесткости, а в неудачной конструкции. В этом случае дополнительная мягкая подкладка вряд ли поможет. Правильное основание сиденья не плоское, а слегка выпуклое и сужается впереди, иначе у всадника будет ощущение, что он пытается сидеть верхом на столе.

Также, чтобы сиденье было удобным, важно подобрать его по размеру.

Способы крепления

Есть два способа крепления фурнитуры к седлу: традиционно, к ленчику и более новый способ — к юбке. Традиционный способ крепления к ленчику всегда считался более надежным, но при таком креплении вся толщина в несколько оборотов приструги (особенно, если ее завязывать «галстуком») плюс юбка приходится прямо под коленом всадника. Крепление «в юбке» зарекомендовало себя как не менее прочное и, к тому же, причиняет меньше неудобств ноге всадника, т.к. приструга оказывается спущенной ниже, к тому же не накладывается на юбку. При этом полукольцо обычно крепится к металлической пластине между слоями кожи юбки.

В то время как вшитое в юбку крепление редко встречается в седлах для роупинга или каттинга, это довольно распространенный вариант у седел для скачек вокруг бочек, рейнинга и плежера именно из-за того, что обеспечивает лучший контакт ноги всадника с боком лошади. С креплениями в юбке подпругу можно затягивать не так сильно, как при креплении колец непосредственно к ленчику. В то же время одним из преимуществ крепления колец к ленчику является то, что такие крепления достаточно легко починить или заменить по мере износа седла. Кольцо же, вшитое в юбку, можно поменять только вместе с юбкой.

крепление в виде крепление

пластины в виде полукольца

крепление к ленчику.

Обратите внимание:если оба полукольца крепятся к ленчику, то между ними обязательно должен быть соединительный ремень, чтобы кольца не расползались.

крепление «в юбке»

Расположение креплений

В то время как крепление задней подпруги всегда расположено под задней лукой седла, крепление передней подпруги может иметь различные позиции, называемые full (полное), 3/4, 7/8 и центрированное (center-fire) или 1/2.

Крепление, которое располагает подпругу ровно посередине между передней и задней лукой (под центром седла) называется центрированным. В современных седлах такое крепление используется довольно редко, его можно встретить в седлах армейского образца, а также в некоторых пробежных седлах. Такое крепление требует довольно широкой подпруги — не менее 6-8 дюймов (15-20 см).

Позиция 3/4 располагает подпругу посередине между передней лукой и центром седла, т.е. на расстоянии 3/4 расстояния от задней луки до передней.

Позиция 7/8 на 1/8 ближе к передней луке, чем 3/4, в то время как позиция full кладет подпругу ровно под передней лукой.

Крепления full и 7/8 обычно требуют наличия задней подпруги, чтобы уравновесить чрезмерное давление на переднюю часть седла.

Выбор позиции для крепления подпруг в основном определяется строением лошади. Подпруга должна проходить в самом узком месте груди лошади (она в любом случае туда сдвинется) и в то же время обеспечивать положение полок ленчика на два пальца от лопатки, чтобы не мешать движению плеча.

Обычно самое узкое место находится примерно на расстоянии ладони от локтей лошади. Поэтому большинству лошадей наиболее подходит крепление 7/8, и большинство седел делается именно с таким креплением. Однако, в зависимости от конституции конкретной лошади, ей может в большей степени подойти крепление full или 3/4.

Некоторые производители делают универсальные крепления, позволяющие крепить подпругу в любой из трех позиций: full, 7/8 или 3/4.

вариант универсального крепления

способы затягивания подпруги для получения разных позиций

ПЕРЕДНЯЯ ПОДПРУГА (CINCH)

Назначение подпруги — притягивать седло и прочно удерживать его на спине лошади. Самый распространенный вариант передней подпруги — веревочная.

В старину такие подпруги делали из конского волоса: более качественный вариант — из гривы, более дешевый — из хвоста. Однако, такие подпруги, будучи очень прочными и долговечными, плохо впитывали лошадиный пот, что часто приводило к потертостям. Наиболее хорошей способностью впитывать влагу обладает хлопок, но, намокая, хлопок быстро теряет свою прочность. Поэтому наиболее подходящими с этой точки зрения являются подпруги из мохера (смесь ангоры и шерсти), которые хорошо впитывают влагу и, намокая, становятся еще прочнее.

В последнее время очень большую популярность получили подпруги из неопрена и других синтетических материалов, но, хочется заметить, что не всегда то, что приятно на ощупь человеческой руке, так же приятно лошадиной коже.Помните, что для лошади наиболее важна вентиляция!

Бывают также кожаные подпруги, а также подшитые изнутри искусственным мехом или другим мягким материалом. Такие подпруги можно использовать в манеже и на шоу-арене, но в дальних поездках лучше воздержаться от них.

Ширина подпруги

Ширина подпруги меряется в дюймах, а ширина веревочных подпруг — часто в количестве нитей. По общему правилу, чем ближе крепление подпруги к передней луке, тем тоньше должна быть подпруга. Так, при креплении full используют подпругу в 17 нитей, при креплении 7/8 — в 19 нитей, и при креплении 3/4 — в 21 нить.

Использование подпруги, более широкой чем требуется, может вызвать потертости и раны, т.к. лошадь будет постоянно задевать подпругу локтями.

Важно:покупая веревочную подпругу, обязательно смотрите, чтобы в середине подпруги был либо нашит поперек ремешок из кожи или плотной тесьмы, либо плетение нитей было очень плотным, иначе такая подпруга будет скатываться в жгут и причинять большие неудобства лошади!

В последнее время очень широкое распространение получили так называемые «роуперские» подпруги — очень широкие, к тому же расширяющиеся дополнительно к середине.

Многие всадники думают, что чем шире подпруга, тем гуманнее она для лошади. Однако, такие подпруги создают эффект корсета, что совсем некомфортно для лошади, особенно при длительном использовании, особенно, если в середине у такой подпруги кожаная вставка. Поэтому, в то время как такие подпруги вполне оправданы для роупинга, где во время арканивания бычков на седло, а также на мышцы пресса лошади приходится большая нагрузка, не стоит применять их при обычной езде.

Если вдруг случилось так, что в Вашем распоряжении есть только роуперская подпруга, постарайтесь затянуть ее более слабо, чем обычную (если только Вы не собираетесь заняться роупингом).

Пряжки

Пряжки подпруги используются для крепления приструг. Чаще всего они бывают трех видов: кольцо (или полукольцо), кольцо с язычком и кольцо с поперечной перекладиной и язычком.

Простое кольцо в основном встречается на наиболее дешевых подпругах, а также на подпругах для родео. Приструга к такому кольцу может крепиться только узлом. Язычок позволяет застегивать подпругу, убирая толщину узла из-под колена всадника. Однако простое крепление язычка к основанию кольца часто приводит к тому, что кольцо со временем вытягивается в овал, и язычок перестает держать пристругу. Многие всадники продолжают завязывать пристругу узлом, невзирая на наличие язычка, который оставляют торчать вниз — это нарушение техники безопасности, и может привести к несчастному случаю.

Самые прочные кольца — это кольца с поперечной перекладиной, к которой, в свою очередь, крепится язычок. Такая конструкция не дает кольцу вытянуться, к тому же, язычок получается более коротким и за счет этого более прочным.

Часто пряжки с левой стороны подпруги также снабжаются роликом (или другими хитрыми приспособлениями) для облегчения процесса подтягивания приструги.

В идеале кольца подпруги должны быть изготовлены из нержавеющей стали. Кольца из железа или хромированного железа подвержены ржавчине, поэтому их лучше избегать.

В середине любой подпруги с обеих сторон вшиты небольшие полукольца: одно из них предназначено для крепления подперсья, а так же каких-либо вспомогательных приспособлений для работы с лошадью, второе — для крепления ремешка, соединяющего заднюю подпругу с передней.

ЗАДНЯЯ ПОДПРУГА (FLANK CINCH)

Задняя подпруга появилась на вестерн-седле, когда ковбои стали не только ловить бычков на лассо, но и намертво привязывать второй конец лассо к рожку. Задняя подпруга удерживала седло от наклона вперед в момент, когда лассо резко натягивалось. При этом задняя подпруга не затягивалась плотно, так как в момент рывка лошадь напрягала мышцы живота. Аналогичным образом задняя подпруга помогает седлу остаться на месте при резких остановках лошади.

Поскольку большинство вестерн-седел имеют возможность крепления задней подпруги, многие всадники считают, что должны их использовать. Однако, если Вы не занимаетесь роупингом, скорей всего задняя подпруга Вам вообще не понадобится.

Существует широко распространенный миф о том, что задняя подпруга удерживает седло от сползания вперед на крутых спусках, однако, это не так.

Задняя подпруга обычно кожаная, с пряжками на обоих концах. Шлевки для держания свободных концов приструг часто делаются очень широкими, чтобы предотвратить случайное застревание веревки между концом приструги и подпругой. К середине задней подпруги обязательно должен крепиться соединительный ремешок, который при седловке пристегивается к колечку на середине передней подпруги.

Если Вы все-таки по каким-то причинам решили использовать заднюю подпругу, помните следующие правила:

  • подпруга не должна быть затянута туго, но и не должна быть слишком свободной. Если задняя подпруга будет болтаться, есть вероятность, что лошадь зацепится за нее копытом или между подпругой и животом лошади попадет ветка и т.п.
  • между передней и задней подпругами обязательно должен быть пристегнут соединительный ремешок, который удерживает заднюю подпругу от сползания к паху лошади.
  • седлая лошадь, всегда сначала затягивайте переднюю подпругу и только потом — заднюю.

ПРИСТРУГИ

Передняя левая приструга (Latigo)

Приструги из нейлона значительно тоньше кожаных и не создают такой толщины под коленом всадника, как кожаные приструги, хотя и не уступают последним в прочности. Однако, нейлоновые приструги с большей вероятностью могут натереть кожу лошади, если кожа очень чувствительная. Также надо помнить, что нейлон, в отличие от кожи, совсем не тянется, а для того, чтобы затянуть нейлоновую подпругу, требуется гораздо меньше усилий. Поэтому будьте аккуратны и не перетяните лошадь.

Левая приструга обычно делается шириной от 3,8 до 5 см (1,5-2 дюйма) и около 1,8 метров в длину, так как при затягивании она несколько раз проходит между кольцом на седле и кольцом подпруги.

Если Вам необходимо заменить пристругу, делают это так:

1. Оберните пристругу вокруг кольца (пряжки) на седле, короткой стороной к себе. Проденьте кожаный шнурок
(он обычно продается в комплекте с пристругой) в два нижних отверстия.

2. Затем оба конца шнурка проденьте обратно наружу через верхние отверстия.

3. Проденьте концы шнурка в петлю между нижними отверстиями.

СТРЕМЕНА (THE STIRRUPS)

Стремена вестерн-седла изначально изготавливали из цельного куска дерева, «распаривая» его и сгибая в нужную форму. Сейчас стремена делают и из металла (алюминий, «нержавейка» и тп), и из фанеры, и из синтетических материалов. Стремена могут быть цельно-металлические, а могут — деревянными с металлической «обложкой» по наружней части, так же они могут быть и обтянутыми кожей — полностью или частично (подножка).

Вообще стремя ковбойского седла должно быть тяжелым — так оно лучше «висит» (не забываем, что путлища-фендеры делают из плотной толстой кожи, поэтому легковесные стремена могут «топорщиться») и его легче поймать ногой. Но в последнее время производители седел спортивной направленности ищут пути уменьшения массы снаряжения — для комфорта всадника и лошади при манежной работе и на выступлениях, например, седла для баррел-рейсинга вообще самые легкие. Поэтому производители стали искать новые легкие прочные материалы. Но в повседневной жизни и работе тяжелые деревянные стремена остаются лучшим вариантом.

Стремена бывают разных форм и размеров, что вызвано прежде всего их прикладным назначением. Стремя, «живущее» на седле для роупинга выглядит много массивнее и фундаментальнее, чем кругленькое тоненькое стремя с каттингового седла. Основные параметры стремян — измеряемые по внутренней части высота (от полочки до роллера) и ширина (в самой широкой части). Еще один параметр — «глубина» — размер по «торцу» стремени: она может варьироваться от дюйма (каттер OxBow) до 6 дюймов (некоторые стремена типа колокол).

Глубину стремени выбирают исходя из вашего основного направления работы и стиля езды. Если же вы ездите «для себя» — тогда выбирайте просто исходя из собственного удобства и привычек. Глубокие стремена будут лучшим выбором для долгих поездок, более тонкие стремена — позволяют четче давать команды и дают больше контроля на тренировках и выступлениях. Но какое бы стремя вы не выбрали — основной параметр, пожалуй, ширина. Она должна быть достаточной для ваших сапог, ведь никому не хочется «забивать сапоги в стремя молотком», а потом еще и ехать в таких стесненных условиях.

Стремена бывают нескольких видов и различаются по фронтальному и боковому виду.

Фронтальный вид:

Roper Oxbow Overshoe

Боковой вид:

Visalia Moran Bell Bottom

На стремена иногда прикрепляют Тападерос. Тапы — пришли от ковбоев югозапада — кожаные «капюшоны» на стременах, которые изначально служили для защиты сапога от пыли и веток, а также от холода (зимний вариант), но сейчас стали скорее декоративным элементом.

Сейчас так же существует много «модификаций» стремян. Увеличенного размера — для объемной зимней обуви (к примеру, Смит на свои седла часто делает стремена для русской зимы — в таких стременах можно ездить в унтах), безопасные, которые расстегиваются при падении всадника и прочее. К тому же, чтобы не нужно было разворачивать стремя, можно купить leg saver — стремена, прикрепленные на «переходник», такие стремена всегда повернуты в правильное положение под 90 градусов к фендеру. А для «ненапряжной» посадки на высокую лошадь изобрели конструкцию, «удлиняющее» стремя на время посадки.

Leg saver Breakaway Step-up

РЕМЕШОК СТРЕМЕНИ (STIRRUP HOBBLE STRAP)

Ремешок стремени — это узкая полоска кожи, застегивающаяся на пряжку. Его основное назначение — стягивать свободные концы путлища под фендером. Ремешок должен быть туго застегнут в самом низу путлища, сразу над стременем.

Часто эти ремешки теряются, а некоторые всадники специально их снимают, так как им кажется неудобным все время расстегивать и застегивать ремешок при регулировании длины стремян. На самом деле это очень важная деталь для безопасности всадника. Без ремешка стремя может (и часто так и случается) вывернуться наверх — в сторону при падении всадника и прижать его ногу к фендеру. Получится настоящая западня.

У ремешка есть еще одна полезная функция: если на старом седле внезапно порвется путлище, ремешок поможет какое-то время удержать стремя на месте.

Не пренебрегайте техникой безопасности и не снимайте ремешки с путлищ, а если они потерялись или порвались — купите новые, а временно стяните фендер и путлище любым подходящим куском веревки, шнурком, собачьим ошейником и т.п.

НАКЛАДКА НА СТРЕМЯ (TREAD COVER)

Для улучшения сцепления сапога со стременем, полочку стремени оборачивают специальными накладками. Традиционно их делают из кожи, притом даже если стремя целиком обтянуто кожей (тут накладка служит еще и для защиты основной кожи от истирания в процессе работы). Но в последнее время появились и накладки с резиновыми вставками.

Некоторые стремена бывают вообще без накладки.

ПУТЛИЩА (STIRRUP LEATHERS) и ФЕНДЕРЫ (FENDERS)

Крепление стремян к седлу вестерн довольно заметно отличается от классического. Этот «крепеж» состоит из двух самостоятельных частей, соединенных друг с другом: фендера и собственно путлища. Иногда кажется, что и одними путлищами можно обойтись, а фендер не особо и принципиален, но он служит для защиты ног всадника.

ПУТЛИЩА — длинные кожаные полоски. Очень важно, чтобы они были сделаны из высококачественной толстой кожи. Если по какой-то причине потребуется заменить одно из путлищ — желательно менять их парой, чтобы кожа обоих путлищ была одинаковой — иначе «растяжение» может получиться разным.

В идеале ширина путлища должна быть 3 дюйма, но в некоторых случаях полоски кожи берут поуже (2-2,5 дюйма) с целью уменьшения массы седла. Некоторые фирмы используют более тонкую кожу с целью удешевления производства. Первый вариант встречается на седлах шоу-класса, а вот второй — на дешевых седлах сомнительного производства.

Фендер- длинная широкая кожаная деталь, которая лежит между лошадью и ногой всадника и служит для защиты от лошадиного пота. Они так же, как и путлища должны быть сделаны из толстой кожи очень высокого качества.

Фендеры могут быть разной формы и ширины и часто это зависит от общего дизайна седла. Ближе к седлу фендер сужается до ширины путлища, чтобы под жокейкой не мешался лишний слой кожи, что может создать определенные неудобства для всадника.

Фендеры соединяются с путлищами тремя способами:

Full Length (1) Half Length (2) Old Style (3)

(1) Путлище пристрочено по всей длине фендера с внутренней стороны. Это наиболее распространенный способ в современых седлах.

(2) Путлище пристрочено в верхней части фендера. Это делает фендеры более комфортными для ног.

(3) Путлище лежит с наружней части фендера, прикреплено сверху и снизу. Такое соединение встречается на седлах buckaroo.

Екатерина Ломейко (Sara)

Материал размещен с разрешения правообладателя RideWest.ru

Разновидности седел

Седло наряду с уздечкой — один из самых древних предметов конного снаряжения. Но если самые первые примитивные «сидения» представляли собой лишь небольшую накидку с ремешками, то сегодня об его правильной конструкции и форме беспокоится сама наука. Современное «сидение» призвано заботиться об комфорте и здоровье как скакуна, так и всадника. Именно поэтому существует огромное разнообразие видов седел, которые используются в разных конных дисциплинах с учетом уровня сложности, нагрузки на спину и суставы, времени нахождения человека верхом. Предлагаем узнать, какие существуют виды конного седла и чем они отличаются.

Название Фото Краткая характеристика
Кавалерийское (строевое) Кавалерийское седло относится к группе строевых и рабочих, предназначено для длительного нахождения всадника верхом на коне. Ленчик сделан из прочных материалов (сталь или дерево), что обеспечивает большую износостойкость, а также правильное распределение нагрузки на спину лошади. Оно традиционно использовались в армии, а также в длительных кавалерийских походах, поэтому оснащено дополнительными креплениями для вьюков и оружия.
Казачье Казачье седло также предназначено для длительного нахождения человека верхом, но его форма кардинально отличается от остальных. Основная часть состоит из арчака, крыльев и подушки. Такая конструкция позволяет всаднику во время езды привстать на ровных ногах без необходимости «облегчаться» на рыси. Особая форма и наличие небольшой рукояти позволяет седло применять для джигитовки.
Дамское или женское Дамское седло или женское было придумано и сконструировано еще в 14 веке, чтобы придать элегантности посадке женщины верхом. Его особая форма позволяет дамам располагать ноги с одной стороны лошади, при этом одна нога (чаще левая) вставляется в стремя, а другая располагается на верхней луке. После 1920-х годов, когда дамы переоделись в брюки, дамское седло ушло в некое забытье. В нынешнее время интерес к нему опять возвращается и дамское седло все чаще можно увидеть не только на конных шоу и выставках, но и на некоторых соревнованиях.
Конкурное Конкурное седло предназначено для конкура и имеет свои некоторые особенности: крылья выдвинуты немного вперед, что позволяет всаднику плотнее прижимать ноги, обеспечивая тем самым более устойчивую посадку во время прыжка лошади. Задняя лука делается либо круглой, либо квадратной формы, что упрощает посадку. Достаточно популярным являются спортивное снаряжение компании Кентавр (Кentaur).
Выездковое При выездки посадка всадника должна быть максимально глубокой с хорошо выпрямленной ногой для большего контакта с боком лошади. Поэтому выездковое седло с укороченным сидением обеспечивает глубокую посадку, а узкие и достаточно длинные крылья поддерживают ногу в нужном положении. Кроме того, для того чтобы лошадь хорошо улавливала изменения посадки всадника и его команды корпусом, обивка уменьшена и сделаны короткие узкие полки. Как и конкурное, выездковое седло также делает компания Кентавр.
Универсальное Седло универсальное благодаря своей универсальной формы подходит для любого вида конного спорта и верховой езды в целом. Оно используется чаще всего конниками-любителями, а также подходит для охоты, прогулок, постижения основ выездки или тренировки.
Троеборное Троеборное седло по внешнему виду очень напоминает седло универсальное и также успешно может использоваться во всех видах конного спорта и верховой езды. Однако троеборное седло имеет отличие — более выдвинутое вперед крыло с подушкой, что позволяет всаднику принять полевую посадку во время кросса.
Скаковое Скаковое седло предназначено для скачек, когда всадник принимает особую посадку – стоя в коротких стременах. У него упрощенная форма, практически плоское сидение и очень короткое путлище. Такая конструкция позволяет максимально снизить его вес, например, стандартное скаковое весит около 400 грамм. Не стоит путать безленчиковое седло со скаковым.
Офицерское (Варшавское) Офицерское седло было придумано специально для езды на военных парадах, а также для командного состава конной полиции и армии. Его форма, а именно изгиб седла, очень удобна для лошади, не набивает спину, распределяет вес. Сегодня его также используют для конных длительных пробегов, в походах или при полевой езде. Оно оснащается множеством колечек, куда можно прикрепить необходимые вещи и оружие.
Вестерн Седло Вестерн, оно же ковбойское изначально использовалось ковбоями в Америке во время выпасания скота. Его форма позволяет максимально обеспечить комфортную и устойчивую посадку ковбоя во время резких движения и остановок лошади. Кроме того, главная особенность – наличие рожка (для лассо), а также специальная глубокая форма и высокая задняя лука обеспечивает освобождение рук всадника. Также ковбойское седло хорошо сконструировано с точки зрения комфорта лошади, его широкие луки распределяют вес всадника, поэтому его можно выбрать для длительной верховой езды.
Австралийское Австралийское седло пастушье очень похоже на Вестерн, имеет подобную форму и конструкцию. Из отличий можно отметить более выраженные полки как в строевом, что обеспечивает более удобную глубокую посадку, как на стуле. Оно также предназначено для длительной верховой езды, комфортно для лошади и человека.
Безленчиковое Безленчиковое седло имеет мягкую конструкцию и благодаря пластичной формы плотно прилегает к спине лошади. Оно более комфортно с точки зрения здоровья спины коня, поэтому подходит даже для скакунов с проблемами и травмами. Безленчиковое седло может подбираться под любую лошадь и всадника.
Для пони Седло для пони по форме и конструкции ничем не отличается от обычного универсального. Разница только в размере и в возможности его подогнать под ребенка. Такие седла для пони бывают разных видов, в зависимости от потребности, например, есть для пони Вестерн, конкурное, седло универсальное для пони или безленчиковое седло.
Вьючное Вьючное седло предназначено для перевозки на лошадях достаточно большого и объемного груза. Например, в туристических и горных походах. Его конструкция обеспечивает более плотное прилегание к телу, предусмотрены широкие подпруги и шлеи, препятствующие сползанию груза во время движения в гору или вниз. Также вьючное седло имеет много креплений для вьюка.
Испанское Испанское седло – это то же австралийское седло, только его европейский аналог. Оно также удобно, но отличается более высокими бортами. Требует некого мастерства при работе с шенкелем.

Делаем своими руками

Седло по своей сути – это сидение для человека, которое оснащается дополнительно подушками для смягчения ударов и комфортной езды верхом. Сделать самому своими руками такой предмет достаточно сложно, так как нужны и специальные прочные износостойкие материалы, и специальные знания, и умения по работе с материалами. Сегодня выбор седел, к счастью, огромен и по возможности выбора материалов и по цене. Однако, если вы мастер на все руки, то уверены, что наша небольшая инструкция как сделать седло для лошади поможет овладеть таким необычным делом. Предлагаем вам сделать классическое строевое седло с деревянным ленчиком.

Что понадобится?

  • картон;
  • ножницы и нож;
  • скоби, гвозди;
  • молоток;
  • кожа или синтетический прочные материал;
  • лобзик или бумага наждачная;
  • поролон;
  • кожаные ремни.

Запрос вернул пустой результат.

Так как изготовление седла требует много материала, мастерства и ручной работы, то его стоимость весьма высокая.

Пошаговая инструкция

  1. Скажем сразу, что если у вас есть уже готовая (например, старая) основа седла, то задача упрощается во много раз. Вам остается лишь подобрать некоторые детали, заменить обивку, ремни. Если же нет основы и нет возможности приобрести, то потребуется изготовление всех деталей своими руками.
  2. Как и обувь для человека, седло нужно индивидуально подобрать под размер лошади. Поэтому первым делом нам нужно снять мерки со своего коня. Делаем следующие замеры: самая высокая часть холки; на 4 пальца ниже лопатки расположение полок; окончание холки, до 18 позвонка конец полок; изгиб спины формируем с помощью плотного приложения проволоки.
  3. Все замеры переносим на бумагу и вырезаем. Это будет каркас для деревянной части и ленчика.
  4. Из деревянных досок или крепкой фанеры вырезаем две полки. Соединяем крепкой проволокой так, чтобы они держали форму по спине лошади. В полках делаем отверстия под подпруги.
  5. Из деревянной заготовки вырезаем по нужной форме ленчик, делаем гладкую форму.
  6. Теперь ленчик нужно прикрепить к полкам с помощью гвоздей.
  7. Когда каркас готов, переходим к обивке. Вырезаем по нужной форме поролон и крепим к каркасу. Для полок сшиваем из войлока подкладку из войлока.
  8. Переходим к пристругам и подпруге. В идеале их нужно купить готовыми (не дорого), так как сделать их сложно. Но имея нужные кожаные ремни и специальные крепления можно попробовать. К пристругам крепим стремя, а подпруги закрепляем в полки.
  9. Прочным материалом или мягкой кожей обтягиваем весь каркас седла, закрепляя скобами с помощью степлера. Остается лишь пристегнуть стремена.
  10. Более наглядно готовый результат вы сможете увидеть на фото.

>Фотогалерея Запрос вернул пустой результат. Извините, в настоящее время нет доступных опросов.>Видео «Мастер конских седел»

В этом видео предлагаем вам еще больше углубиться в великое таинство изготовления конских седел. (автор видео — Mak White)

>Типы седел

Седла английского типа

Легкие и довольно глубокие седла английского типа произошли от старинных европейских седел, которые использовали в охоте на лис. Всадник должен был прочно сидеть, и при этом не вылетать при прыжках через препятствия. К этому типу относится амуниция для большинства классических видов конного спорта.

Для классической выездки. Это короткое седло с глубоким центром тяжести, вертикальной передней лукой, прямыми плоскими крыльями и уменьшенной обивкой, чтобы спортсмен сидел глубоко и хорошо чувствовал корпусом спину лошади. Узкие полки и короткие седельные подушки позволяют лошади улавливать каждую команду тела всадника. Длинные стремена и узкие длинные крылья обеспечивают почти вертикальную посадку с плотно прилегающей к корпусу выпрямленной ногой. Удлиненные приструги позволяют пристегнуть короткую подпругу, которая не мешает работе ногой. На выездковых седлах часто совсем нет бенфуторов или есть один небольшой передний упор для колена. (Рис.1)

Рисунок 1

Для конкура. Это седло более длинное и плоское, чем выездковое, с узкой талией. Передняя лука конкурного седла отклоняется назад, а укороченные крылья выступают вперед. Конкурная посадка предполагает короткое стремя и согнутое колено, поэтому на крыльях есть передний или передний и подколенный (бедренный) бенфуторы. Они фиксируют ногу, создают упор для колена в прыжке и помогают правильно держать шенкель при езде. (Рис.2)

Рисунок 2

Для троеборья. Это удобное седло прекрасно подходит для применения в различных областях. Его укороченные крылья еще больше выдвинуты вперед по сравнению с конкурным седлом. Длинное сиденье имеет углубленный центр тяжести и высокую заднюю луку, такая конструкция помогает проходить трассу на полевой посадке во время кросса или стипль-чеза на второй день троеборья. Полевая посадка на галопе требует укороченные стремена и упор коленями, поэтому вынесенные вперед крылья дополнены объемным передним (иногда и задним) валиком. (Рис.3)

Рисунок 3

Учебное. Сделано на основе конкурного седла и отличается от него меньшим весом и более прямыми крыльями. Оно предназначено для обучения начинающих, поэтому делается из недорогих материалов.

Универсальное спортивное. Это седло похоже на спортивное и по сути является гибридом седел для выездки и конкура. Простое, многофункциональное, с низким сиденьем и не сильно вынесенными вперед крыльями. Идеально для недолгих спокойных спортивных занятий, прогулок, любительских соревнований.

Для шоу. Основная идея шоу – показать телосложение лошади во всей красе, а значит, седло не должно закрывать плечо и лопатку. Поэтому шоу-седла довольно маленькие, с вертикальными крыльями и плоским сиденьем. Располагаются они ближе к пояснице, чтобы не мешать лошади возможность работать передними ногами.

Специальные седла

Скаковое. Ипподромные скачки не относятся к классическим видам конного спорта, а потому скаковые седла выносят в отдельный тип. Это максимально облегченный тип седла, идеально приспособленный для скаковой посадки с укороченным стременем и упором коленей на крылья. (Рис. 4) У него плоский ленчик, низкие луки и вынесенные далеко вперед крылья без валиков. Скаковые седла делятся на рабочие (более тяжелые, с приподнятыми луками) и призовые. Последние максимально облегчены, чтобы лошадь несла минимальный вес и могла развить наибольшую скорость. Делают их из легких материалов: пластика, синтетики, кожзаменителя, так что призовые седла-«бабочки» могут весить около 300 грамм. (Рис.5)

Рисунок 4Рисунок 5

Дамское. Когда-то они были очень востребованы, но со временем вышли из моды. В последнее время опять появился интерес к дамским седлам, которые отличаются от обычных наличием двух лук. При посадке полубоком верхнюю луку обхватывали правой ногой, а в нижнюю упирались левой. Само седло прямое и широкое, с высокой седельной подушкой и коротким стременем. (Рис.6)

Рисунок 6

Казачье. Это седло долго использовалось в кавалерии, где была нужда в длительных многодневных переходах по бездорожью. К седлам этого типа можно было крепить дополнительные вьюки с вещами. Основа седла – деревянный (фанерный) арчак с притянутой к нему мягкой подушкой. Сегодня его используют те, чья профессия связана с длительным пребыванием в седле: егеря, лесники, охотники, конные туристы. (Рис.7)

Рисунок 7

Для вольтижировки. Эти седла предназначены для выполнения спортивных упражнений верхом на лошади или рядом с ней, поэтому выглядят странновато. Конструкция седла неразборная, детали скреплены наглухо. Небольшой арчак дополнен несколькими подушками, спереди и сзади прикреплены ручки, за которые спортсмен держится при выполнении упражнений. (Рис.8)

Рисунок 8

Седло вестерн

Седла вестернового типа придуманы для ковбоев, которые целый день проводят верхом. Конструкции седел несколько различаются между собой в зависимости от их назначения (родео, пробеги, скачки вокруг бочек).

Обычно на передней луке есть рожок, на который раньше крепили лассо и вешали сумки. Теперь это декоративная деталь, дань традициям. Главное назначение седла вестерн – обеспечение комфорта лошади и всаднику при долгих поездках. У него более широкие полки, которые лучше распределяют вес наездника по спине лошади. Из-за отсутствия подушек седло выглядит низким и тонким. Высокая задняя лука обеспечивает глубокую устойчивую посадку. Подпруга традиционно привязывалась ремнем, но в последнее время появились модели с пряжками. Стремена не отстегиваются, но они более широкие, чем английские, так что ногу легко высвободить.

Ковбойские седла обычно выглядит очень эффектно: сочетание кожи разных цветов, вышивка и аппликации, тисненые узоры, серебряная отделка.Такие произведения искусства стоят дорого и часто передаются по наследству от отца к сыну.