Цветы первоцветы

Весенние первоцветы. Рассказ детям

Первоцветы — украшение весны. Если приглядеться к этим смелым цветам, не боящимся холодной погоды, то можно заметить, какие они нежные и трогательные. Разбредутся по полянке – красота! И ничего не боятся. Знают, что солнышко – на их стороне. А это что-нибудь да значит!

Какие растения мы называем первоцветами?
Первоцветами мы называем весенние цветы, которые появляются тогда, когда снежный покров сошёл, или только начинает сходить.

Есть такой хороший месяц под названием «март». Этот месяц радует нас припекающим солнышком, лазурного цвета небом, первыми проталинами. А на проталинах появляются первоцветы.

Известно, что у каждого вида цветов своё время цветения. Кому-то нравится жаркое, нарядное лето, кому-то мила осенняя пора, а есть такие «храбрые» цветы, которым не страшна холодная погода, к таким цветам относятся первоцветы. Первоцветы – это растения не только марта, но и других весенних месяцев.

Список первоцветов
Давайте назовём первоцветы:
— ветреница,
— перелеска,
— первоцвет весенний (примула весенняя),
— мать-и-мачеха,
— пролеска двулистная,
— адонис,
— хохлатка,
— брандушка разноцветная,
— галантус,
— морозник,
— рябчик русский,
— крокус,
— баранчики-ключики,
— медуница и другие.

Растения весной
Весной в природе происходят изменения. Световой день удлиняется, становится заметно теплее. За счёт чего? За счёт того, что солнце весной щедрее льёт свои золотые лучи на землю.

Рождение весны… С полуденного ската крыш среди дня уже каплет. Ночью капель замерзает, и образуются длинные ледяные сосульки. Днем они снова оттаивают, и с них капают капельки воды. Мы радуемся капели, считаем, что она – один из первых признаков весны. Пройдёт еще немало времени, пока наступит настоящая весна, но как ни борись зима за свои права, весна всё равно утвердится.

Растения весной просыпаются. Весеннее солнце не даёт им спать, и они начинают свой рост. Не успеет игривый весенний ветер разбередить снег на лесных полянках и пригорках, как раскрываются первые цветы.

Цветы-первоцветы
Какие красивые названия у первоцветов! Нежные, весенние, красочные. Некоторые из них закрываются на ночь, а утром, с первыми лучами солнца, раскрываются вновь.

Первоцвет перелеска – самый «звёздный» весенний цветок. Почему? Потому что когда смотришь на него, то, кажется, что в одно место сбежались маленькие звёздочки.

Мать-и-мачеха – самый «солнечный» первоцвет. По какой причине? А цветы мать-и-мачехи похожи на маленькие солнышки.

Ветреница – самый «ветреный» первоцвет. Отчего? Оттого, что цветочки покачиваются на тонких стебельках даже от тихих порывов ветра.

Пролеска – самый «морской» первоцвет. В связи с чем? Просто во время щедрого цветения довольно большая территория заполняется «синими брызгами», они сливаются, образуя «синее море».

Берегите первоцветы! Их не так много в наших лесах. Цветы должны расти, набираться сил, приносить плоды. Чтобы в новом сезоне на этом же месте появились новые, крепкие, красивые первоцветы.

Сказка про весну и мать-и-мачеху

Ирис Ревю

Весна и первоцветы – понятия родственные. К весенним первоцветам относится и мать-и-мачеха. Мать-и-мачеха – цветок смелый. Почему? Об этом мы узнаем из сказки…

Пришла на землю Весна-красна, присматривается ко всему. Дни стоят серые и угрюмые. Идёт Весна-красна тихонечко, на небо поглядывает. А небо, словно голубое полотно, пропитанное сыростью, над черной неприветливой землей грустным кажется.

— Скорее, скорее, надо навести порядок, — торопится Весна. – Всё кругом серое, неприветливое. Надо добавить новых красок. С чего бы начать? Может, расшевелить снега, освободить от них землю, и тогда появятся цветы? Красочнее цветов у меня ничего нет.

Рассуждала так Весна, только те самые цветы, о которых она думала, уже из-под земли показались.

— А мы не хотим ждать, когда все снега растают, — сказали маленькие желтые цветочки под названием «мать-и-мачеха».

— Раз вы такие смелые, — сказала Весна, — то это очень хорошо. Вы, как маленькие солнышки, рассыпавшиеся на земле, дарите радость. Только не забывайте закрываться на ночь, а то ночью ещё нередко бывают заморозки.

Настоящее большое Солнце, хитро улыбнувшись, послало смелой мать-и-мачехе самые тёплые свои лучики, чтобы цветы отогрелись.

А Весна-красна пошла дальше. Сейчас у неё много работы – надо птиц поторопить, настроить капель на музыкальный лад, проталинами заняться…

А вы, дети, не видели Весну? Она где-то рядом ходит…

Вопросы к сказке про Весну-красну и мать-и-мачеху

  • Каким был день, когда пришла Весна-красна?
  • Почему небо было грустным?
  • Как ты думаешь, почему небо иногда называют «грустным»?
  • Что у Весны самое красочное?
  • Какие цветы не захотели ждать, пока сойдут снега?
  • Для чего солнце послало мать-и-мачехе дополнительные лучи?
  • Расскажите дети, какая у Весны работа?

С первыми лучами солнца с первых проталин радует нас своим синим взглядом голубой подснежник – цветок пролеска.

Подснежником его можно назвать только условно, к настоящему белоснежному подснежнику он не имеет родственного отношения. Но ведь действительно появляется сразу из-под снега…

Голубой подснежник – цветок сцилла

На самом деле, это великолепное растение называется сцилла.

В природе существует около 80 видов этого цветка. В наших краях распространение получило с основном два вида, сцилла двулистая и сибирская.

Сцилла сибирская, несмотря на название, в Сибири не растет. Встречается повсеместно на юге европейской части России, в Крыму. Сцилла двулистая растет по всей территории Украины и в европейской части России. Одним словом – цветок умеренного климата.

Цветок пролеска высотой 10-12 см. Цветоносы с поникающими цветками голубого цвета и его оттенков, зависит, на солнечном месте растет пролесок или в тенечке.

Плод – коробочка.

Листья линейные, небольшие. Луковичка небольшая, 1.5-2 см в диаметре. Цвести начинает в середине марта, в нашей местности, бывает и раньше, бывает и позже. Цветок пролеска ориентируется по погоде 😉

Чем хороши цветы пролески

Многие ранневесенние цветущие растения привлекают своей красотой, но скромные цветы сцилла наверное навсегда прописались на нашем цветнике. Чем же они хороши?

  • Отлично поддаются разведению.
  • Морозостойкие.
  • Хорошо приспосабливаются к смене условий произрастания.
  • Невосприимчивы к болезням.
  • Неприхотливы и просты в уходе.

И просто красивый и привлекательный цветочек.;)

Что нужно знать, чтобы вырастить голубой подснежник?

Цветы пролески неприхотливы, но кое- какие особенности их выращивания в домашних условиях есть.

  • Не особо требовательное растение к грунту, но места, где застаивается вода не переносит.
  • Не любит азотистых удобрений.
  • Можно подкормить минеральными удобрениями, фосфорно-калийными. Фосфор даст красивое и активное цветение, калий – укрепит и подготовит к зимовке луковицу.
  • Главное условие, при котором хорошо цветет и развивается голубой подснежник — цветок пролеска— это достаточно влажный грунт, влаги должно быть много, как обычно весной после таяния снега. Если вдруг зима была бесснежной, а весна выдается сухой – необходим полив. Иначе цветение вообще может не произойти, или будет неполноценным.
  • Предпочитает полутень, но и на открытом пространстве хорошо растет, ведь не зря же спешит отцвести цветок сцилла до распускания листьев в лесу, тогда, когда ничто не может воспрепятствовать доступу солнечным лучам к растению. Но и к светолюбивым не относится,очень нежный стебелек.
  • Размножается детками и семенами. Честно сказать, на практике процесс размножения семенами не наблюдала, но знающие люди утверждают, что семян множество, и разносятся муравьями. Этот момент под вопросом, на мой взгляд ;)Мы рассаживаем луковичками. Единственно, что важно, нельзя, чтобы луковички пересыхали при пересадке. Глубина высаживания в грунт – 5см.

Где лучше разместить в цветнике голубой подснежник – пролесок?

Время цветения – очень ранняя весна, а потом, как и у большинства эфемероидов, надземная часть цветка пролеска отмирает.

Кстати, как и всем ранневесенним, пролеску приходится иногда очень несладко, когда приходится терпеть погодные капризы, но тут его выручает морозостойкость, неприхотливость, приспособляемость – и все непредвиденные погодные срывы цветок сцилла переживает обычно без потерь.

Вот такой вот град пришлось «пeрежить» моим цветам сегодня:

Хорошо подходит для бордюра, рабатки, клумбы, вдоль дорожек. Исключительно смотрится в составе альпийской горки, яркий голубой цвет отлично «играет» на фоне холодных оттенков камня.

Неповторимые цветы

Меня больше всего радует и поражает пыльца, которой «делится» с пчелами цветок пролеска. Ранней весной пчелы очень нуждаются в белковом корме. и пыльценосы – огромное подспорье для развития пчелиного потомства, основа развития семьи. В нашей местности, кроме лещины. пчелы отлично носят пыльцу и из пролисков. Какая она красивая! А какая вкусная, сладенькая! Пчела с сине-голубой обножкой – просто чудо природы, невозможно смотреть без восторга!

Бытует мнение, что голубой подснежник занесен в Красную книгу, и его нельзя срывать в букеты и т.д. Цветок сцилла не редкий и не вымирающий!

Зато в Красной книге есть другой подснежник, и его разновидности:

Подснежник складчатый (Galanthus plicatus),

подснежник белоснежный (G. nivalis),

подснежник Воронова (G. woronowii),

подснежник Борткевича (G. bortkewitschianus).

Эти цветы в нашей местности в диком виде не встречаются, единственный выход – купить луковички галантуса и посадить себе в цветник одомашненный вариант.

Есть приемы, позволяющие дольше сохранить свежими цветы пролески в букете.

  • не ставить сорванный букет на солнечное место;

И

Познавательно-развивающий проект

по лексической теме:

«Цветы. Первоцветы Кузбасса»

«Природа — это единственная книга, каждая страница которой, полна глубокого содержания»

И.В. Гёте

Пояснительная записка

Автор проекта: Селезнева Людмила Николаевна – воспитатель подготовительной группы.

Образовательное учреждение: «Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №4. Детский сад комбинированного вида

г. Кемерово».

Проект: По лексической теме: » Цветы. Первоцветы Кузбасса».

Тип проекта: познавательно – исследовательский, групповой.

Участники проекта: воспитатель, дети подготовительной группы.

Длительность: 1 неделя

Интеграция образовательных областей: познавательное; художественно-эстетическое развитие;

Актуальность организации проектной деятельности обусловлена недостаточными знаниями и представлениями о первоцветах, почему их так называют, о том, где и как они растут, какую пользу приносят. Не всегда точно и полно могут объяснить значение знакомых слов, подобрать к существительным прилагательные и глаголы. Данный проект позволяет пополнить знания детей об окружающем мире. В процессе реализации проекта дети овладевают навыками самостоятельного поиска. В ходе проекта решается задача повышения речевой активности детей, совершенствование связной речи, развитие словаря.

Цели: Пополнение и расширение знаний по теме «Первоцветы», формирование лексико-грамматического строя речи, расширение и обогащение активного словаря.

Расширение первичных естественно — научных и экологических представлений.

Закрепление знания примет весны.

Расширение и уточнения словаря по теме.

Совершенствование грамматического строя речи

Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.

Предшествующая работа: рассматривание иллюстраций, дидактические игры, чтение произведений о первых цветах, разучивание стихов,

чистоговорок, изготовление поделок, наблюдения за цветами на участке детского сада и в парке, подбор и разучивание подвижных игр, заданий для развития памяти, внимания и мышления, экскурсия в парк.

Задачи: Развивать мелкую моторику, логическое мышление слуховое, зрительное восприятие и внимание.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Ожидаемые результаты:

Расширить кругозор знаний у детей проявлять любознательность, уметь поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения; активно участвовать в разучивании стихов, загадок; иметь элементарные представления о первоцветах; выражать положительные эмоции при рассматривании слайдов.

Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленной цели.

Работа по осуществлению проекта проходит в 3 этапа:

1-этап подготовительный: (Понедельник, Вторник).

Задачи воспитателя:

  1. Сформировать интерес к теме «Первые цветы».
  2. Обеспечить необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений.
  3. Развивать умение пользоваться речевыми средствами общения.
  4. Развивать восприятие, внимание, память, мышление у детей.

2-этап основной: (Среда, Четверг).

Задачи воспитателя:

  1. Обогащать материал по теме «Первоцветы».
  2. Активизировать предметный словарь.
  3. Развивать познавательную активность.
  4. Формировать эстетический вкус, отображая красоту цветов в рисунках, аппликации.

3- этап заключительный: (Пятница).

Задачи:

  1. Проанализировать эффективность работы с детьми.

Этапы реализации проекта:

№ п/п

Содержание деятельности

Сроки проведения

1-этап подготовительный

Понедельник

Вторник

Изучение уровня знаний о цветах

Подбор методической и художественной литературы

Информационное обеспечение проекта

Изготовление дидактических пособий по теме

Подбор наглядного материала

Планирование занятия

Составление композиций и аппликаций из цветов

Беседы и рассказы воспитателя о первоцветах

Загадывание загадок и заучивание стихотворений

Дидактические и речевые игры

2-этап основной

Среда

Четверг

Ознакомление детей с первыми весенними цветами.

Украсить полотно весенними цветами

Классифицировать цветы: садовые, полевые, луговые, лесные, комнатные

Составление загадок описательного характера

Работа над пополнением словарного запаса (См. Приложение 1).

Игры и упражнения по теме (См. Приложение 2)

Игра на развитие слухового внимания «Определи на слух самое короткое слово»

Формирование лексико- грамматических средств языка (См. Приложение 3)

Развитие разговорно-описательной речи (См. Приложение 4)

3- этап заключительный

Пятница

Создание альбома «Первые цветы»

Формы реализации проекта:

Занятие (тематическое) (См. Приложение 5);

Создание выставки творческих работ детей, поделки из бумаги или открытки на поставленную тему;

Совместная ИЗО деятельность;

Чтение стихотворений, загадывание загадок, составление рассказов о цветах.

Оборудование: слайды с изображениями первоцветов, иллюстрированный набор открыток, разрезные открытки, пазлы по теме «Первые весенние цветы», цветные карандаши, краски, цветная бумага, альбомы, ватман, контейнер с деталями плоскостного изображения цветов, подборка стихов, загадок и художественных произведений живые первоцветы, мультимедийная установка.

Результат:

1.Удетей пополнился словарный запас.

2. Усовершенствовался грамматический строй речи и связная речь.

3. У детей повысился познавательный интерес и любознательность, высокая активность

4. Установилась взаимосвязь по созданию совместных проектов с воспитателями, что повышает качество реализации образовательного процесса ДОУ

6. Дети бережно относятся к природе, различают и называют цветы ближайшего окружения.

Используемая литература:

1.Н.В. Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада. Санкт-Петербург, «Детство-Пресс» 2006г.

2.Е.А.Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду». Творческий центр. Москва 2007г.

3.И.А. Морозова, М.А.Пушкарёва «Ознакомление с окружающим миром». Издательство Мозаика-Синтез Москва 2006г.

4. А.А. Плешаков «Зелёные страницы». Москва «Просвещение» .1994г.

5. «Книга для чтения в детском саду и дома». Пособие для воспитателей детского сада и родителей». «Издательство Оникс», 2009г.

6.В.Зотов «Лесная мозаика». Москва «Просвещение» 1993г.

7. «Дошкольник» 2009г. №3 Журнал для педагогов.

Приложение 1

Работа над пополнением словарного запаса

Приложение 2

Игры и упражнения по теме » Цветы. Первоцветы Кузбасса»

1.Вспомни и скажи, какие цветы зацветают первыми.

2.Опиши любой из этих цветов. Скажи когда он зацветает , где растёт, как выглядит.

3.Чего больше цветков или листьев? Цветков или лепестков?

4.Какое слово не подходит? (Дуть, дунул, сдул, диванчик. Цветок, цветик, расцветка, свисток, цветастый).

5. Что лишнее и почему? (нарцисс, примула, апельсин. Подснежник, верба. одуванчик. мать-и-мачеха).

6. Сосчитай до 5.(Одуванчик, подснежник)

7.Отгадай загадку и нарисуй отгадку

8.Вставь нужный предлог. (… нарцисса шесть лепестков. Подснежник вырос …проталинке. Цветы поставили …вазу.)

9. Дидактические игры «Угадай и нарисуй» (узнай цветок по описанию и нарисуй его), «Ботаническое лото», «Кто ты?», «Собери букет», «Чей цветок?», «Бывает — не бывает» (Зимой Лена собрала букет ромашек»), «С какого цветка лист?»

Приложение 3

Формирование лексико-грамматических средств языка

  1. Введение в активный словарь детей обобщающие понятия «первоцветы»
  2. Совершенствование сенсорных способностей детей, закрепление знания о цвете, геометрических формах, умения узнавать цветы по запаху. Учить выражать словами свои ощущения.
  3. Обогащение словаря по теме.
  4. Упражнения в образовании и употреблении родственных слов (цветок, цветочек, цветик, цветной)
  5. Введение в пассивный словарь детей сложные слова (первоцветы, разноцветные)
  6. Активизация в речи детей приставочных глаголов в ед.числе (рос-вырос, цветёт-зацветёт-расцветёт)
  7. Обучение детей образованию глаголов от прилагательного (Зелёный –зеленеет. Мать-и-мачеха желтеет. Подснежник белеет.)
  8. Подбирать прилагательные к существительному (весенний, нежный, хрупкий и т.д.), в образовании прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  9. Закрепление умения согласовывать числительные с существительными и включать эти сочетания в предложения.
  10. Упражнение в составлении предложений разных конструкций ( с предлогами в, к, на, за, от и др.),с использованием глаголов хочу, хотят ( Я хочу собрать букет цветов для своей мамы),с использованием союза потому-что ( Цветы вырастают весной, потому-что становится тепло и тает снег.)
  11. Составление предложений по опорным словам.
  12. Развитие разговорно-описательной речи
  13. Составление предложений и рассказов из собственного опыта.

Приложение 4

Развитие разговорно-описательной речи

  1. Развитие образности речи, учить эмоционально описывать цветы, передавая интонацию конца Чтение рассказа «Подснежники» По И. Соколову-Микитову.(Пересказ, ответы на вопросы)
  2. Развитие логического мышления детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы (сравнивать между собой цветы),устанавливать зависимость их жизни от времени года и погоды), исключать четвёртый лишний предмет с обоснованием своего ответа.
  3. Продолжать упражнять в составлении предложений разной конструкции по наблюдениям, в объединении их в рассказ-описание.
  4. Продолжать упражнять в составлении загадок о цветах и умении обосновать свою отгадку.
  5. Учить рассказывать стихи ,диалоги, загадки, соблюдая интонационно-смысловую выразительность.

Приложение 5

Конспект-занятия по теме: «Цветы. Первоцветы Кузбасса» в подготовительной группе.

Цели и задачи:

Расширение и уточнение словаря по теме «Цветы. Первоцветы Кузбасса».

Совершенствование грамматического строя речи, расширение словаря по теме, учить исполнять роли в соответствии с образом.

Учить составлять рассказы-описания о цветах.

Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного внимания, памяти, тонкой моторики, координации речи с движением.

Воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, доброжелательности в игре и на занятии.

Создавать эмоциональный положительный фон.

Продолжать учить видеть красоту природы.

Воспитывать бережное отношение к творениям природы.

Оборудование:

Картинки первоцветов (подснежник, пролеска, фиалка, ландыш, одуванчик, примула, медуница); шапочки для инсценировки ноутбук; цветные карандаши.

Предварительная работа: заучивание загадок, рассказов и инсценировки о первоцветах, рассматривание цветов в альбоме.

Ход занятия.

1.Организационный момент. (Речь с движением)

Улыбаются все люди

Весна, весна! (хлопки в ладоши)

Она везде, она повсюду

Красна, красна, красна (повороты туловища в стороны)

По лугу, лесу и полянке

Идёт, идёт, идёт (шагают)

На солнышке скорей погреться

Зовёт, зовёт, зовёт (зовут к себе)

И в ручейке лесном задорно

Звенит, звенит, звенит (щёлкают пальцами)

По камушкам в реке широкой

Журчит, журчит, журчит (потирают руки)

Разносит запахи повсюду

Цветов, цветов, цветов (делают «цветок»)

И всё живое сразу слышит

Весенний зов (сжимают и разжимают кулачки).

Воспитатель: Весна – это время, когда природа пробуждается от зимнего сна. Все живое тянется к теплу, к солнечному свету. Чуть запахло весной, и появились первые цветы.

Первые весенние цветы радуют нас своей красотой и тонким ароматом.

Пальчиковая гимнастика «Фиалка».

На солнечной опушке Дети стоят.

Фиалка расцвела – Руками изображают цветок.

Лиловенькие ушки

Тихонько подняла. Цветок над головой.

В траве она хоронится Взмахом рук показывают вниз.

Не любит лезть вперед,

Но всякий ей поклонится Наклоняются и «берут цветочек».

И бережно возьмет.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какое сейчас время года? (Весна). Назовите весенние месяцы.

Дети:

март

апрель

май

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычная встреча. Встреча с весенними цветами. Как называются цветы, которые зацветают первыми?

Дети: Они называются первоцветы.

Воспитатель: Посмотрите на полянку, какие первоцветы вы сейчас видите. Подойдите к этим цветам (дети смотрят изображения па мультимедийной доске)

Дети загадывают загадки:

1.Из под снега вырастают

Раньше всех весну встречают.

(Подснежники)..

2.У реки на лугу

Босиком на снегу,

Первые цветочки –

Желтые глазочки.

(Мать — и — мачеха).

3.Даже ночью муравьишка

Не пропустит свой домишко,

Пусть дорожку до зари

Освещают фонари:

На больших столбах подряд

Лампы белые висят.

(Ландыш).

4.Белым шариком пушистым

Я красуюсь в поле чистом,

Дунул легкий ветерок –

И остался стебелек. (Одуванчик)

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем.

«Букет»

Воспитатель:

Ходим, ходим по лужку, Дети двигаются по кругу,

Собираем по цветку. в центре ребенок с букетом.

Красный, белый, синий цвет…

Замечательный букет!

Кто же, кто же, кто готов

Получить букет цветов?

И не ты, и не ты –

Вот кому мои цветы! Отдают букет другому ребенку.

Воспитатель: Я предлагаю вам понюхать цветы. Понюхаем. Аромат цветов вдыхаем. Вдох носом. Выдох ртом с произнесением «Ах, как чудно пахнет цветок».

Воспитатель: Цветы перепутались. Помогите их разобрать. На экране разные цветы. Вам надо назвать лишний цветок и объяснить, почему он лишний.

Электронная игра «Четвертый лишний»

• Подснежник, фиалка, крокус, роза.

• Колокольчик, медуница, примула, ландыш.

• Пролеска, астра, одуванчик, подснежник.

• Фиалка, пролеска, пион, ландыш.

• Мак, подснежник, медуница, крокус.

Воспитатель: Я вам буду называть цветы, а вы мне говорите ласково.

Дидактическая игра «Назови ласково»

Цветок –

Подснежник –

Пролеска –

Фиалка –

Примула –

Медуница –

Воспитатель: Ребята, кто правильно ответит на вопрос.

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Ранние цветки –

Холодно –

Солнечно –

Расцвел цветок –

Большой цветок –

Мягкая земля.

Воспитатель: Каждый цветок красив по отдельности.

Упражнение «Цветок».

Вырос цветок на весенней полянке, Дети соединяют неплотно ладони

Нежную голову робко поднял. и поднимают их перед собой.

Ветер подул – он качнулся неловко, Покачивают ладонями медленно,

Он испугался, затрепетал. быстро.

Ветер бутоны качает упрямо, Наклоняют ладони соответственно

Вперед и назад, налево, направо. вперед, назад, влево, вправо.

Воспитатель: Мы с вами назвали весенние цветы. Постарайтесь описать весенний цветок.

(На экране появляется подснежник).

Это подснежник. Подснежник – растет под снегом. Это цветок появляется ранней весной. У подснежника светло-зеленый стебелек с бутонами. Цветы белоснежно-голубоватого цвета. Подснежники первыми выходят из-под снега. Расцветают они, когда на деревьях еще нет листьев.

(На экране появляется медуница)

Это медуница. Медуница – появляется ранней весной. На стебельке этого растения одни цветы темно-розовые, другие – сиреневые, третьи – ярко-синие. Название «медуница» происходит от слова «мед», потому что цветки этого растения наполнены сладким душистым нектаром. Медуница любит яркий солнечный свет. По окраске цветка пчелы сразу определяют, есть в нем мед или нет. В нераспустившихся бутонах розового цвета меда совсем немного. Когда мед накопится, цветок становится сиреневым, а когда увядает – синим. Из высушенных листьев и стебельков пьют чай при болях в горле, кашле.

(На экране появляется ландыш)

Это ландыш. Ландыши растут в тени деревьев. Между двумя листьями высокая ножка. На ней несколько белых колокольчиков. Ландыши расцветают в мае. У ландыша очень нежный запах. Плоды ландыша созревают осенью. Это большие красные ягоды. Они ядовиты. Из ландышей делают лекарство. Ландыши – полезные лекарственные растения.

(На экране появляется фиалка)

Это фиалка. Фиалка – расцветает в середине мая. Фиалки растут под деревьями и кустами. Название фиалка произошло от названия цвета лепестков. Лепестки фиолетовые – цветок называется фиалка. Фиалку используют в медицине для приготовления лекарств. Некоторые виды фиалок обладают нежным запахом.

(На экране появляется одуванчик)

Это одуванчик. Одуванчик – расцветает в мае. Ярко-желтые, мелкие цветочки одуванчика собраны в круглую корзинку, расположенную на самом верху длинного стебля – цветоноса. На этом стебле нет листиков. Растут одуванчики в огородах и садах, вблизи домов, по обочинам дорог, на лугах и полянах. Одуванчик – лекарственное растение.

(На экране появляется примула)

Это примула. Цветение наступает ранней весной. Светло-зеленые или ярко-зеленые листья. Ароматные цветки. Цветы примула могут быть желтым, розовым, белым, красным цветом.

Воспитатель: Действительно, весной появляется много красивых, ароматных цветов.

Воспитатель: Ребята, волшебница весна, передала для вас эти замечательные цветы, срисуйте их.

Окончание занятия. Воспитатель предлагает вспомнить, чем они занимались на занятии. Оценивается деятельность каждого ребёнка.

КРАСНАЯ КНИГА

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

«ПЕРВОЦВЕТЫ КУБАНИ»

ПОДСНЕЖНИК ВОРОНОВА Galanthus woronowii Losinsk. 1935

Травянистый луковичный поликарпик. Высота – 20–25 см. Луковицы 1–3 см в диаметре. Листья линейные, кверху несколько более широкие, книзу постепенно суженные, 10–15 мм шириной и 20–25 см длиной, на верхушке туповатые, с колпачком, к моменту цветения складчатые со складками, завернутыми кнаружи. Наружные листочки околоцветника около 20 мм длиной и 10–13 мм шириной. Пыльники остроконечные.

Особенности биологии, экологии. Цветет в январе – марте. Семена созревают в апреле, размножается семенами и вегетативно (дочерними луковичками). Плоды дозревают на поверхности почвы. Подснежники образуют тесные заросли, по 5–20 особей.

Распространение. Россия, Краснодарский край: Западное Закавказье: Туапсе-Адлерский район (ЧПК от долины р. Туапсе до южной границы края, округ пос. Красная Поляна, с. Волконка, р. Чухукт (Каткова Щель), р. Чимит (Зубова щель), Глубокая Щель, пос. Беранда, рр. Кирово. Изолированно произрастает в Туапсинском районе на ручье Бжишу.

Лимитирующие факторы. Интенсивный сбор на букеты, освоение предгорной зоны г. Сочи, выкопка луковиц.

Меры охраны. Необходима организация ботанического памятника природы, контроль над состоянием популяций.

ПОДСНЕЖНИКАЛЬПИЙСКИЙ Galanthus alpinus Sosn. 1911 Семейство

Амариллисовые – Amaryllidaceae

Краткая морфологическая характеристика.

Травянистый луковичный поликарпик. Высота – 10–20 см. Луковица 2,4–4 см длиной и 1–2 см в диаметре. Смена всех луковичных чешуй происходит в течение 3 лет. Листья линейные, светло-зеленые, с хорошо выраженным сизым налетом.

Galanthus platyphyllus Traub et Moldenke, 1947 Семейство

Амариллисовые – Amaryllidaceae

Травянистый луковичный поликарпик. Высота – 10–20 см. Луковицы около 4–5 см длиной и 2,5–3 см в диаметре. Листья плоские, продолговато-ланцетные, темно-зеленые, блестящие, до 3 см шириной, во время цветения 15–16 см длиной и 1–1,5 см шириной, после цветения 20–25 см длиной и 3–3,5 см шириной. Цветонос 10–15(20) см длиной, после цветения – 20–22 см; крыло 3–5 см длиной; цветоножка 1,5–2 см длиной.

Особенности биологии, экологии. Цветет в мае, семена созревают в июне. Размножается вегетативно и семенами. Произрастает в субальпийском и альпийском поясах.

Распространение. Россия, Краснодарский край: Туапсе-Адлерский район.

Меры охраны. Необходим заказной режим охраны горы Ачишхо, контроль над состоянием популяций.

ПОДСНЕЖНИК СКЛАДЧАТЫЙ Galanthus plicatus Bieb. 1819

Травянистый луковичный поликарпик. Высота – 25–30 см. Луковица крупная, продолговатая, до 3 см в диаметре, со светлыми наружными чешуйками. Стебель цилиндрический, с восковым налетом, листья темно-зеленые, также с восковым налетом. Пыльники с острием. Цветки с сильным запахом.

Особенности биологии, экологии.

Цветет с конца января по конец апреля. Относится к растениям с длительным жизненным циклом, а по темпам развития – к растениям с медленным, до 3–4 лет. Растет в буковых и дубовых лесах от нижнего до среднего горного пояса. Декоративен.

В русской традиции все первые весенние цветы принято называть подснежниками. Хотя с ботанической точки зрения истинным подснежником считается лишь галянтус (Galanthus), но в разных регионах нашей страны под этим гордым и милым именем известны самые различные растения из совершенно разных ботанических семейств.

Подснежниками в России чаще всего называют анемоны, или ветреницы (Anemone), печеночницы (Hepatica), прострелы (Pulsatilla), пролески (Scilla), цикламены (Cyclamen) и морозники (Helleborus). Почти все эти растения охраняются законом, так как часто становятся предметом массового сбора с коммерческими целями, а кроме того, сильно страдают от изменений климата и сокращения лесов.

Пролески

В лесах европейской части России чаще всего можно встретить два вида пролесок: сибирскую и двулистную. Сибирская – это знакомый многим «синий подснежник». Она очень неприхотлива и хорошо размножается детками и семенами, которые растаскивают по округе муравьи. В итоге это растение формирует великолепные синие ковры.

Пролеска двулистная имеет на цветоносе несколько небольших цветков с красивыми тычинками. В садах она встречается реже, но в массе не менее эффектна.

Пролеска. Фото: Commons.wikimedia.org / Bouba at fr.wikipedia

Печеночницы

Эти растения получили свое название благодаря листьям, по форме напоминающим изображение печени в средневековых трактатах. Широко распространено заблуждение, что с их помощью некогда лечили болезни этого внутреннего органа, чего никогда не было.

В европейской части России встречается печеночница благородная, на Дальнем Востоке – азиатская. Сейчас эти растения пользуются поистине бешеной популярностью. Коллекционеры гоняются за новейшими и дорогущими сортами, забывая о том, что самая простая печеночница из русского леса столь же прелестна и трогательна, как и ее иностранные родственницы. Там, где печеночницы произрастают массово, можно встретить формы с белыми, розовыми, фиолетовыми и махровыми цветками. Посадив в саду несколько разновидностей, которые будут переопыляться, со временем вы сможете наблюдать за появлением у печеночниц новых окрасок, поскольку они неплохо размножаются семенами.

Важно В садах все первоцветы – желанные гости. Но выкапывать их в лесу, чтобы потом высадить на своем участке, ни в коем случае нельзя. Во‑первых, их можно купить в садовых центрах или у цветоводов‑любителей. Во‑вторых, многие из них плохо переносят пересадку из леса в сад и погибают. Исключение может быть сделано лишь для спасения растений на будущих строительных площадках или в местах, где идут массовые вырубки. Да еще, пожалуй, можно забрать в сад единичное растение, которое резко отличается от своих сородичей. Неважно чем: размерами и махровостью цветков, их оттенком или окраской листьев. Если найденный вами экземпляр сохранит свой необычный облик в саду, то фактически вы станете обладателем нового сорта. Такие милые мутанты (не надо бояться этого термина!) большая редкость, но в природе они чаще всего быстро исчезают. Печёночница благородная. Фото: Commons.wikimedia.org

Ветреницы (анемоны)

Название этих милейших цветочков (что русское, что латинское) связано как с особенностью нежно кивать «головками» при малейшем дуновении ветра, так и с распространением их семян при помощи ветра.

В западных районах нашей страны больше распространена ветреница дубравная с белыми цветками, дальше на восток доминирует лютичная – с желтыми. В природе среди десятков тысяч обыкновенных цветков можно заметить отличающиеся по степени махровости или по окраске. Из таких естественных мутантов происходит большая часть современных сортовых ветрениц. А их известны уже десятки: розовые, красные, синие, голубые, лиловые, кремовые и даже зеленые!

Ветреница корончатая — типовой вид рода Ветреница. Фото: Commons.wikimedia.org/MathKnight and Zachi Evenor

Прострелы (сон-трава)

Крупные и заметные в лесу цветки прострелов всегда привлекали внимание людей. Увы, в окрестностях больших городов эти растения практически исчезли. Мало кто поверит, но еще полвека назад прострелы украшали весной леса Серебряного бора, Кузьминок и Раздоров в ближнем Подмосковье. Сейчас эти популяции полностью истреблены. А ведь выкопку и пересадку эти растения переносят очень плохо. Куда как предпочтительнее размножить прострелы семенами, которые надо посеять сразу же после сбора. Сохранили бы и природу, и сады бы обогатили. Пока же садоводы покупают прострелы польского и голландского прозводства. Сон-трава известна несколькими, иногда не очень-то и похожими друг на друга видами. Окраска их цветков может быть белой, желтой, красной, синей, голубой и пурпурно-черной. Прострел. Фото: Commons.wikimedia.org

Первоцвет (примула)

Это одно из любимейших в русском фольклоре растений. Баранчики, ключики – как его только не называют! Последнее название имеет глубокий смысл. Ведь в странах Северной Европы издревле считалось, что ключи от весны, висящие на поясе одноименной богини, имеют форму цветков именно этих растений! Обыкновенную лесную примулу знают почти все, но, к сожалению, крайне редко используют в дизайне своих садов. А ведь это великолепное неприхотливое и долговечное растение, легко выращиваемое из семян.

Примулы различной окраски. Фото: Commons.wikimedia.org

Калужницы

Калужницы получили свое название от старого русского слова «калуга», что означало придорожную яму с водой. Они действительно растут в воде, предпочитая ручьи с талыми водами и небольшие лесные речушки. Но мало кто знает, что при обеспечении их поливом калужницы неплохо себя чувствуют под сенью больших деревьев на богатых почвах. Это прекрасные теневые растения. В садах же их чаще можно увидеть в небольших декоративных водоемах. В продаже можно найти махровые и белые формы калужницы болотной.

Калужница Фото: Commons.wikimedia.org