Золотая фольга

Возможно ли сделать декоративное золочение своими руками, если ты новичок и не имеешь никакого опыта? Конечно! Именно для того, чтобы познакомить вас с этим процессом, и создавалась эта публикация.

В этом мастер-классе рассмотрим два способа золочения при помощи потали и тонерочувствительной фольги.

Нам понадобится:

  • бумага
  • клей для потали
  • поталь листовая
  • тонерочувствительная фольга
  • лазерный принтер
  • ножницы или нож позолотчика
  • кисть лампельзель или веерная кисть
  • вата или агатовый зубок
  • карандаш и ластик

Золочение поталью

Поталь — это имитация сусального золота или серебра, не содержащая в себе благородных металлов. Выпускается в хлопьях, листах и рулонах, бывает трансферная (на тонкой бумаге для облегчения работы с ней) и свободно листовая (без подложки).

Клеится такой материал на специальные клеящие составы. И здесь начинается самое интересное, вот самые основные виды клеев:

Спиртовой

Состав на спиртовой основе имеет стабильную и длительную липкость (отлип). Благодаря этому с поталью можно работать в течение 48 часов. Однако такой клей требует финишного покрытия защитными составами для повышения износостойкости.

Масляный

Имеет более низкую клеющую силу, чем спиртовой. Масляные клея капризны, т.к. требовательны к уровню влажности и температурному режиму. Слой нанесения должен быть равномерный и очень тонкий. Для начинающих такой клей может не подойти, потому что работать с ним очень сложно. Основное преимущество таких составов — после полного высыхания финишное покрытие не требуется.

Водный

Существует огромное количество водно-акриловых составов. Работать с ним просто. После нанесения слоя золочение допускается начинать через 15 минут, полчаса или час, обычно временной интервал указывается на упаковке. Этот клей бывает пигментированный, в виде пасты, в тюбике или в форме карандаша. Мы с вами будем использовать такой клей, потому что он доступный, недорогой и подходит для новичков. Пожалуй, самый популярный клей из этой серии — это «таир».

«Таир» — это состав, предназначенный для трансферной, свободной листовой потали, а также в хлопьях. Клей прозрачный, универсальный, на водной основе. Им можно работать на деревянных, металлических, стеклянных и пластмассовых поверхностях. Нужно нанести на основание тонкий слой, 3-5 мин. подождать (клей станет прозрачным) и приступать к декорированию. «Таир» продолжительное время сохраняет клеящие свойства, благодаря чему работать с ним очень удобно.

1 шаг. Подготовим рисунок нашей будующей композииции под золочение. Я выбрал мотивы, навеянные орнаментами в духе модерн и ар-деко.

Проработаем детали и цветовое решение, помня о том, как будет контрастировать наш рисунок с золочеными фрагментами (в моем случае я буду золотить весь фон).

2 шаг. Когда все будет готово, можно приступать к нанесению клея для потали. Я это буду делать небольшими участками, не спеша и не волнуясь за то, что клей успеет сильно подсохнуть.

3 шаг. После того, как слой равномерно нанесен, можно нарезать поталь на куски (строфья) нужного нам размера, я это делаю самыми обычными ножницами. А если вы хотите подойти к делу профессионально, то, конечно, нужно использовать нож позолотчика и специальную подушку. Листовая поталь толще сусального золота, и если поталь не сложно резать ножницами, то сусальное золото такого не позволяет. Набрасывать поталь я буду веерной кистью, а на самом деле для этого существует кисть лампельзель. Для того, чтобы кисть лучше подхватывала поталь, ее нужно немного наэлектризовать (провести по руке или волосам).

4 шаг. Как только поталь успешно наброшена на нужный участок, берем кусочек ваты и начинаем легонько притирать ее к бумаге. Профессионалы для этого используют не только вату, но и агатовый зубок для придания поверхности равномерного блеска.

Поталь приклеится только в том месте, на котором был клей, лишние края сами ровно оторвутся по контуру после притирания ватой.

Убедитесь, что все выполнено, как и задумывалось, если остались места без позолоты, снова нанесите клей и наложите поталь.

Пожалуй, это все базовые особенности работы с поталью. Наслаждайтесь своим результатом! А теперь пришло время рассказать о другом способе золочения, более простом и доступном.

Золочение тонерочувствительной фольгой

Тонерочувствительная фольга — это металлизированная полиграфическая фольга, которая фиксируется на тонере лазерного принтера при нагреве и прижатии.

Для наилучшего результата при таком тиснении рекомендуется распечатать черно-белое изображение на лазерном принтере, а затем прогнать напечатанное изображение с тонерочувствительной фольгой вместе через ламинатор. И если лазерный принтер у многих есть на работе, дома или у знакомых, то ламинатор штука не такая популярная.

Есть одно простое решение, которое заменит ламинатор — это обычный бытовой утюг. Понадобится немного потренироваться, прежде чем получится качественный результат. Но оно того стоит, т. к. именно утюг придаст изображению винтажный, неповторимый металлический эффект.

1 шаг. Нарисуйте орнамент, текст или найдите понравившиеся изображения в интернете, но помните, что лучше обойтись без слишком мелких деталей. Я напишу текст, который у меня ассоциируется с золотистым блеском и ярким светом.

Я всегда работаю сначала на бумаге и только потом перевожу изображение в цифру. Самый удачный рисунок я сканирую и загружаю в Иллюстратор. Для отсканированного изображения создаем слой, настраиваем его непрозрачность и блокируем.

Далее создаем новый слой, выставляем линейки и инструментом перо обводим изображение. Редактируем форму там, где нужно, и заливаем черным цветом.

Подробнее о методе такого переноса в векторный вид я рассказал в своем прошлом мастер-классе про создание логотипа.

2 шаг. Далее печатаем наше изображение на лазерном принтере, бумага при этом должна быть гладкой. Поэкспериментируйте с разным цветом бумаги.

3 шаг. Нарежем нашу тонерочувствительную фольгу и накладываем на изображение. Разогреваем утюг, но ни в коем случае его нельзя перекалить, иначе фольга начней морщится и пригорать. Приглаживать утюгом фольгу нужно на ровной твердой поверхности и лучше проложить лист бумаги между фольгой и утюгом.

Вы увидите, как фольга приливает к тонеру, и как только все получится, нужно легким движением сорвать ее с бумаги.

Спешить нельзя, делайте это предельно аккуратно и медленно.

И не волнуйтесь, если с первого раза не получилось, просто нужно наработать определенный навык.

Представьте, сколько таким способом можно задекорировать открыток и приглашений, не обращаясь в типографию. К тому же эту технику можно комбинировать с различными декоративными приемами.

Золочение сусальным золотом

Позолота дерева (мебели, багета, резьбы, лепнины) сусальным золотом состоит в наклеивании тонких листов благородного металла на обрабатываемую поверхность. Сусальное золото – это тончайшие – от 0,1 до 0,8 микрон, почти прозрачные листы настоящего золота. Проба, как правило, соответствует 22 каратам (916 грамм золота на 1000 грамм сплава). В зависимости от лигатуры, цвет может быть лимонный, желтоватый, зеленоватый и красноватый или промежуточный оттенки. Зеленоватый оттенок получается при повышенном содержании серебра, красноватый – меди. Традиционно, в России, для позолоты дерева, икон, лепнины, резьбы и мебели, использовали червонное золото (красноватое). В европейских странах позолота мебели осуществлялась более светлыми сплавами и сусальным серебром.

Стоимость реставрации золочения резьбы и лепнины зависят от объёма и сложности рельефа. Рассчитывается в квадратных дециметрах. В среднем, от 1500 до 3000 рублей за кв. дециметр. Точнее стоимость рассчитывается по фотографии, присланной на нашу почту Elena@restavraciy.ru.

Реставрация мебели со старинной позолотой

Политика нашей мастерской сохранение подлинности. Лучше бережно укрепить отслоение позолоты, очистить старое потёртое покрытие с просвечивающимся полиментом, чем тотально покрывать все поверхности новым. Хотя, в некоторых случаях полное золочение необходимо, а решение принимается в каждом конкретном случае индивидуально. Получить консультацию реставратора о возможных вариантах восстановления старинной позолоты цене и сроках можно через нашу почту Elena@restavraciy.ru, прислав одну или несколько фотографий резьбы или лепнины своего кресла, багета, рамы, или части мебельного декора.

Неопытные мастера, чаще всего начинают реставрацию с расчистки. Именно на этом этапе погибает огромное количество антиквариата. Вместе с налипшими загрязнениями и запылённостью легко удаляется рыхлый полу разрушенный левкас, иногда до дерева, безвозвратно унося с собой подлинность и историческую достоверность. В научной реставрации первый этап – это консервация в т.ч. фотофиксация. Крайне желательно, что бы расчистку и консервацию выполнял реставратор, имеющий опыт работы с золоченым деревом, особенно скульптурной резьбой.

Приёмы очищения позолоченной мебели, рамы, резьбы, багета зависят от вида поверхностных загрязнений и от способов нанесения золочения на основу. Плотные сухие пыльные наслоения возникают при хранении вещей в сухом проветриваемом помещении, где не горели жировые свечи, не топилась коптящая печь, не приготовлялась пища. В этом случае, плотный однородный сухой слой пыли можно удалить пеной слабого мыльного раствора. Расчистку производят точными, быстрыми движениями, что бы не допустить намокания дерева. Бывает более сложный вид загрязнения – смесь пыли с жировыми наслоениями и копоти. В этом случае, используется растворитель, способный разрушить слой жирной плёнки, не повредив при этом клеевое соединение сусального слоя с подложкой. В противном случае золочение смывается вместе с пыле-жировой плёнкой. Иногда, после излишне усердного очищения вместо золоченого дерева остаётся чистое.

Обнаруженная в ходе расчистки позолота, лепнины или резьбы не требует специальной обработки, потому что хорошо исполненной расчистки и консервации обычно бывает достаточно. Просвечивающийся сквозь потёртое золочение бордовый полимент придаёт экспонату особенно лепнине достойную глубину и красоту. В современной мебели полимент имеет яркий салатовый цвет.

Покрытие на рыхлом левкасе необходимо с большой осторожностью очищать и одновременно укреплять слегка влажной мягкой кистью, смоченной слабым водным раствором мездрового клея. Жидкость смоет чуждые наслоения, а проникший в левкас или дерево клей при высыхании укрепит его, придаст прочность и сохранит золочение на долгие годы.

Иногда позолота отслаивается чешуйками вместе с кусочками левкаса. Чешуйки приклеиваются на прежние места всё тем же мездровым клеем с помощью фторопластового шпателя.

Сложные случаи реставрации золочения – восстановление не только покрытия, но и воссоздание потерянных деталей декора резьбы и лепнины с их последующим вызолачиванием.

Золочение на полимент

Различают водное «на полимент» и масляное «на мордан» золочение, а так же смешанную технику (их сочетание).

Водное золочение «на полимент» — старинная технология. Красота достигается благодаря виртуозной, резной скульптурной работе по левкасу, а так же за счет контрастов между полированной и матовой поверхностями позолоты.

Масляное золочение «на мордан» более современная и менее трудоёмкая технологии. Дерево грунтуется, вышлифовывается, далее покрывается тонким слоем лака мордан, слегка просушивается до состояния «на отлип». Наклеенное на мордан, в отличие от золота «на полимент» не полируется. Золочение на мордан получается однородным, по степени блеска. Сплошное или частичное золочение мебели в настоящее время производится на жидкие синтетические лаки или специальные клеи.

Так как листики слегка прозрачные, на оттенок золоченой поверхности может так же влиять и цвет полимента. В России и странах восточной Европы традиционно использовали бордовый полимент вследствие чего, Русская позолота киотных рам и мебели имеет красноватый оттенок. Во Франции полимент был голубым и желтым, в Италии часто используется зелёный полимент. Начиная с середины 19 века, широко используется способ укладки сусального золота на бесцветный лак мордан. В этом случае золочение кладётся на белый левкас без дополнительного подсвечивания полиментом.

Исходя из этого, становиться понятно, почему практически невозможно, «попасть в цвет» при восстановлении частично утраченной позолоты . Новые вставки ярко выделяются по цвету, по степени блеска. Лучше сохранить следы старого, «родного» золочения, чем пытаться имитировать уникальные произведения старых мастеров.

C уважением, Елена Жилина.
+7 (495) 364-93-23

Галерея мастерской

Ориентировочная цена реставрации (прайс на 9 января 2020 г.)

Цена, рубли
Стул 5000 — 20000
Кресло 10000 — 30000
Диван 30000 — 60000
Стоимость, рубли
Стол 10000 — 40000
Буфет 30000 — 80000
Шкаф 30000 — 80000

Восстановление лакокрасочного покрытия

Отделка Руб./кв. метр
Вощение 500
Полировка 1500
Шеллак 2000
Золочение 3000
Декориро­ва­ние Руб./кв. дм
Патинирование 50
Роспись 200
Маркетри 500
Мозаика 1000

Отослав нам заполненную форму c фотографиями, а так же задав вопрос, вы получите полную информацию о предмете (что это, материал, возраст) стоимость работ по его восстановлению. Далее реставратор приедет на место, осмотрит его, определит окончательную цену реставрации.

Окончательная цена меняться не будет. Выезд бесплатно.

В данном мастер-классе я покажу и расскажу о технике золочения сусальным золотом. Возможно, что это не классическая техника, но я пользовался ей не однократно и проверена мной временем и качеством.

Сложность в данной работе состояла в том, что поверхность для золочения не была плоской, помогала в золочении мне супруга.

В данной работе не требовалось идеальное качество наложения золота, заказчику наоборот, хотелось, чтобы золото было наложено немного «небрежно», как бы состарено, но без применения античного битума и искусственного старения.

Для золочения я использовал следующие материалы:

1. Сусальное золото.

2. Клей для сусального золота.

3. Лапензель.

4. Вазелин.

5.Тампон тканный.

6. Нож.

7. Подушечка из замши.

8. Наждачная губка и шкурка.

9. Шеллак.

10. Грунт.

11. Акриловый лак.

12. Кисть.

Приготовление к работе.

Золочение лучше производить в чистом сухом помещении, с хорошим освещением и обязательно без сквозняков, так как золото очень легкое и может улетать с подушечки даже от быстрого движения руки.

Материалом для данного золочения у меня служит изголовье кровати, царги и изножье из массива ореха.

Для начала дерево отшлифовано наждачной губкой, чтобы впоследствии небыло видно неровностей от ножа.

Загрунтовано прозрачным грунтом, отшлифовано и далее покрыто прозрачным лаком. Покрываю изделия лаком при помощи краскопульта (использую мебельный грунт и лак производства Италии).

После высыхания лака места, которые планируется позолотить снова прохожу очень мелкой наждачной шкуркой. Если вы беретесь за золочение готовой мебели, то это и будет вашим первым этапом.

Покрываю шеллаком. После полного высыхания шеллака можно приступать к золочению.

На поверхность наношу клей для сусального золота, в данном случае я использовал клей на водной основе. Это уже готовый раствор, его не нужно разбавлять и с чем-либо смешивать. В отличие от золочения на мордан этот клей быстро сохнет и процесс золочения идет быстрее. Клей следует наносить равномерно, чистой кистью очень тонким слоем. Дать ему высохнуть, от получаса до 2-х часов, в зависимости от температуры в помещении. Высыхание будет заметно на глаз: клей на вид станет матовым и если прикоснуться к пролаченной поверхности будет чувствоваться «отлип».

Теперь нужно подготовить золото.

Переносим лист золота из книжки на замшевую подушечку (тканевая подушка даст ворс и может прорезаться при использовании ножа), чтобы разровнять лист на подушке нужно подуть на него короткими и несильными дувками, направленными строго сверху вниз (если подуть сбоку, золото просто улетит с подушечки). Если изделие большое, то можно покрывать его целым листом золота, в моем случае необходимо его нарезать на куски нужного мне размера.

Нож для этого должен быть очень хорошо заточен и отполирован, не должен иметь зазубрин, иначе золото будет рваться при нарезании.

На тыльную сторону руки наносим тонким слоем вазелин, берем лапензель, проводим им сначала по нанесенному вазелину и далее поддеваем им лист золота (иначе, без вазелина золото к лапензелю не пристанет), переносим лист на клейкую поверхность. Тампоном прижимаем лист.

Следующий лист накладываем рядом, на стыке необходимо сделать наложение одного листа золота на другой.

После укладки достаточного количества золота необходимо еще раз прижать тампоном золото к поверхности и после этого горизонтальными движениями пройтись по стыкам, сначала приглаживая в сторону наложения стыка, а после уже можно поперек, тем самым излишек золота аккуратно приклеится и не будет виден шов.

Если шов все же виден, то необходимо это место покрыть клеем и после его подсыхания нанести золото.

Также важно при полировке не нажимать сильно на золото, иначе оно может остаться на тампоне. Повторюсь, что в данной моей работе для заказчика не было нужным идеальное качество наложения золота и некоторые неровности (по согласованию) оставляли без изменения и доделки.

Готовую отполированную поверхность покрываем шеллаком, после его высыхания изделие готово.

Не советую покрывать золото другим лаком: акриловым, полиуритановым… Возможно, что он даст реакцию с золотом и получится кракелюр или сворачивание золота. Если же данное покрытие принципиально необходимо, советую сделать пробное нанесение лака на небольшом участке или на другом пробном элементе.

В моем итоге получилась вот такая красивая кровать, украшенная сусальным золотом, которое придало ей элегантность, утонченность и богатый внешний вид.

С уважением, Олег.

Декорирование предметов архитектуры и искусства сусальным золотом применяется с давних времен. Ещё в Древнем Египте, Греции и Китае его использовали для украшения статуй, зданий, мебели и бытовых предметов. В Россию техника покрытия позолотой церковных куполов пришла из Византии. Декорирование сусалью приобрело популярность благодаря тому, что позволяло создавать эффект полностью золотого изделия при относительно малом расходе драгоценного металла.

Особенности сусальной фольги

Название материала произошло от старинного русского слова «сусал», что в переводе на современный язык значит «лицо». Им покрывали внешние (лицевые) части предметов, что придавало им особенно роскошный и богатый вид.

Не все знают, что такое сусальное золото. Определение состава его следующее: это тончайшие золотые листы толщиной от 0,1 до 0,25 микрона (1 микрон = 0,001 мм). Обычно их продают сшитыми в книжечки, листы которых переложены тончайшей шелковой или папиросной бумагой. Руками эти изделия брать нельзя, так как они легко ломаются и рвутся.

Как правило, для изготовления сусали применяется золото 960 пробы. Но из-за малой прочности драгоценного металла его нередко используют в сплаве с другими материалами. В состав сусального золота может входить:

  • медь;
  • серебро;
  • никель;
  • кадмий;
  • цинк.

В зависимости от добавок материал может иметь красный, желтый, зеленый и белый оттенок. Существует два стандарта изготовления сусали:

  1. Российский. Книжка имеет размер 91,5х 91,5 мм. В ней содержится 60 страниц, разделенных тонкой бумагой. Ее вес — от 1 до 5,5 г .
  2. Европейский. Книга состоит из 25 листов размером 80х80 мм.

Имеется и другая форма сусальных листов — закрепленная или трансферная. Тончайшие золотые слои крепятся на вощеную бумагу и сшиваются в книжку. Главная особенность фольги — это ее способность прилипать к любым поверхностям на молекулярном уровне. Трансферное золото крепится подобно наклейкам: его прикладывают золотой частью к обрабатываемой поверхности и придавливают. Через некоторое время шелковую бумагу снимают, а золото остается на поверхности. Его используют для декорирования ровных поверхностей, обработанных специальным клеящим составом.

Работать с сусальным золотом в свободных листах сложнее. Их отслаивают от бумаги специальными инструментами, а затем кисточкой с натуральным ворсом прикрепляют к обрабатываемой детали. Нанесение фольги такого вида возможно на объекты любой формы.

То, сколько стоит сусальное золото, зависит от его состава и вида. Так, цена трансферной фольги ниже, чем свободной.

Технология изготовления

Изготовление сусали известно не одно тысячелетие. В Китае, в провинции Лон Тан, ее производят уже более 1700 лет. В России знаменитые мастера-сусальщики издавна работали в городе Пошехонье Ярославской области. К сожалению, в настоящее время сусальная фольга там не производится, и секреты ее утеряны.

Изготовление тончайших листов из золота возможно благодаря тому, что это металл чрезвычайно ковкий и мягкий, поддающийся расплющиванию. Процесс производства отличается трудоемкостью. Он происходит в несколько этапов:

  1. Отливают брусок размером 20x5x1 см.
  2. Раскатывают его в полосу длиной 30 м.
  3. Полосу разрезают на квадраты и собирают в стопки, перекладывая бумагой. В каждой содержится от 100 до 300 листов золота.
  4. Стопки помещают под молот, где по ним наносят более 2000 ударов. Каждый квадрат расплющивается в окружность толщиной в доли микрон.
  5. Из окружностей вырезают квадраты и складывают их в книжку.

Наиболее сложная часть — отбивка. Чтобы получить листы одинаковой толщины, без утолщений и выбитых участков, удары молотом нужно наносить с заданной силой и в определенной последовательности.

В прежние времена при изготовлении золотых листов мастер мог рассчитывать только на собственную сноровку и глазомер. Еще с древности было разработано много секретов, предназначенных для облегчения работы. Так, для квадратов делали специальную оправу из плевы говяжьей печени или кишок, по которой мастер бил молотом. На изготовление каждой книжки уходило несколько дней.

В современном производстве внутренности животных не используются, они заменены высокотехнологичными пластмассами. Процесс автоматизирован, и производственный цикл проходит в течение 10 часов. В настоящее время существует 3 метода отбивания золота:

  1. Полностью ручной (исторический), где молотобоец бьет молотом по стопке, рассчитывая на собственный глазомер. Таким способом трудно получить листы равномерной толщины и книжки одинакового веса.
  2. Стопку обрабатывают автоматическим молотом, который наносит удары одинаковой силы. Мастер вручную передвигает стопку под молотом.
  3. Производство автоматизировано полностью. Удары наносятся автоматическим молотом, а передвижением стопки управляет компьютерная программа. Этот способ позволяет получить листы максимальной точности и высокого качества. С помощью промышленных роботов золотую фольгу производят в Италии и Германии.

Сделать сусальное золото в домашних условиях чрезвычайно трудно. Чтобы получить его, некоторые мастера прокатывают золотые слитки на специальных механических или ручных ювелирных вальцах, затем отбивают молотом. Этот процесс очень трудоемкий и не всегда позволяющий изготовить изделие нужной толщины. Таким способом делают фольгу толщиной до 1 микрона.

Дешевые имитации

Сусальная фольга — дорогой и тяжелый в обработке материал, поэтому в повседневной жизни широко используется ее имитация, так называемая поталь. Она стоит намного дешевле. В химическую формулу сусального золота такого вида может входить сплав цинка и меди, серебра и алюминия.

Листы потали гораздо более массивны, чем настоящая золотая фольга. Хотя они довольно привлекательны на вид и имеют множество золотистых оттенков, но их фактура грубая, они меньше блестят. Этот материал подвержен коррозии и быстро покрывается патиной. После нанесения его обрабатывают желтым лаком.

Очень часто в качестве потали используется сульфид олова, входящий в состав краски для позолоты. Последняя разработка в этой области — это фольга из меди, покрытая тонким слоем никеля и кобальта. На вид ее трудно отличить от золотой.

Использование материала

Сусальные листы используют для декорирования предметов культа в различных религиях. В православии ими украшают иконы, церковную утварь, купола церквей. Для отделки небольших предметов используют тонкую золотую фольгу, а для украшения куполов — листы большей толщины, придающие прочность.

Золотом украшена лепнина и скульптуры во дворцах и резиденциях правителей. Также его применяют для отделки предметов интерьеров. Сусальную фольгу и поталь используют для украшения:

  • экстерьеров зданий (куполов, шпилей, кариатид);
  • внутренних архитектурных элементов (лепные элементы потолков, колонн, арок);
  • металлических изделий;
  • картин и мебели;
  • ювелирных украшений.

Позолоченные детали могут создавать красивые акценты в современных интерьерах. Сочетание золотых элементов с белым цветом создают ощущение легкости и воздушности в гостиных, спальнях и ванных комнатах. Элегантно смотрятся синие и бирюзовые детали с вкраплениями золота. Главное — во всем соблюдать меру, иначе оформление жилища будет выглядеть безвкусно и вызывающе.

Золотая фольга используется не только для декорирования предметов. Существует пищевое золото, обозначаемое как добавка Е175. Оно не имеет вкуса и применяется только как украшение изысканных блюд. В пищевую сусаль заворачивают индийские сладости, золотые кусочки добавляют в некоторые сорта японского чая. Фольгой декорируют роскошные торты, конфеты и другие кондитерские изделия.

В Западной Европе золотые хлопья добавляют в вина и настойки, например, во всемирно известные ликеры Гольдвасер и Голдстрайк, а также в определенные сорта шампанского швейцарского производства.

Сусальное золото — это уникальный материал, придающий изделию роскошный вид. Оно производится трудоемким способом из металла высшей пробы. Это обуславливает высокую цену золотой фольги, но ее красоту и качество переоценить невозможно.